Воздвигнут на известняковом холме Акрополя (гр. Ακρόπολη) возвышается над центром Афин и является самым большим символом города. Самым известным памятником афинского Акрополя является Парфенон (храм, посвященный Афине Парфенос), который определяет весь ландшафт греческой столицы. Помимо Парфенона, на вершине холма сохранилось несколько древних храмов и зданий.
Афинский Акрополь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1987 года. Сейчас это одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире.
В нашей статье мы собрали самую важную информацию, связанную с Акрополем. Внутри вы найдете:
- история Акрополя;
- описание наиболее важных памятников холма и его склонов;
- основная информация о посещении Акрополя;
- информация о билетах в Акрополь и времени работы;
- практические советы и мелочи.
- Афинский Акрополь — краткое описание холма
- Слово "акрополь" — что оно означает на самом деле?
- История Акрополя
- Микенские времена и место поклонения богине Афине
- Упадок и возрождение: золотой век афинского полиса и дни славы Акрополя
- Римские времена
- Сумерки древнего Акрополя
- Эльгинизм и мрамор Парфенона в Лондоне
- Акрополь — посещение археологической зоны
- Афинский Акрополь — самые важные памятники
- Пропилеи (гр. Προπύλαια Ακρόπολης) — монументальные ворота
- Пьедестал Агриппы (гр. Βάθρο του Αγρίππα)
- Храм Афины Нике (гр. Ναός Αθηνάς Νίκης)
- Парфенон (гр. Παρθενών)
- Эрехтейон (гр. Ερέχθειο)
- Старый храм Афины (гр. Ιερό της Πολιάδος Αθηνάς)
- Смотровая площадка, греческий флаг и церемония поднятия флага
- Южный склон
- Одеон Герода Аттика (гр. Ωδείο Ηρώδου του Αττικού)
- Асклепийон (гр. Ἀσκληπιεῖον)
- Стоа Евмена (гр. Στοά Ευμένους)
- Театр Диониса (гр. Θέατρο του Διονύσου)
- Северный склон
- Новый музей Акрополя
- Экскурсия в Акрополь: вопросы и ответы
- Акрополь — билеты
- Единый билет в Акрополь: цены и льготы
- Комбинированный билет: цены, правила, экономическая эффективность
- Где купить билеты? Билетные кассы, входы и очереди
- Как добраться до Акрополя?
- Свободные дни для посещения Акрополя
- Дни и часы работы Акрополя
- Доступ для людей с ограниченной подвижностью
Афинский Акрополь — краткое описание холма
Высота холма составляет более 150 метров.p.m., но разница в высоте от ближайших соседей составляет "всего лишь" 70 метров. Скала Акрополя отвесна с трех сторон и имеет более пологий склон с западной стороны. Ключевой особенностью холма является плоская и обширная вершина площадью почти три гектара (она имеет приблизительно треугольную форму с основанием 150 метров и длиной 300 метров), на которой могли быть построены многие памятники и здания.
Слово "акрополь" — что оно означает на самом деле?
Не все знают, что название Акрополь ассоциируется не только с Афинами. Сам термин "акрополь" происходит от древнегреческого слова akrópolis, которое является соединением двух слов: akros (что означает "высший" или "высокий") и polis (город).
Многие древнегреческие города имели свой собственный Акрополь, который обычно принимал форму укрепленных цитаделей, расположенных на вершинах самых высоких точек полисов (греческих городов-государств). Примером может служить Акрокоринф, цитадель, построенная на холме недалеко от древнего (и современного) Коринфа.
В начале существования города знаменитый холм на самом деле не назывался акрополем. Название Кекропия использовалось для обозначения Кекропса, полузмея-получеловека, мифологического первого царя Афин.
История Акрополя
Микенские времена и место поклонения богине Афине
Предполагается, что холм был укреплен и использовался уже во времена микенской цивилизации (2-е тысячелетие до нашей эры).n.e.). На акрополе, как и в других микенских поселениях, должен был стоять дворец под названием мегарон. Однако от этого периода почти ничего не сохранилось, и трудно найти четкие доказательства такого тезиса.
Невозможно не согласиться с утверждением, что холм, благодаря своему стратегическому расположению и доступу к питьевой воде, был идеальным местом для возведения крепости. Акрополь должен был быть окружен циклопическими стенами, которые должны были простоять до V века до н.э.n.e.
Во время архаического периода (который длился с 8 по 5 век до н.э.n.e.), Акрополь постепенно начал превращаться в религиозный центр, а точнее в святилище богини Афины. В 6 веке до н.э.n.e.
На вершине был построен храм Афины Полиас. Афина — покровительница города).
Упадок и возрождение: золотой век афинского полиса и дни славы Акрополя
Когда во время второго персидского вторжения в 480 году до н.э.n.e. Армия Ксеркса разграбила и разрушила Афины, никто не мог представить, что через несколько десятилетий на руинах архаичного Акрополя возвысится один из самых великолепных архитектурных комплексов города.
Персы разрушали все на своем пути — после построек Акрополя (включая храм Афины Полиас) не осталось камня на камне. Афиняне, возвращаясь в свою столицу после победоносной битвы при Саламине (479 p.n.e.) они нашли даже не развалины, а расчищенный холм.
В таком состоянии Акрополь оставался в течение следующих нескольких десятилетий. Это должно было напомнить всем жителям о потерях и жертвах, которые они понесли.
После победы при Саламине греки перешли в наступление. В следующем году был образован Морской союз (также называемый Делийским союзом), военный союз между Афинами и небольшими греческими государствами, основной целью которого была борьба с персами. Благодаря союзу, агрессор был побежден, а Афины приобрели большую значимость.
Наибольшего расцвета Афины достигли в середине пятого века p.n.e., и этот период известен как золотой век города. Одним из самых влиятельных политиков того времени был Перикл, который, помимо укрепления политической системы (он ввел закон, согласно которому гражданин Афин должен был иметь не только отца-афинянина, но и мать, что укрепляло положение женщин в обществе), хотел провести большую реконструкцию города.
Историки спорят о мотивах его действий — одна из гипотез гласит, что он хотел величия и для его достижения ему нужен был мощный город. Несмотря на реализацию амбициозных идей, он не был одним из самых популярных политиков и имел много врагов.
Благодаря усилиям Перикла, в 447 году п.n.e. начал строительный проект, который продолжался более пятнадцати лет, с целью восстановить Акрополь и сделать холм самым выдающимся религиозным центром древнего мира. Для помощи в реализации проекта был приглашен скульптор Фидий, который также должен был сам изготовить некоторые украшения.
К проекту Перикла присоединились и другие талантливые местные архитекторы (m.в. Иктинос, Калликрат или Мнесикл).
Знаменитый Фидий стал жертвой сражений между Периклом и его противниками. Скульптора обвинили в нечестивости, потому что, по словам его обвинителей, он поместил себя и Перикла на щите знаменитой статуи Афины. В конце концов Фидий был приговорен к ссылке и изгнан из страны.
Во время реконструкции, начатой Периклом, : Парфенон, монументальные ворота Пропилеи и небольшой храм Афины Нике.
Трудно представить, что на реализацию нового Акрополя были потрачены огромные деньги. Одно только здание Парфенона (без украшений) стоило 469 талантов. Чтобы получить представление о том, насколько огромными были эти ресурсы, достаточно упомянуть, что это был примерно ежегодный вклад всех членов Морского союза (т.е. около 200 городов-государств).
Строительство также требовало развитой логистики и действий как эффективного предприятия. Мрамор добывали на горе Пентелейкон, расположенной примерно в одном дне пути, а все элементы и украшения зданий изготавливались на фабриках у подножия Акрополя, а затем на мулах поднимались в гору. Многие граждане и тысячи рабов были вовлечены в проект.
Другой храм Акрополя, Эрехтейон, был возведен более чем через десять лет после смерти Перикла (ум. 429 p.n.e.), во время Пелопоннесской войны, когда золотое время Афин было почти закончено. Это здание гораздо скромнее монументального Парфенона, хотя построено оно было всего на два десятилетия позже.
Римские времена
Следующий расцвет города пришелся на римскую эпоху, которую можно датировать 146 годом до нашей эры.n.e. (разрушение Коринфа римлянами). Для граждан Афин новое руководство оказалось чрезвычайно позитивным. Римляне ценили по крайней мере греческое наследие в философии, и в городе были созданы школы, в которые римская аристократия отправляла своих детей.
Сам Акрополь не претерпел значительных изменений в римскую эпоху. Рядом с Парфеноном был возведен круглый (и ныне не действующий) храм Роме (богине Рима) и Августу. Однако настоящие преобразования коснулись южного склона, где был построен крытый Одеон (его крыша была архитектурным шедевром для того времени) и создана новая сцена в Театре Диониса.
Сумерки древнего Акрополя
Хотя Парфенон и другие здания пострадали от иностранных вторжений и стихийных бедствий в 3 и 4 веках, большинство зданий оставались в хорошем или очень хорошем состоянии до 17 века. Сам холм, конечно, менял свое назначение — в христианский период храмы были освящены как церкви, а после завоевания Афин турками Парфенон стал мечетью.
Стратегическое расположение холма быстро оценили османские военачальники, которые превратили его в военную базу — Парфенон должен был использоваться в качестве казарм, а Эрехтейон — в качестве… гарем для командиров.
Облик холма был навсегда изменен событием, произошедшим 26 сентября 1687 года. Шла еще одна (шестая) венецианско-османская война (так называемая "венецианская война").
Морейская война), а венецианцы наступали на город и пытались захватить Акрополь, где укрылись турецкие войска. Пуля, выпущенная с соседнего холма Филопаппоса, попала прямо в Парфенон, который защитники использовали в качестве склада боеприпасов. Взрыв был настолько мощным, что погибло несколько сотен человек, а бывший храм был почти стерт с лица земли.
Защитники сделали предположение, аналогичное тому, которое сделали фашистские власти в Италии во время Второй мировой войны. Никто не предполагал, что нападавшие решат открыть огонь по такому важному памятнику культуры.
Примечательно, однако, что подобная участь ранее постигла другой памятник — знаменитые ворота Пропилеи, так что в случае с этой осадой можно было ожидать повторения. Турки также разрушили храмы Афины Нике во время осады.
Эльгинизм и мрамор Парфенона в Лондоне
Последним палачом Парфенона стал британец Томас Брюс, граф Элгин и посол Великобритании в Константинополе на рубеже 18 и 19 веков. На самом деле, начало его интереса к Акрополю не предвещало того, что должно было произойти вскоре после этого.
Во-первых, граф Элгин получил разрешение для своей команды архитекторов, археологов и историков находиться на территории Акрополя. Они должны были составить планы и чертежи сохранившихся древних памятников, на основе которых они хотели построить классические здания в Британии.
Однако этого было недостаточно для посла, который после уговоров своего капеллана Филипа Ханта попытался получить разрешение на вывоз некоторых скульптур и сохранившихся украшений Парфенона. Акрополь в то время был турецкой военной базой, но британцы, благодаря своей военной мощи, могли позволить себе многое в переговорах с турками. В итоге просьба графа была удовлетворена.
: половина из 111 панелей, составляющих фриз, дюжина фигур из тимпанов и одна из оригинальных кариатид. Были приведены в действие взрывные устройства, а для извлечения драгоценных камней использовались ломы и лопаты.
После этого случая был придуман новый термин — эльгинизм — для описания выкорчевывания фрагментов исторических зданий и их удаления с первоначального места. Проект лорда Элгина был встречен с большим возмущением в Великобритании.
Лорд Байрон, английский поэт и путешественник, подытожил взятие мрамора коротким двустрочным стихотворением: Quod non fecerunt Gothi, fecerunt Scoti (лат. То, что не сделали готы, сделали шотландцы).
Скульптуры, вывезенные из Греции, известны как Элгинские мраморы и сейчас находятся в Британском музее в Лондоне. Сам Элгин наслаждался ими недолго — у него возникли финансовые проблемы, и он был вынужден продать свою коллекцию музею, причем значительно ниже стоимости ее приобретения.
Для получения дополнительной информации о Британском музее см. нашу статью Британский музей в Лондоне.
После обретения Грецией независимости началась борьба за возвращение мрамора, которая продолжается и по сей день.
Акрополь — посещение археологической зоны
В 1975 году был начат амбициозный проект по восстановлению памятников Акрополя и южного склона. В нем использовались не только найденные оригинальные элементы, но и недавно раскопанный мрамор с горы Пентелейкон, той самой горы, с которой в пятом веке был взят строительный материал.n.e.. Благодаря этим усилиям была восстановлена колоннада Парфенона и заново отстроен храм Афины Никеи.
Мы сами посещали Акрополь на протяжении многих лет, и можем подтвердить, что археологическое место выглядит лучше с каждым годом. Это, конечно, связано с некоторыми неудобствами для туристов — например, Парфенон почти всегда закрыт строительными лесами, по крайней мере, с одной стороны.
Сегодня археологическое место Акрополя состоит из трех частей: самого Акрополя, южного склона (где расположены древние театры и другие руины) и более дикого северного склона. С древних времен Акрополь окружен дорогой, называемой Перипатос, по которой мы следуем при посещении обоих склонов. Само слово peripatos можно перевести как "хождение вокруг".
Ниже вы найдете карту археологических раскопок, на которой отмечены места, о которых идет речь в статье.
Афинский Акрополь — самые важные памятники
Ниже мы перечислили наиболее важные памятники холма в том порядке, в котором они были посещены.
Пропилеи (гр. Προπύλαια Ακρόπολης) — монументальные ворота
Пропилеи, как в древности называли ворота, ведущие на закрытую территорию, были монументальным входом в Акрополь. Архитектором здания был Мнесиклес, который использовал в своем проекте несколько интересных архитектурных решений (m.в использовании колонн дорического и ионического ордеров одновременно). Здание было окружено вестибюлями, а к северному крылу примыкал вытянутый зал, вероятно, служивший банкетным залом.
Строительство монументальных ворот продолжалось с 437 по 432 год.n.e. и была прервана началом Пелопоннесской войны. Работа не возобновлялась.
Благодаря греческому путешественнику и географу Павсанию мы знаем, что северный банкетный зал был заполнен картинами, поэтому его называют Пинакотекой. Южная прихожая служила лишь проходом в храм Афины Нике.
Вся территория несколько раз перестраивалась на протяжении веков — в раннехристианский период здесь была церковь, а в средневековые времена — замок. В 1640 году порох, хранившийся в здании, взорвался, что привело к значительному ущербу.
В 19 веке все современные дополнения были удалены, и ворота были приведены в классицистический вид. Сегодня это главный вход в Акрополь.
Рядом с Пропилеями находится более скромный из входов — ворота Беуле (гр. Πύλη Beulé), которая сегодня обычно служит выходом из Акрополя.
Ворота были обнаружены французским археологом Эрнестом Бюле в 1856 году, и он с гордостью объявил всему миру, что нашел главный вход в Священную скалу афинского периода. Сегодня мы уже знаем, что это сооружение не имеет ничего общего с классическим периодом — этот вход был построен во времена поздней Римской империи, вероятно, после нападения герулов в 261 году, и был предназначен для защиты доступа от варваров с севера.
Пьедестал Агриппы (гр. Βάθρο του Αγρίππα)
Поднимаясь по ступеням Пропилея на вершину Акрополя, нетрудно не заметить одиноко стоящий постамент высотой несколько метров, который находится на северной стороне здания, на уровне храма Афины Нике. Этот столб был построен из мрамора, добытого на горе Гимет.
Колонна была частью памятника, воздвигнутого во II веке p.n.e. в честь царя Пергама Эвмена II. На вершине колонны стояла статуя правителя и его брата, едущих на квадриге (повозке с четырьмя лошадьми).
Вероятно, в 27 году p.n.e. статуя пергамского правителя была заменена статуей Марка Агриппы, а на постаменте была размещена благодарственная надпись.
Храм Афины Нике (гр. Ναός Αθηνάς Νίκης)
Небольшой храм Афины Нике (посвященный Афине Победоносной) был построен на вершине бастиона, который еще с микенских времен защищал доступ к холму с юго-востока.
Сооружение было построено из пентелийского мрамора в ионическом ордере между 427 и 424 годами p.n.e.. Калликрат был ответственен за проектирование здания.
Хотя храм не отличался монументальными размерами, он, как говорят, впечатлял множеством архитектурных деталей и скульптур, основным мотивом которых были победоносные сражения афинян. Колоннада из четырех колонн окружает здание с обеих сторон. В центре должна находиться необычная, бескрылая статуя богини.
Храм Афины Нике сохранился в хорошем состоянии до конца 17 века. В 1686 году, во время венецианско-османской войны, турки разобрали его и использовали материал для строительства бастиона напротив Пропилеи. В 1835 году бастион был снесен и восстановлены первоначальные элементы, что позволило восстановить храм в его древнем виде.
Храм относительно легко пропустить, поскольку он расположен над Пропилеями, что еще больше его уменьшает.
Парфенон (гр. Παρθενών)
В мире есть всего несколько зданий, которые могут соперничать с Парфеноном, храмом Афины Парфенос (Девы Афины) по степени признания. Название Парфенон (не путать с Пантеоном) можно перевести просто как "дом богини-девственницы". Это самое величественное из зданий, возведенных по инициативе Перикла, и важнейший образец классической греческой архитектуры.
Парфенон — это лишь видимость типичного античного храма. Его размеры заслуживают восхищения — здание имеет 69 метров в длину, 31 метр в ширину и 17 метров в высоту.
Боковые стороны храма были украшены 17 дорическими колоннами (вместо обычных 12), а передняя и задняя — 8 (вместо 6). Строительство храма продолжалось с 447 по 432 год н.э.n.e. Для его строительства потребовалось около 20 000 тонн мрамора.
Посетители Акрополя восхищались не только размерами здания, но и великолепными архитектурными деталями и скульптурными группами. Фрагментами фриза Парфенона можно полюбоваться в двух музеях: Музее Акрополя и Британском музее в Лондоне.
В центре храма стояла почти 13-метровая статуя Афины Парфенос работы Фидия, которая держала в одной руке почти двухметровую статую богини победы Нике, а в другой — щит с изображением греков, сражающихся с амазонками. В храм допускались только жрецы и жрицы.
В наше время Парфенон много раз перестраивался — он превращался в церковь, мечеть и даже в военную базу и склад боеприпасов. 26 сентября 1687 года в храм попало пушечное ядро, выпущенное венецианцами с соседнего холма Филопаппоса, которое почти полностью разрушило здание. В начале 19 века британский посол в Константинополе, граф Элгин, срезал с руин мрамор и украшения, которые увез на родину.
К счастью, последние десятилетия были потрачены на то, чтобы максимально приблизить Парфенон к оригиналу. По сей день храм является строительной площадкой, и не удивляйтесь, увидев строительные леса вокруг него.
Эрехтейон (гр. Ερέχθειο)
Второй величайший из символов Акрополя — храм Эрехтейон, который был построен между 421 и 406 p.n.e., то есть более чем через два десятилетия после начала перестройки Перикла. Строительство упало во время Пелопоннесской войны, когда афинская казна была сильно напряжена. Кстати, нетрудно заметить, что Эрехтейон выглядит очень скромно по сравнению с Парфеноном.
Однако это не меняет того факта, что план Эрехтейона является уникальным и необычным. Прежде всего, храм четырехъярусный, в чем мы можем убедиться, обойдя его вокруг.
Для этого здание было разделено на две независимые части — в одной поклонялись Посейдону, в другой — Афине. Внутри комплекса также находилось святилище Эрехтея, одного из мифологических царей Афин, в честь которого был назван храм.
Самой известной особенностью Эрехтейона является Крыльцо Кор, небольшой портик, крыша которого поддерживается шестью колоннами в виде вертикально стоящих женщин. Колонны называются кариатидами, хотя этот термин вошел в употребление лишь позднее, о чем свидетельствует высеченная на храме надпись, в которой используется термин Kora (от слова Korai, означающего девственница).
Считается, что название кариатиды происходит от греческого слова karyatides, которое можно перевести как "девственницы из Карии". Кариес (поль.
Karya) — небольшой город, расположенный на исторической земле Лакония (полуостров Пелопоннес). И какова история женщин, о которых идет речь? Существуют две гипотезы на этот счет — одна исходит от греческого географа Павсания (II век н.э.).e.), а другой — от римского архитектора Витрувия (I век до н.э.n.e.).
По мнению историков, гипотеза, представленная Павсанием, ближе к истине. По его словам, кариатиды были молодыми девственницами из города Кария, которые каждый год исполняли ритуальный танец в честь богини Артемиды — и именно эту версию мы находим на табличках в Музее Акрополя.
По-другому это изобразил Витрувий в своем трактате под названием "Соперничество города". Об архитектуре книг 10. По его словам, название кариатид связано с историей из Персидских войн и предательством жителей города. Давайте предоставим ему слово:
"Например, если кто-то устанавливает в здании вместо колонн женские статуи в длинных одеждах, так называемых кариатид, и помещает над ними балку с карнизом, то спрашивающий должен дать такое объяснение: Кария, пелопоннесский город, заключила союз против Греции со своими врагами, персами; затем греки, после славной победы, освободившись от войны, согласились и объявили войну Кариатидам. Завоевав город, они убили мужчин и увели женщин в рабство, не позволяя им снять ни длинные одежды, ни женские украшения, не только для того, чтобы увести их с триумфом, но и для того, чтобы, униженные, они навсегда остались угрожающим символом рабства, несущим наказание за проступки их города. Поэтому архитекторы того времени ставили свои статуи, отягощенные тяжестью здания, и чтобы передать потомкам память о наказании, постигшем Кариатидов."
[Витрувий: Об архитектуре, книга десятая, книга первая, перевод Казимежа Куманецкого]Не все знают, что кариатиды, которые сегодня можно увидеть на Акрополе, являются всего лишь копиями. Пять оригинальных скульптур находятся в Музее Акрополя, а одну можно будет увидеть в Британском музее в Лондоне.
Обойдя вокруг храма, стоит обратить внимание на декоративный портал на северной стороне, а также на восточную и северную колоннады, через которые осуществлялся вход в здание.
Здесь стоит упомянуть популярную легенду, которая описывает происхождение названия города и объясняет, откуда взялось посвящение храма двум божествам — Афине и Посейдону.
Сначала Афины были названы в честь Кекропса, мифологического первого царя полиса. Однако город рос так быстро, что на Олимпе, горе богов, разгорелся спор между Афиной и Посейдоном, поскольку они оба хотели стать покровителями города и назвать его в свою честь.
И вот они встали на борьбу за расположение народа, и их соперничество состоялось на вершине Акрополя. Каждый из них должен был преподнести гражданам особый дар, а граждане должны были выбрать себе святого покровителя.
Бог морей ударил своим трезубцем в скалу, из которой хлынул источник соленой воды, а Афина посадила оливковое дерево, плоды которого были неизвестны в Аттике. Жители (или, возможно, сам царь Кекропс?) больше понравился второй дар — и именно Афина стала покровительницей города.
Сцена этого соперничества изображена на западном фронтоне Парфенона.
Старый храм Афины (гр. Ιερό της Πολιάδος Αθηνάς)
Напротив Эрехтейона и портика с кариатидами можно увидеть фундамент храма Афины Полиас (pol. Афина — покровительница города). Здесь богине поклонялись в форме оливкового дерева, ее священного символа.
Старый дорический храм Афины был построен между 525 и 500 годами н.э.n.e., вероятно, на месте микенского дворца. Длина здания составляла 43,44 метра, ширина — 21,43 метра.
Со всех сторон храмы были окружены колоннадой — с каждой стороны было по 12 колонн, а спереди и сзади — по 6. Здание было разрушено персидскими войсками в 480 году p.n.e. и никогда не был реконструирован. Некоторые из его элементов позже были использованы для укрепления северной стены Акрополя.
Фрагменты монументального фронтона храма (изображающего Гигантомахию, или битву между олимпийскими богами и гигантами) можно увидеть в Музее Акрополя.
Смотровая площадка, греческий флаг и церемония поднятия флага
На северо-восточном конце Акрополя находится сооружение, используемое в качестве смотровой площадки, над которой на высокой мачте развевается греческий флаг, видимый издалека. Эта терраса — прекрасная точка обзора, с которой можно увидеть северную и восточную стороны города.
Это место имеет символическое значение для греков и связано с двумя важными событиями в первые недели немецкой оккупации Афин.
27 апреля 1941 года войска агрессора вошли в город и сразу же отправились на Акрополь, чтобы вывесить нацистский флаг. Согласно легенде, в этот день на холме стоял на страже член элитного подразделения ewzon Константинос Кукидис.
Немецкие солдаты приказали ему сдаться, спустить национальный флаг и повесить нацистский. Вместо того, чтобы выполнить просьбу, Кукидис накинул на себя бело-голубой флаг и прыгнул со скалы, погибнув на месте.
Вторая история произошла более чем через месяц, когда над городом уже давно развевался немецкий флаг. Однако 30 мая двое греческих молодых людей, Апостолос Сантас и Манолис Глезос, под покровом темноты снесли его, оставив флагшток пустым.
Это был один из первых актов сопротивления в оккупированной Греции. Согласно легенде, они должны были попасть на вершину холма, используя древние проходы и коридоры, найденные в старых документах.
Торжественная церемония поднятия флага проводится каждый день в 8:00 утра, а флаг снимается с мачты за час до захода солнца. На нем присутствуют солдаты, которые входят в Акрополь через главные ворота.
Исключением является воскресенье, когда их заменяют эвзони (или эвзони), военнослужащие элитных пехотных войск. Это подразделение отличается своей красочной униформой.
Южный склон
Южный склон археологического участка заполнен историческими зданиями, которые в своем нынешнем виде были построены в римские времена.
Одеон Герода Аттика (гр. Ωδείο Ηρώδου του Αττικού)
Монументальный одеон был возведен в 161 году по просьбе Ирода Аттика, римского политика и философа, который хотел таким образом почтить память своей жены Аспазии Региллы.
Одеон в античной архитектуре служил в качестве крытого театра. Возведенное в Афинах здание вмещало около 5 000 человек и считалось самым великолепным сооружением такого рода во всем древнем мире, а крыша театра была шедевром античной архитектуры. Одеон был разрушен в III веке герулами, которые уничтожили многие древние постройки во время осады города в 267 году.
Сейчас Одеон выглядит очень хорошо (хотя у него нет крыши), что является результатом глубокой реставрации, проведенной в середине 20-го века.
Одеон Герода Аттика можно увидеть только сверху.
Примечательно — в летний сезон (с мая по октябрь) на сцене театра проходят представления в рамках Афинского фестиваля. Фестивальные представления также организуются на сцене древнего театра Эпидаурос, расположенного на полуострове Пелопоннес.
Асклепийон (гр. Ἀσκληπιεῖον)
Другим важным комплексом южного склона был Асклепийон, храм, посвященный богу врачебного искусства Асклепию и его дочери Хиге. Храмы Асклепия в греческом мире функционировали как больницы — больные люди приходили к ним в надежде на выздоровление.
Комплекс состоял из храма, алтаря и двух зданий, которые служили спальней для больных и столовой.
Храм, вероятно, был возведен во время чумы 419 года p.n.e. В раннехристианский и византийский периоды здания были снесены, а строительные блоки использованы при строительстве церквей. Благодаря реставрационным работам, проводившимся в течение почти двух десятилетий, удалось пролить свет на некоторые части комплекса, включая небольшую колоннаду.
Несколько находок из Асклепийона можно будет увидеть в Музее Акрополя. Это мраморная маска и посвящения в честь дня благодарения.
Стоа Евмена (гр. Στοά Ευμένους)
Стоа Эвмена представляла собой продолговатое здание длиной почти 200 метров, которое занимало большую часть южного склона и почти примыкало к театру Диониса. Это сооружение было подарком пергамского царя Евмена II (которого мы упоминали при описании пьедестала Агриппы).
Он был возведен около 160 p.n.e. из мрамора, добываемого на территории современной Малой Азии. Портик здания имел два уровня. Его внешняя колоннада состояла из 64 колонн дорического ордера, а внутренняя — из 32 колонн ионического стиля.
Чтобы освободить место для Одеона Герода Аттика, Стоа Эвмена была укорочена во II веке до 160 метров. Здание имело непосредственную связь с "Одеоном" и служило укрытием от солнца для посетителей. В здании также размещался театральный реквизит.
До наших дней сохранилась вытянутая часть с характерными арками, но без знаменитой колоннады.
Театр Диониса (гр. Θέατρο του Διονύσου)
Самый восточный памятник на южном склоне — театр Диониса, на сцене которого родилась греческая трагедия. Афинское здание стало прототипом всех греческих театров. Здание было посвящено Дионису, богу плодородия и вина, чей храм находился неподалеку.
Первый деревянный театр был построен на этом месте примерно в 6 веке p.n.e. и использовался для проведения представлений во время афинского фестиваля под названием Дионисии.
Каменное сооружение было возведено не ранее 4 века p.n.e. при Ликурге. Здание было разрушено в 1 веке p.n.e. и перестроен в римские времена, уже с новыми трибунами.
Сегодня мы можем стоять у сцены и входить в секцию трибуны.
Северный склон
Северный склон Акрополя является полной противоположностью южному склону. Здесь нет крупных руин, и вместо массивных каменных глыб вы встретите лишь остатки скромных алтарей и святилищ, некоторые из которых были размещены в естественных гротах и пещерах. Мы даже можем взглянуть на некоторые из них (при условии, что в это время не ведутся работы по модернизации)!).
Прогуливаясь вдоль Священной скалы с одной стороны и деревьев, покрывающих окрестности, с другой, можно почувствовать себя так, как будто мы только что вышли из оживленного города.
В западной части северного склона находится природный источник под названием Песочные часы. Вероятно, воду отсюда брали еще в микенские времена, но ручей застроили только в 5 веке до нашей эры.n.e.. Сегодня на месте источника можно увидеть остатки крытого колодца римской эпохи, который был возведен над более ранним греческим зданием.
Новый музей Акрополя
До более чем десятилетней давности на территории Акрополя находился музей с украшениями, скульптурами и другими артефактами, найденными на холме. С 2009 года Музей Акрополя (гр. Μουσείο Ακρόπολης) находится в новом здании в нескольких сотнях метров от места археологических раскопок. Бывшее здание музея до сих пор стоит на холме, но в настоящее время не открыто для туристов.
К сожалению, в Музей Акрополя билет приобретается отдельно, но мы советуем всем читателям, интересующимся археологией и историей Афин, посетить этот объект.
Экскурсия в Акрополь: вопросы и ответы
Сколько времени потратить на посещение Акрополя?
Возможно, этот момент расстроит некоторых читателей, но кроме памятников, видимых снизу на холме, здесь больше мало что можно увидеть. Поэтому сам Акрополь можно легко осмотреть примерно за 45 минут или максимум за 60 минут.
Еще от 45 минут до часа потребуется, чтобы пройтись вдоль обоих склонов.
Поэтому на посещение Акрополя стоит выделить от 90 до 120 минут.
Археологический памятник Акрополь — что в нем находится?
Помните, что археологическое место Акрополя состоит не только из самого Акрополя, но и из двух склонов, которые посещаются за один визит. Если вы покинете главный вход в археологическое место сразу после посещения Акрополя, то не сможете войти во второй раз и увидеть склоны.
Во время недавнего посещения мы встретили туристов, которые вошли в археологический комплекс со стороны театра Диониса и, осмотрев оба театра, вышли через один и тот же вход. Когда на днях они попытались войти в Акрополь, их заставили купить билет во второй раз.
Когда лучше всего посещать Акрополь?
Акрополь, как и все популярные достопримечательности Европы, наиболее интенсивно посещается в летние месяцы — с начала мая по конец сентября. В этот период в течение дня могут образовываться очень длинные очереди — как у билетных касс, так и перед входными воротами. В худшем случае мы можем ждать въезда до часа или двух.
Зимой толпы определенно меньше, но все равно нередки ситуации, когда кроме нас на Акрополе никого не будет. В конце октября, за четверть часа до открытия, в очереди на вход уже стояло несколько десятков человек.
По этой причине, независимо от времени года, мы рекомендуем вам посетить Акрополь вскоре после открытия, когда людей обычно меньше всего, или за два часа до закрытия. При таком подходе экскурсия будет более приятной, и нам будет легче получить хорошие фотографии.
Если вы придете утром, лучше всего начать с самого Акрополя, а затем пройтись по обоим склонам. Приход в конце дня в летний сезон может, в свою очередь, помочь нам избежать наибольшего солнечного удара.
Соответствующая одежда: удобная обувь, головной убор, солнцезащитные очки
Не забывайте, что Акрополь — это археологическое место, и при его посещении вы будете ходить не по ровному тротуару, а по неровным камням или ступеням. Лучше всего надеть удобную обувь с хорошим сцеплением, чтобы не закончить посещение греческой столицы с вывихнутой лодыжкой.
Второй вопрос — соответствующий головной убор и запас воды. В Афинах даже в весенние или осенние месяцы солнце может быть беспощадным, и археологические памятники полностью обнажаются.
Акрополь — билеты
Предлагаются два типа билетов: единый билет только для посещения Акрополя и комбинированный билет, с помощью которого можно посетить Акрополь и еще 6 достопримечательностей.
Единый билет в Акрополь: цены и льготы
Цена единого билета зависит от сезона.
- С 1 апреля по 31 октября: 20€;
- С 1 ноября по 31 марта: 10€.
Зимняя скидка распространяется на все древние археологические памятники.
Льготные и бесплатные билеты:
- дети и молодые люди до 25 лет. Годовалые дети проходят бесплатно (при предъявлении действительного документа, подтверждающего возраст);
- пожилые люди старше 65 лет. Годовалые дети имеют право приобрести льготный билет за половину стоимости (при предъявлении удостоверения личности или паспорта).
Комбинированный билет: цены, правила, экономическая эффективность
Альтернативой покупке единого билета является комбинированный билет на посещение семи афинских памятников. Цена комбинированного билета составляет 30 евро и является неизменной в течение всего года (зимней скидки нет). Помимо Акрополя, мы также можем посетить: греческую Агору, римскую Агору, библиотеку Адриана, кладбище Керамейкос, археологическую зону Ликейон и храм Зевса Олимпийского.
Этот билет раскупается в основном с 1 апреля по 31 октября. Расчет прост — сумма цен на билеты в Акрополь (€20) и Греческую Агору (€10) равна цене комбинированного билета, поэтому вы бесплатно проходите на каждую из следующих достопримечательностей.
Ситуация менее выгодна с 1 ноября по 31 марта. В этом случае, если бы мы хотели хоть что-то сэкономить, нам пришлось бы посетить все достопримечательности, и, по нашему мнению, на археологический памятник Ликейон вообще не стоит покупать билеты, так как он не предлагает ничего, заслуживающего особого внимания.
Комбинированный билет действителен в течение 5 дней, в течение которых мы можем посетить каждый археологический объект по одному разу. Вы покупаете билет в кассе на каждый аттракцион.
С комбинированным билетом вы проходите прямо к входным воротам, и вам не нужно собирать билеты на отдельные аттракционы.
Где купить билеты? Билетные кассы, входы и очереди
Перед посещением Акрополя полезно запомнить, что билетные кассы и входные ворота работают независимо друг от друга.
Если вы пришли на место проведения мероприятия без билета, вам необходимо сначала подойти в кассу и приобрести входной билет, а затем с ним пройти к входным воротам.
Это означает, что, придя без билета, в пик сезона, да еще и в середине дня, нам, скорее всего, придется стоять в двух очередях. Летом количество туристов увеличивается, и в крайних случаях мы будем ждать у входа от одного до двух часов. Очереди значительно короче в зимний период.
Если у вас есть заранее купленный билет, вы проходите прямо ко входу.
В Акрополь есть два входа (с двумя билетными кассами). Главный из них находится на западной стороне, а здание с билетными кассами расположено несколькими ступеньками ниже. Этот вход является наиболее оживленным.
Вторые входные ворота находятся на юго-восточной стороне археологического объекта (рядом с театром Диониса). Очереди здесь обычно меньше, но в пик сезона нам, скорее всего, придется постоять в очереди.
Существует два способа обойти очередь в билетные кассы. Вы можете приобрести билет онлайн или, в случае комбинированного билета, сначала посетить другой аттракцион.
Комбинированный билет приобретается у каждой достопримечательности — и только у Акрополя образуются длинные очереди. Таким образом, вы избежите очереди в кассу, и вам придется стоять в очереди только у входа.
Уже некоторое время билеты (отдельные и комбинированные) можно приобрести онлайн на этой странице (сначала мы должны выбрать регион ATTICA, а затем пройти через форму).
Внимание! Билет, приобретенный через интернет, не позволяет обойти очередь на вход, только в кассу.
Как добраться до Акрополя?
Акрополь находится в самом центре Афин, поэтому вы сможете дойти до него пешком от большинства туристических достопримечательностей. Также вы можете воспользоваться метро (станция Acropolis, красная линия), откуда вам придется немного пройти пешком (немного в гору).
Свободные дни для посещения Акрополя
В течение нескольких дней в году Акрополь открыт бесплатно для всех желающих. К ним относятся:
- 6 марта;
- 18 апреля;
- 18 мая;
- в последние выходные августа (по случаю Дней европейского наследия);
- 28 октября;
- каждое первое воскресенье месяца с 1 ноября по 31 марта.
Ознакомиться с текущими бесплатными днями можно на официальном сайте Министерства культуры Греции этой странице.
Дни и часы работы Акрополя
Акрополь открыт с понедельника по воскресенье. Он всегда открывается в 8:00 утра, но время закрытия зависит от времени года.
Текущие часы работы на ближайшее время можно узнать на этой странице Акрополь закрыт: 1 января, 25 марта, 1 мая, Пасхальное воскресенье и 25 и 26 декабря.
Доступ для людей с ограниченной подвижностью
Акрополь, как и многие другие археологические памятники, имеет множество препятствий для людей с ограниченной подвижностью.
Для туристов имеется подъемник, который находится примерно в 350 метрах от главного входа. К сожалению, из-за плохих погодных условий подъемник может быть недоступен во время нашего визита. На самой вершине Акрополя подготовлен сокращенный маршрут для людей с ограниченными возможностями передвижения.
Более подробную информацию (включая карту) можно найти на официальном сайте министерства. Также стоит ознакомиться с руководством, написанным Джоном Сейджем, которое доступно здесь.
Библиография:
- Томас Р. Мартин, Древняя Греция. От доисторического периода до эллинистических времен.
- Збигнев Герберт, Варвар в путешествии.