Бани Диоклетиана были последними императорскими банями, построенными в Риме, и в то же время самым большим термальным комплексом античности, вмещающим более 3 000 человек. Он занимал площадь около 13 га и был построен на холме Виминале, который лежал между Эсквилином и Квириналом.
Величественная часть главного здания комплекса сохранилась до наших дней благодаря превращению в базилику Богоматери Ангелов и Мучеников, спроектированную Микеланджело. В этом храме находятся две работы непочтительного Игоря Миторая — монументальный дверной проем и мраморная скульптура головы Иоанна Крестителя.
В нашей статье мы кратко рассказали о судьбе комплекса и описали его остатки, которые можно посетить или увидеть. Среди них две церкви, прекрасно сохранившееся здание, которое некоторое время использовалось в качестве планетария, фрагменты внешней стены и один из филиалов Национального римского музея, который находится в бывшем монастыре, построенном на остатках терм.
- История
- Бани Диоклетиана в античности
- Последняя великая работа Микеланджело
- По следам бань Диоклетиана
- Площадь Республики (Piazza della Repubblica)
- Базилика Богоматери ангелов и мучеников
- Национальный римский музей (Терме-ди-Диоклезиано)
- Восьмиугольное здание
- Церковь святых Петра и Павла. Сенбернар у терм
- Руины палестры на улице Черная
- Юго-западный павильон внешней стены
- Фрагмент внешней стены на улице Гаэта
История
Бани Диоклетиана в античности
Самые большие римские бани были построены на рубеже III и IV веков, когда империей уже правили четыре правителя (тетрархия), но ни один из них не проживал постоянно в Вечном городе. Земля для нового комплекса была куплена императором Максимианом, который правил западной частью империи и посетил Рим в 298 году. Официальное открытие комплекса и посвящение его Диоклетиану состоялось между 305 и 306 годами, что означает, что строительство заняло всего семь или восемь лет!
В архитектурном плане термы Диоклетиана повторяли термы Каракаллы, но были более грандиозными. Весь комплекс был построен на прямоугольном плане размером 376 на 361 м и занимал площадь около 13 га, а подготовка к началу строительства потребовала сровнять с землей весь район.
Центральной частью комплекса было главное здание размером 244 на 144 м. Здесь располагались все помещения, используемые для купания, которые были распределены вдоль одной оси. Если смотреть с юго-запада, то это были:
- горячая ванная комната (кальдарий);
- меньший зал с теплой водой (тепидарий);
- большой зал для холодных ванн (фригидарий);
- Открытый плавательный бассейн (natatio) площадью около 4 000 квадратных метров.
Другие вспомогательные помещения, такие как гардеробные и прихожие, были симметрично распределены вокруг них. Например, две палестры, или площадки для физических упражнений, окруженные портиками, фланкировали зал фригидария.
Весь комплекс был окружен внешним кольцом стен, в котором было предусмотрено место для павильонов, фонтанов или экседр, обращенных внутрь. Пространство между внешней стеной и центральным зданием было занято садами и проходами для персонала.
Главный вход находился на северо-восточной стороне, но именно стена, обращенная к центру города, получила более монументальную форму. Его центральной частью была экседра, возведенная на искусственной платформе (открытая полукруглая ниша, ее форму сегодня повторяет площадь Республики). Оба его конца обрамляли здания библиотеки, а за ними располагались дополнительные круглые залы, напоминающие Пантеон, которые в разном состоянии сохранились до наших дней (в одном из них сейчас находится церковь святых Петра и Павла). (Собор Святого Бернарда).
Вода для терм поступала по акведуку Aqua Marcia, а затем собиралась в цистерне, расположенной прямо под экседрой.
Источники V века указывают, что вместимость бань Диоклетиана в то время составляла около 3 000 человек, что позволяет предположить, что в период своего расцвета они могли вмещать гораздо больше! Бани были окончательно заброшены после вторжения остготов в 6 веке, которые разрушили акведук, снабжавший комплекс водой.
Последняя великая работа Микеланджело
Сравнивая бани Диоклетиана с многочисленными памятниками в центре города, трудно не прийти к впечатлению, что судьба была к ним благосклонна. В 16 веке центральная часть главного здания была еще в хорошем состоянии, а стены здания (m.в. в зале фригидария) доходили до самого свода. Интересно, что аналогичная ситуация сложилась и со стеной, окружавшей заведение, включая монументальную экседру.
Несмотря на относительно хорошую сохранность, остатки термальных ванн не использовались в практических целях, хотя ходят слухи, что дамы легкой нравственности совершали там свои услуги. Трудно сказать, почему так произошло, но в то время местность была сельской и достаточно удаленной от центра, чтобы никто не решил превратить ее в укрепленную резиденцию (такова была судьба театра Марцелла, например).
Только в 16 веке священнослужителю Антонио дель Дука пришла в голову идея использовать древние останки в религиозных целях. Ему удалось донести эту идею до папы Пия IV, которому понравилась идея превратить языческое здание в церковь.
Новый храм должен был быть посвящен христианским мученикам, которые, по преданию, в большом количестве погибли во время рабского труда на строительстве термального. Наряду с церковью, на остатках комплекса планировалось построить монастырь карфузианского ордена.
Окончательное решение о практической реализации концепции было принято в 1561 году. Миссия по подготовке проекта была возложена на Микеланджело, которому в то время было уже за восемьдесят, хотя, конечно, рассматривались и другие кандидатуры, поскольку до наших дней сохранились эскизы Донато Браманте и Бальдассаре Перуцци.
При проектировании базилики провидец эпохи Возрождения планировал в принципе сохранить существующие строения. Храм по его проекту представлял собой здание на плане греческого креста с тремя входами, соответствующими трем сохранившимся фасадам (до наших дней дошел только один из них).
Фригидарий составил ядро новой базилики, а тепидарий, наиболее хорошо сохранившийся из всех помещений, был включен в юго-западное крыло. Худшая участь постигла кальдарий, который в то время находился в плачевном состоянии — в его случае сохранилась только стена апсиды, служившая внешним фасадом входа. Однако Микеланджело не дожил до завершения строительства, и после его смерти работу продолжил его ученик Якопо Дель Дука, который также был племянником Антонио, инициатора проекта.
Однако сегодняшний облик базилики отличается от первоначального варианта. В 1749 году, к предстоящему юбилейному году, церковь была перестроена по проекту Луиджи Ванвителли, который изменил ее ориентацию на 90 градусов, украсил интерьер дополнительными колоннами (имитирующими античные) и пристроил хор с апсидой.
В ходе последнего строительства была снесена значительная часть сохранившегося фасада открытого натационного бассейна. Декор интерьера также менялся на протяжении веков, превращая довольно строгую первоначальную обстановку Микеланджело в храм, полный великолепия.
Вскоре после начала строительства базилики начались работы по возведению карфузианского монастыря, который был построен на остатках термальных ванн, но выходил за пределы первоначального хода внешней стены. В нем было два монастыря.
Меньший был возведен на месте открытого бассейна natatio и занимал около 1/3 его площади. Более крупный назван в честь Микеланджело, но его строительство началось после смерти архитектора.
В 1575 году, когда Григорий XIII уже находился на троне Петра, некоторые помещения бывших термальных ванн, не использовавшиеся монахами, были превращены в папские хранилища для зерна и масла.
По следам бань Диоклетиана
Остатки термального комплекса находятся рядом с вокзалом Рома Термини, и мимо них каждый день проходят толпы людей. Вы можете добраться туда на метро (выходите на станции Repubblica или Termini) или пешком из центра по улице Via Nazionale (помните, что она ведет в гору).
Глядя на карту, легко заметить, что сегодняшняя планировка улиц в общих чертах повторяет первоначальный план древней внешней стены, некоторые остатки которой сохранились и спрятаны в различных окрестных закоулках.
Площадь Республики (Piazza della Repubblica)
Мы начнем нашу прогулку с осмотра площади Республики, которая до 1960 года была известна как площадь Экседры. Хотя на нем не сохранилось никаких древних следов, его полукруглые здания идеально повторяют план древней экседры, которая была частью западной внешней стены.
Площадь приобрела свой нынешний вид во время большого преобразования всего района, проведенного в конце 19 века. Незадолго до этого рядом был построен главный железнодорожный вокзал Рома Термини (получивший свое название, как и весь район, от древних термальных ванн), а Рим стал столицей новообразованного объединенного итальянского государства. Новая площадь должна была стать представительным началом Виа Национале, улицы, ведущей в центр города.
К сожалению, как при строительстве вокзала, так и при разграничении площади и улицы Виа Национале, многочисленные древние останки были уничтожены.
Базилика Богоматери ангелов и мучеников
Далее мы отправимся в Базилику Богоматери Ангелов и Мучеников, построенную на руинах термальных ванн по проекту Микеланджело. Санта Мария дельи Анджели и деи Мартири). Его фасад сохранил свой древний вид, и, вероятно, многие неосведомленные туристы не замечают его, принимая за очередные римские руины.
Еще до того, как войти внутрь, стоит обратить внимание на два момента. Во-первых, это полукруглая форма фасада, которая на самом деле является остатками апсиды кальдария (горячей бани), которая больше не существует. Первоначально здание достигало примерно той высоты, на которой сегодня находится фонтан на площади Республики.
Внутрь ведет монументальная дверь работы польского художника Игоря Миторая. Оказавшись внутри, мы попадаем в прихожую, созданную после преобразования наиболее сохранившейся части бань Диоклетиана — тепидария, так называлась купальня с горячей водой, которая соединяла кальдарий с фригидарием. Сводчатый вестибюль напоминает Пантеон и даже имеет окулюс, т.е. отверстие, расположенное в верхней части.
Пройдя вестибюль, мы оказываемся в интерьере храма, созданного во фригидарии, то есть обширном зале, использовавшемся для холодных ванн. Помещение сохранило свою первоначальную планировку, хотя стоит помнить, что в древние времена пол был на несколько метров ниже. Прежде чем войти внутрь, не пропустите скульптуру головы Иоанна Крестителя работы вышеупомянутого Митораджа.
Внутреннее убранство церкви почти исключительно современное и не имеет ничего общего с первоначальным обликом. Исключение составляют некоторые гранитные колонны, на которые пришлось установить новые базы из-за повышения уровня пола. Остальные колонны лишь напоминают античные сооружения и были созданы в ходе реконструкции 18 века.
Во время посещения святилища не забудьте заглянуть в помещение, где во время работы термальных ванн находился один из бассейнов-фригидариев. В этом зале сохранился оригинальный сводчатый потолок, и сейчас здесь размещена выставка, посвященная истории комплекса.
Из этой комнаты вы выйдете в небольшой дворик, ведущий в ризницу. Это территория, ранее занимаемая открытым бассейном (natatio), где мы видим стену его фасада, сохраненную на первоначальной высоте.
Национальный римский музей (Терме-ди-Диоклезиано)
В 1898 году бывший карфузианский монастырь был преобразован в Национальный римский музей (Museo Nazionale Romano), который может похвастаться богатейшей коллекцией древностей римской эпохи. Сегодня собранные ими экспонаты выставлены в четырех разных местах (самые важные коллекции можно увидеть в соседнем Палаццо Массимо), и только часть коллекции осталась в термах Диоклетиана.
Посещение музея даст нам возможность увидеть великолепные фрагменты остатков древних бань. Хотя большая часть бывшего монастырского комплекса приобрела современный характер и не имеет никакого сходства с древними термальными ваннами, в юго-западной части музея сохранились некоторые подлинные здания.
Среди них — руины огромного открытого бассейна natatio, площадь которого первоначально составляла около 4 000 квадратных метров. Однако со временем она была засыпана новыми зданиями, и до наших дней сохранилась лишь небольшая часть.
В 16 веке около трети его первоначальной площади заняла площадь со стороной 40 м, так называемые "термальные ванны". Малый клуатр (после создания музея называется Клуатр Людовизи, поскольку именно здесь была выставлена коллекция, ранее принадлежавшая этой семье). Интересно, что в начале 20 века даже были планы снести его, чтобы обнажить древние останки, но от этой идеи в итоге отказались.
Первоначальная глубина бассейна составляла всего один метр, а его дно было вымощено частично сохранившимися плитами каррарского мрамора, которые можно увидеть сегодня. Со стороны фригидария бассейн имел великолепный, монументальный фасад, который напоминал сценические здания римских театров.
Часть его, причем в первоначальной высоте, сохранилась до наших дней. К сожалению, большая часть фасада была разрушена во время реконструкции базилики в 18 веке, когда к ней была пристроена апсида.
К более короткой стене нататио примыкают руины так называемого "церковного". Зал VIII, 44 м на 20 м. Из оригинального свода, который первоначально покрывал всю комнату, сохранился только фрагмент свода колыбели в одном конце, но даже этот небольшой фрагмент позволяет оценить мастерство римских строителей.
В этом зале выставлены декоративные элементы, найденные во время раскопок. К залу VIII примыкают еще две оригинальные комнаты: Зал X служил вестибюлем (vestibule), а зал IX, вероятно, использовался в качестве гардероба (apodyterium). Вниманию посетителей, интересующихся термальными ваннами, предлагаются их модели и фильм с визуализацией комплекса в период его расцвета.
Здесь стоит отметить, что остатки термальных ванн и связанные с ними находки являются лишь фрагментом целого. Помимо этого, во время посещения музея нас также ждут:
- эпиграфическая выставка, представляющая одну из самых важных коллекций древних надписей в мире;
- выставка, посвященная латинским народам, населявшим историческую область Лацио до основания Рима (поздний бронзовый век — примерно 6 век до н.э.).n.e.);
- датируемый началом 5 века p.n.e. предметы из гробницы воина, которая была найдена в латинском городе Ланувиум;
- выставка, посвященная римским верованиям (m.в. Митраизм);
- Большой клуатр со сторонами длиной 100 м (и с внутренней открытой площадью размером 80 на 80 м), который является одним из крупнейших клуатров во всей Италии. Иногда его называют в честь Микеланджело, но его строительство началось после смерти провидца. Сегодня он служит садом и выставочным пространством, где можно полюбоваться более чем 400 скульптурами, рельефами, алтарями, колоннами и саркофагами. Наиболее яркой особенностью коллекции являются монументальные головы животных, найденные возле Форума Траяна.
Вход в музей находится со стороны улицы Виале Энрико де Никола. Еще до входа в билетную часть мы проходим мимо небольшого сада с монументальной вазой в центре и различными древними останками. Для неторопливого посещения музея вам следует запланировать от 90 до 120 минут.
Восьмиугольное здание
Отойдя от базилики в северо-западном направлении, через некоторое время вы придете к восьмиугольному зданию (the. Aula ottagona delle Terme di Diocleziano) зажата между улицами Via Cernaia и Via Parigi.
Здание было частью основного здания, но сейчас неизвестно, каково было его первоначальное назначение. Отсутствие системы отопления может указывать на то, что в нем располагался меньший по размеру фригидарий.
Структура здания сохранилась в очень хорошем состоянии, включая бетонный купол, но за столетия с него исчезли все украшения. Восьмиугольное здание иногда называют планетарием (так как именно эту функцию оно выполняло с 1928 по 1986 год, удерживая некоторое время титул самого большого планетария в Европе) или залом Минервы.
Сегодня здание принадлежит Национальному музею Романо и используется в качестве выставочного павильона. За эти годы нам удалось заглянуть внутрь всего два раза, но когда вы будете в этом районе, всегда стоит проверить, какие варианты входа доступны.
Церковь святых Петра и Павла. Сенбернар у терм
От монументальной стены, обращенной к центру города, сохранились два пограничных круглых сооружения. Северная была преобразована в конце XVI века в церковь святых Петра и Павла. Церковь Святого Бернарда (Chiesa di S. Bernardo alle terme).
Его можно найти в конце одноименной площади, но он настолько спрятан, что его почти никто не замечает, к тому же подавляющее большинство туристов в первую очередь интересует церковь Богоматери Победы со знаменитым экстазом святого Франциска Ассизского. Церковь Святой Терезы работы Бернини.
Снаружи церковь Св. Церковь Святого Бернарда имеет мало сходства с древним зданием, поскольку ее фасад был выполнен в типично современном стиле. Однако, если немного обойти его по улице Торино, то можно заметить старинные кирпичи.
Центральная часть церкви образована римской ротондой, которая представляет собой миниатюру Пантеона диаметром 22 метра. Хотя он также получил современное оформление, его интерьер сохранил свою первоначальную планировку.
Внутри сразу бросается в глаза кассетный декор купола, который напоминает декор базилики Максенция на римском Форуме. Церковь также известна своими скульптурами святых в восьми нишах, выполненными маньеристом Камилло Мариани.
Руины палестры на улице Черная
Начальный (юго-западный) участок улицы Черная проходит через середину бывшей палестры — территории, используемой для физических упражнений. В ходе раскопок, проведенных по обеим сторонам улицы, был выявлен первоначальный уровень пола этой части комплекса. Хотя сохранилось не так много, находясь в этом районе, стоит заглянуть в зону раскопок, где можно увидеть: фрагменты оригинального мраморного пола, фундамент апсиды и место колоннады.
Юго-западный павильон внешней стены
Второй из крайних павильонов внешней стены также сохранился, и его можно увидеть со стороны улицы Виа дель Виминале. Сейчас он не является отдельно стоящим сооружением, поскольку присоединен к соседним зданиям, но его полукруглая часть выступает за линию других фасадов. Сегодня внутри находится ресторан.
Фасад этого старинного здания сейчас кирпичный, но в период расцвета он был облицован белой декорированной лепниной.
Фрагмент внешней стены на улице Гаэта
Последний след описанных нами терм Диоклетиана — это ход внешней стены, видимый с улицы Виа Гаэта. На южной стороне виден фасад ранее крытого здания, стоящего в углу комплекса, а прямо рядом с ним заметны остатки неглубокой экседры, которая была украшена изнутри колоннадой.