Базилика Сан-Клементе-аль-Латерано, более известная как Базилика Святых Петра и Павла. Базилика Святого Климента — одна из самых уникальных достопримечательностей Рима.
Церковь находится всего в 350 метрах от Колизея, в ее интерьерах и подвале хранятся уникальные произведения искусства. Под нынешней базиликой находятся еще два уровня (на самом деле три, подробнее об этом позже). Непосредственно под ним находится хорошо сохранившаяся раннехристианская базилика с самой древней сохранившейся надписью на итальянском языке, а чуть ниже были обнаружены остатки древних зданий, среди которых бывший митреум, или храм, посвященный божеству Митре.
Во время посещения церкви можно приобрести билет и посетить оба подземных уровня, где можно своими глазами увидеть, как изменился Рим за последние две тысячи лет.
История
Раннехристианская базилика
Нынешнее здание базилики Святого Иеронима. Базилика Святого Климента была построена только в 12 веке, но прямо под ней находится более ранняя церковь, которая является одной из старейших христианских церквей в Риме.
Вероятно, это был тот самый, о котором упоминает св. Иероним Стридонский в своих записках, датированных 392 годом. Его святым покровителем является Св.
Климент, четвертый папа, который умер мученической смертью в конце первого века во время ссылки в Крым, где ему на шею повесили якорь и бросили в Черное море.
До недавнего времени считалось, что базилика была построена на месте частной часовни (titulus) I века, находившейся в частном доме. Предположительно, имущество принадлежало консулу Титу Флавию Клементу, казненному по обвинению в "атеизме" внук брата императора Веспасиана.
Некоторые интерпретируют его судьбу так, что он был одним из первых римских аристократов, принявших христианство и передавших свои имения церкви (другие историки, в свою очередь, утверждают, что он должен был исповедовать иудаизм). Однако благодаря усилиям археологов мы теперь знаем, что неф раннехристианской базилики действительно был построен на фундаменте древнего сооружения, но это был не частный дом первого века, а обширный склад (возможно, даже императорский монетный двор), превращенный в жилую резиденцию примерно в третьем веке.
Поэтому есть основания полагать, что первый христианский храм был построен на этом месте не ранее конца четвертого или начала следующего века. Однако довольно быстро она приобрела статус одной из самых важных церквей в Риме.
Уже в 417 году папа Зозим провел в его стенах синод, на котором осудил учение Пелагия. Еще один из синодов, проведенных в базилике, состоялся в 499 году. Она была созвана папой Симмахом, и было решено, что светская власть не должна вмешиваться в процесс избрания епископа.
В 637 году в базилике были захоронены останки Игнатия Антиохийского (епископа Антиохии). Более двух веков спустя, в 867 году, к ним присоединились мощи самого святого Климента. Клемент.
Они были привезены в Рим двумя славянскими святыми Кириллом и Мефодием, которые вошли в город с торжественной процессией. Согласно традиции, тело третьего преемника Св. Базилика Святого Петра была извлечена из моря вскоре после его смерти, когда чудесным образом волны расступились.
Строительство верхней базилики
Строительство нового храма, который должен был затмить предыдущий, началось в начале XII века. Однако не совсем ясно, что побудило людей того времени принять такое решение.
Существует две гипотезы. Согласно первой версии, первоначальный храм был разрушен во время вторжения Роберта Гискара, который уничтожил львиную долю зданий между Капитолием и Латераном в 1084 году.
Однако более вероятно, что раннехристианская базилика пережила норманнское вторжение, но находилась в очень плохом состоянии. Однако точно известно, что инициатором и основателем реконструкции был Папа Пасхалий II, для которого была построена базилика Св.
Базилика Святого Климента имела уникальное значение. Именно в его стенах в 1099 году состоялся конклав, на котором он был избран папой, а до этого он был его титулярной церковью.
При подготовке к строительству нового здания верхняя часть более ранней базилики была срезана, примерно на высоте колонн, отделяющих неф от боковых крыльев. Затем все это было плотно засыпано щебнем, который послужил фундаментом для новой церкви.
Со временем память о раннехристианской базилике померкла, и все посетители Рима стали считать здание XII века храмом, о котором упоминал св. Жером. Постепенно значение самой церкви также уменьшалось, поскольку ее окрестности постепенно обезлюдели.
Открытие ирландского священника-археолога
В 1677 году церковь и соседний монастырь перешли в руки ирландских доминиканцев. В 1857 году смотритель храма, отец Джозеф Маллули, начал археологические работы под уровнем нынешней базилики и, к своему удивлению, обнаружил подземные помещения, которые оказались раннехристианской церковью.
После того, как были расчищены завалы и обнажилась прежняя базилика, были проведены дальнейшие раскопки, в результате которых были обнаружены древние здания, расположенные под ней. К удивлению поисковиков, ожидавших найти следы молитвенного места времен зарождения христианства, они раскопали храм, принадлежавший языческим последователям культа Митры.
Дальнейшие археологические работы были проведены в 20 веке. Они позволили более точно идентифицировать древние здания, служившие фундаментом базилики четвертого века. Также удалось раскопать оригинальные настенные росписи, которые подверглись реставрации в последние десятилетия.
Экскурсия в базилику Святого Климента. Базилика Святого Климента
В базилику обычно входят через боковую дверь, выходящую на улицу Сан-Джованни-ин-Латерано. Главный вход, которому предшествует великолепный внутренний двор, как правило, недоступен.
Археологическую часть можно посетить, купив входной билет. Входные билеты не самые дешевые, но нет сомнений, что подземная часть уникальна.
Кроме того, цены остаются неизменными уже долгое время — когда мы впервые посетили базилику несколько лет назад, цены были такими же, как и в 2020 году. Текущие цены и часы работы смотрите официальном сайте.
На спокойную экскурсию по подземной части рекомендуется выделить от 30 до 45 минут. Во время нашего посещения было запрещено фотографировать в археологической части, но это может измениться.
Ниже мы кратко опишем некоторые памятники и произведения искусства, которые можно увидеть на каждом уровне.
Нынешняя базилика XII века
Возведенный в 12 веке, храм представляет собой трехнефное сооружение. Интересно, что правый неф, который в прошлом был предназначен только для женщин, более узкий, чем левый неф, ранее доступный только для мужчин.
Интерьеры нынешней базилики скрывают произведения искусства разных эпох. Среди них выделяется мозаика в апсиде XII века, которую многие считают самой красивой в Риме. Вполне возможно, что его создатели взяли за основу несохранившуюся мозаику, украшавшую нижнюю часть базилики.
В его центральной части мы видим висящего на кресте Христа, представленного в виде райского дерева жизни. Спасителя сопровождают двенадцать голубей, олицетворяющих душу, число которых символизирует двенадцать апостолов.
Четыре реки Рая текут от основания креста, из которых два оленя (верующие) пьют воду. Рядом с крестом стоят Мария и Св. Святой Иоанн Евангелист.
Многочисленные фигуры людей и животных вплетены в фон мозаики. Над крестом — рука Бога Отца. Внизу — овцы, с древних времен символ послушания.
Также богато детализирована арка, на которой, помимо Христа, изображены символы четырех евангелистов, Св. В хоре находится небольшая кафедра с маленьким амвоном. Базилика Святого Климента.
На самом деле, количество различных метафор и отсылок, размещенных на этом произведении, трудно оценить.
Помимо мозаик, стоит также отметить:
- хор (schola cantorum), окруженный оградой с балюстрадой, который в его нынешнем виде был построен только в XII веке, но был построен с использованием мрамора, взятого из более ранней базилики, и, вероятно, сохранил первоначальную планировку. В хоре есть небольшая кафедра. Среди орнаментов балюстрады сохранилась монограмма папы Иоанна VIII (872-882) — вполне возможно, что она была построена во время его понтификата.
- главный алтарь с мощами святых Петра и Павла. Климент и св. Работа представляет собой статую Святого Игнатия, над которой возвышается киворий, поддерживаемый четырьмя серо-фиолетовыми колоннами;
- геометрический пол нефа, выполненный в характерном римском стиле Косматеск/Косматиан (или Космати), на котором специализировалась группа местных каменщиков. Название стиля происходит от имени Косма (Косма), которое было очень распространено среди них.
- часовня Святого Иакова. Капелла Святой Екатерины с фресками, изображающими сцены из жизни святой, выполненными художником эпохи Возрождения Мазолино;
- древние колонны из разного мрамора и разной формы, разделяющие нефы.
Немного меньше соответствует этим средневековым или ренессансным элементам дизайна богато украшенный потолок 18 века, но ответственных за его исполнение нельзя обвинить в отсутствии мастерства.
Во время посещения базилики св. В соборе Святого Климента давайте также посмотрим на внешний двор, окруженный ионическими колоннами.
Раньше он предназначался для кающихся, которые не могли посещать некоторые службы. В центре стоит колодец, символ духовного очищения.
Раннехристианская базилика 4-го века
Спустившись по лестнице мимо ризницы, мы оказываемся внутри раннехристианской базилики. Это здание было немного больше верхней церкви, и два его боковых нефа имеют одинаковую ширину.
Археологические находки показывают, что здание было построено в два этапа. Сначала была возведена прямоугольная базилика на фундаменте одного массивного здания. Только позднее была пристроена апсида, в качестве фундамента которой использовался соседний жилой дом.
Самым большим сокровищем нижней базилики являются хорошо сохранившиеся раннехристианские фрески, датируемые 9-м и концом 11-го веков. На них изображены сцены из жизни св.
Мозаика с изображением святого Климента, покровителя храма и одного из первых пап, и святого Климента в апсиде базилики святого Климента. Алексий и другие святые.
Особого внимания заслуживает одна из картин 11 века, изображающая. Сцена изображает язычника Сисинния, надзирающего за своими слугами, свято убежденными в том, что они несут тела святого Климента и святого Климента.
На самом деле они тащили колонну. На этой фреске мы находим самую древнюю из известных надписей на итальянском языке.
Несколько удивительно, что Сисинниуш бросается на своих подданных со словами "Fili de le pute, traite", что можно перевести как… "тяните, сукины дети" (подобной фразы в стенах церкви вряд ли можно было ожидать)!). В свою очередь, сам святой обращается к ним на латыни ("из-за черствости ваших сердец вы заслужили, чтобы от вас оттащили камень").
На других фресках изображены сцена перенесения Кириллом и Мефодием тела святого Климента в Рим, чудо на Азовском море, жизнь и смерть св. Святой Алексий и Мария с ребенком.
Прогуливаясь по нижней части базилики, мы также натыкаемся на древние колонны и фрагменты древних скульптур и надписей. Их изюминкой является саркофаг, украшенный барельефом, намекающим на трагедию Ипполитоса, увенчанного.
В церкви IV века также находится гробница святых Петра и Павла. Церковь Святого Кирилла, место паломничества из Балкан и других стран, которые он обратил в христианство.
Здания римской эпохи
Лестница, датируемая концом I века, временем правления императора Домициана, ведет нас на еще более низкий уровень, который мы находим в конце левого нефа. Их точная датировка возможна благодаря штампам, поставленным мастерами на кирпичах, которые они производили. Первоначально эта лестница была частью римского жилого дома insulae и соединяла первый этаж с группой помещений, похожих на гроты, расположенных ниже, которые первоначально могли использоваться в качестве летней столовой или укрытия в жаркий день.
В конце II века подземелье было превращено в митреум — храм, посвященный божеству по имени Митра. Его культ пришел в Рим из Малой Азии в I веке p.n.e. С солдатами, сражавшимися вместе с Помпеем.
Со временем митраизм приобрел множество приверженцев, и его характерные храмы, имевшие форму подземной пещеры или каверны, стали появляться по всему римскому миру (только в Риме их было не менее десятка).
Митраизм был элитарным культом, предназначенным исключительно для мужчин, который особенно предпочитали воины. Бог Митра считался воплощением света и истины.
Его последователи описывали его как повелителя обширных пастбищ, а его самым важным мифическим достижением была поимка дикого быка, которого он затащил в пещеру и истребил. Сцена обвинения быка (Митры Тауроктоноса) была изображена на алтаре.
Подземный митреум имеет форму прямоугольного помещения со скамьями по обе стороны, где последователи Митры вместе принимали ритуальную пищу. Рядом находилась комната, которая, вероятно, использовалась в качестве места для учебы.
Митреум утратил свою функцию с запретом на языческие религии, введенным в 392 году. В последующие века эти помещения, вероятно, использовались в качестве подвалов базилики из.
Бывшее жилое здание отделено узким коридором от другого загадочного сооружения. Непосредственно под нефом раннехристианской базилики раскинулось огромное сооружение складского типа (horreum) с внешними стенами, построенными из массивных блоков.
Некоторые историки склоняются к мнению, что это здание, возведенное во время правления Веспасиана, могло быть императорским монетным двором (Moneta Caesaris), который был перенесен в этот район с Капитолийского холма. Однако против этой гипотезы говорит тот факт, что здание было перестроено в жилой дом в III веке, а монетный двор работал непрерывно и, вероятно, на том же месте до IV века.
Однако возможно, что дом, построенный в III веке, принадлежал христианину по имени Климент, который создал в нем место для молитвы и передал его католической церкви. Это означает, что христианская традиция, касающаяся происхождения храма, близка к истине, за исключением того, что молитвенный дом (titulus) датируется не ранее III века, а не I века.
Пока мы идем по второму уровню, рано или поздно шум воды достигнет наших ушей. В одной из комнат вы увидите протекающий внизу ручей — это третий подземный уровень, о котором мы упоминали в начале текста. Этот канал является частью древней канализационной сети и соединяется с Cloaca Maxima (главной канализацией древнего Рима).
Библиография:
- Ханна Сухоцкая, Римские страсти;
- Роберт Хьюз, Рим;
- Аманда Кларидж, Рим. Оксфордский археологический путеводитель, 2010.