Цирк Максимус (поль. Circus Major) был одним из крупнейших и наиболее впечатляющих зданий Древнего Рима.
Хотя до наших дней сохранились лишь остатки замка, стоит узнать о нем побольше и прогуляться по парку, созданному на его руинах, который даст вам представление о первоначальных размерах этого колосса.
Цирки в Древнем Риме
Древние римляне любили кровавые публичные зрелища. Наибольшей популярностью пользовались гладиаторские бои, но не намного уступали им гонки на колесницах, которые проводились в местах, называемых цирками, эквивалент греческих ипподромов.
Все цирки, построенные в римском мире, имели одинаковую планировку и отличались друг от друга только размерами. Состоит из ипподрома и зрительного зала. Они были построены по плану вытянутого эллипса с усеченной одной из коротких сторон, где находились монументальные въездные ворота вместе с конюшнями (carceres), которые были расположены таким образом, что каждая упряжка имела равные шансы на старте.
Основой цирка была дорожка из утрамбованной земли, разделенная низкой стеной, окруженной санями, называемыми спина (буквально позвоночник или кости). Он был украшен алтарями, посвященными различным божествам, фонтанами, статуями и обелисками. На концах спин стояли конические столбы, называемые меты (metes), вокруг которых вращались скоростные повозки.
Зрительный зал (cavea) был образован рядами скамеек, построенных амфитеатром вдоль дорожки (за исключением усеченной арки с конюшнями). Императоры любовались зрелищами из специальной ложи, называемой пулвинар.
Цирк Максимус: история, расположение, размеры
Цирк Максимус был самым старым и самым большим цирком в Риме (как и во всем римском мире), хотя и не единственным. Кроме того, выставки были организованы в: Цирк Фламиния на Марсовом поле, Цирк Нерона (также известный как Цирк Калигулы, существовавший на месте нынешнего Ватикана) и Цирк Максимуса на Виа Аппиа (части которого сохранились до наших дней).
История Цирка Максимус может восходить к 6 веку p.n.e. и во время правления царя Тарквиния Старого. Он был возведен по всей длине долины, протянувшейся между Авентином и Палатином.
Самыми древними и первоначально единственными зрелищами, проводившимися там, были скачки, организованные по случаю Римских игр (Ludi Romani), ежегодного сентябрьского праздника в честь Юпитера Лучшего и Величайшего. Со временем количество игр, проводимых в Риме, значительно увеличилось, как и использование Цирка Максимус.
Самый ранний вариант цирка был гораздо скромнее, чем его окончательный вариант, и был построен исключительно из дерева. Однако постепенно деревянные здания, начиная с конюшен, были заменены каменными.
Между первым веком п.n.e. и начале II века н.Большой цирк перестраивался несколько раз. В его окончательный вид внесли вклад следующие факторы.в.На Палатине присутствовали: Юлий Цезарь, Октавиан Август, Клавдий (по приказу которого были построены новые конюшни из мрамора и возведены колонны с позолоченной бронзовой отделкой), Веспасиан и Траян. На рубеже I и II веков трибуны Circus Maximus вмещали от 250 000 до 300 000 зрителей, в пять-шесть раз больше, чем знаменитый Колизей.
Сама трасса была длиной около 540 м и шириной около 80 м. В нем было двенадцать (по шесть с каждой стороны) конюшен и стартовые боксы. Зрительный зал с трибунами занимал дополнительные 30 м в ширину и достигал 28 м в высоту.
Размеры всего здания составляли примерно 600 м в длину и 140 м в ширину. Украшенное статуями божеств, здание императорской трибуны (пульвинар) располагалось на Палатинской стороне города.
О детальном облике спины известно немного, но два египетских обелиска, украшающие ее, сохранились до наших дней. Один из них датируется 1280 годом.n.e. и происходил из Гелиополиса, Египет, и был привезен в Рим по приказу Октавиана Августа.
Он стоял на восточной стороне спины в 10 году p.n.e. В 1587 году он был установлен на площади Пьяцца дель Пополо.
Второй из обелисков, первоначально стоявший в центре Спины, сегодня находится в Латеране. Это самая большая из сохранившихся конструкций такого типа, когда-либо привезенных в Вечный город — ее высота составляет 32 метра, а вес — 522 тонны. Интересно, что в Рим он попал только в 357 году, хотя Константин Великий предполагал, что он будет стоять в Константинополе.
Цирк Максимус использовался до 6 века. Последняя гонка была организована на нем остготским королем Тотилой в 549 году. Впоследствии комплекс был заброшен и пришел в запустение.
В средневековый период он использовался как фермерское поле, а в 19 веке эта территория была занята промышленными предприятиями.
Каретные гонки (и другие зрелища)
В основном Цирк Максимус использовался для проведения гонок на колесницах, хотя иногда его также использовали для охоты на диких животных или в качестве арены для гладиаторских боев. Колесницами управлял один кучер, а их классы различались по количеству запряженных лошадей. Самыми популярными были гонки на четырехконных колесницах, называемых квадригами, но были также двуконные bigi и трехконные trigae (иногда проводились даже гонки на пяти- или восьмиконных повозках).
Проводников обычно набирали из рабов, которые могли завоевать свободу хорошими выступлениями. Профессия кучера, при условии, что кучер был хорошим, гарантировала ему высокий уровень жизни, так как лучшие из них зарабатывали кроны и пользовались большой популярностью.
Одним из самых талантливых кучеров был некий Гай Апулей Диокл. Говорят, что за свою карьеру он успел побывать на подиуме 2 900 раз! Повседневная жизнь менее талантливых кучеров была намного хуже, так как многие из них погибали на трассе или становились калеками в результате участия в гонках.
Дистанция гонки на колесницах обычно составляла семь кругов. После стартового сигнала поднимались решетки в конюшнях, и кареты отправлялись в путь.
По обе стороны от спины находились информационные доски того времени. Это были высокие основания, на которых с одной стороны располагались каменные яйца, а с другой — каменные дельфины. После каждого полукруга эти объекты поочередно удалялись, что облегчало слежение за текущим кругом.
Кучер не мог конкурировать в одиночку. Он должен был выступать в цветах одной из четырех команд, представляющих профсоюзы, обслуживающие конюшни, за которые болели так же, как сегодня за футбольные клубы.
Их названия напрямую связаны с цветом туники, которую носили участники соревнований. Вот они: белый, красный, синий и зеленый. Однако соревнование шло в основном между двумя последними.
Цирк Максимус сегодня
В первые десятилетия прошлого века на месте Circus Maximus были проведены археологические работы, а долина была очищена от возведенных на ней средневековых и современных зданий. Позже вся территория была превращена в общественный парк, который существует и сегодня.
Однако в ходе раскопок было обнаружено не так много древних останков. Некоторые из них (например, фрагменты двенадцати стартовых ворот) были сразу же зарыты на месте, другие же до сих пор скрыты глубоко под землей (само основание спины может находиться на целых 9 м ниже современного уровня земли). Единственные видимые фрагменты древнего здания находятся в южной части парковой зоны.
Современный парк занимает такую же площадь, как и цирк, который когда-то существовал на этом месте, а его размеры заставят нас осознать огромность ныне несуществующего здания. Однако нам будет трудно представить себе планировку оригинального цирка — в этом случае чуть лучшим вариантом может стать посещение руин цирка Максенция, расположенных на Виа Аппия.
Мы любим посещать Circus Maximus по другой причине — отсюда открывается приятный вид на остатки дворцовых зданий Палатина.
Гастроли цирка "Максимус
В прошлом единственной возможностью посетить остатки самого большого цирка был осмотр немногочисленных руин из-за ограды. Однако уже некоторое время мы можем гулять по месту раскопок (купив билет) и даже любоваться реконструированным цирком благодаря очкам дополненной реальности. У нас еще не было возможности воспользоваться этой опцией, но, имея хороший опыт посещения Domus Aurea и Терм Каракаллы, мы обязательно сделаем это во время нашего следующего визита в Вечный город.
Вся прогулка в очках и наушниках занимает около 40 минут. Аудиогид также доступен на английском языке. Для получения дополнительной информации смотрите здесь.
Торре делла Молетта: средневековая башня среди руин
Единственным неантропогенным объектом, оставшимся после превращения долины в общественный парк, является средневековая оборонительная башня Торре делла Молетта. Его название относится к мельнице, так как в средневековый период основным назначением здания была защита соседней водяной мельницы (снесена вместе с другими домами в 1930-х годах).