Не все туристы знают, что шумный старый город Сплит когда-то был величественным императорским дворцом, где уставший правитель искал успокоения от своих забот. Сегодня на этом месте появилось много других зданий, но то тут, то там можно найти остатки впечатляющей резиденции.
Дворец Диоклетиана в Сплите — история
Диоклетиан родился в близлежащей Салоне и правил империей в течение 21 года. Он установил особую форму правления, названную Доминатом.
Для того чтобы упорядочить процесс принятия решений, он позволил править еще трем людям: Максимиан, Галерий и Констанций Хлор. Тем не менее, ухудшающееся здоровье и растущие проблемы его огромной империи вынудили императора отречься от престола.
Правитель переехал в родное место — в только что построенный дворец. Здесь он провел остаток своей жизни, хотя, по некоторым данным, ему предлагали вернуться на трон.
Говорят, что Диоклетиан ответил тогда, что его больше интересует посадка капусты. Аврелий Виктор в своем труде "De Caesaribus" сообщает, что император покончил жизнь самоубийством.
Его отказ от участия в церемонии, на которую его пригласили Константин и Лициний, был воспринят враждебно. Существует предположение, что Диоклетиан встал на сторону побежденного Максенция.
Напуганный возможными последствиями и наблюдая за медленным крахом своего дела, правитель, как говорят, выпил яд. Однако трудно сказать, насколько эта история соответствует действительности.
Строительство дворца началось еще до отречения Диоклетиана от престола. Вероятно, он был еще не закончен, когда император переехал сюда.
Хотя дворец состоял из элементов, типичных для римских вилл, он был спроектирован как каструм, или римский военный лагерь (возможно, это связано с тем, что Диоклетиан всю жизнь был связан с военными). После смерти правителя здание, вероятно, продолжало оставаться жилым и поддерживалось последующими императорами.
Императрица Галлии Плацидия со своим сыном Валентинианом, вероятно, останавливалась здесь незадолго до возвращения в Равенну. Некоторые историки предполагают, что это могло быть место, где был убит один из последних правителей Рима, Юлий Непос.
Все изменилось после вторжения славян и аваров в соседнюю Салону (7 век). История заселения дворца известна из средневековой хроники "Historia Salonitana" Святой Томас архидиакон.
Считается, что беженцы из Салоны добрались до близлежащих островов и здесь решили переждать вторжение (некоторые из них на небольших лодках преследовали войска агрессоров). К сожалению, время шло, а ситуация не улучшалась.
Поэтому Север Великий, выбранный беженцами в качестве своего лидера, предложил занять заброшенный дворец. Здание было достаточно большим, чтобы вместить оставшихся в живых людей, а его массивные стены гарантировали защиту от варваров.
Однако, как оказалось, некоторые из захватчиков поселились в окрестностях и не собирались ни с кем делить только что завоеванные земли. Император Константин II Бородатый вмешался и разрешил основать во дворце город.
Поэтому жители начали приспосабливать бывшую резиденцию к ее новым функциям. Прежде всего, языческие храмы были превращены в церкви.
Быстрый рост города в последующие века оставил очень сильный отпечаток на дворцовых зданиях. Бывшие палаты были перестроены в таунхаусы и дворцы, коридоры превратились в улицы.
Императорский мавзолей стал католическим собором. Такие изменения привели к тому, что дворец не был широко известен, хотя следует отметить, что некоторые путешественники интересовались им.
Барбер из Анконы скопировал сохранившиеся римские надписи, Марко Маркулич описал некоторые из существующих зданий, а Якоб Спон и Джордж Уилер опубликовали рисунки руин. Только в XVIII веке, когда в Сплит прибыл шотландский архитектор Роберт Адам, Европа смогла полностью ознакомиться с древним зданием (хотя Адам допустил несколько ошибок при составлении планов).
Работа Адама, опубликованная в 1764 году, оказала большое влияние на формирование неоклассической архитектуры в Европе. Другие важные исследования появились в начале 20 века.
Это способствовало началу исследовательской работы и попыткам реконструировать части стен. В 1979 году дворец (вместе со старым городом Сплита) был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Несмотря на это, в 2006 году городской совет подготовил проект строительства на территории дворца большого торгового центра с подземными гаражами. К счастью, в условиях общественного протеста от проекта отказались. Изображение дворца было помещено на банкноту номиналом 500 кун.
Дворец Диоклетиана в Сплите — экскурсия
Некоторые из сохранившихся зданий можно осмотреть бесплатно, но для входа в другие требуется билет. Дворец сегодня является старым городом Сплита — гуляя по историческому центру, вы проходите через бывшие палаты.
К наиболее интересным сохранившимся частям памятника относятся:
Собор (мавзолей)
Официальное название: Собор Успения Пресвятой Девы Марии (Uznesenju Blažene Djevice Marije). Также можно встретить термин Собор Святого Петра. Дуяма или св.
Иоанн Креститель. Домниона. Христианские легенды говорят о двух мучениках из этой местности. Некий Дюжам должен был быть учеником Св.
Собор Святого Петра, потерянный во время преподавания в Далмации. Второй святой с таким именем (иногда для разнообразия его называют Домнион) был епископом Салоны, убитым по приказу императора Диоклетиана.
Интересная история связана с переносом мощей святого покровителя в церковь. Согласно средневековой хронике, по приказу епископа Иоанна местные жители пробрались в разрушенную Салону и выкопали из храма гроб с трупом.
К сожалению, по возвращении выяснилось, что они в спешке перепутали захоронения и вместо Дуджама привезли останки святых Петра и Павла. Anastasius. В результате всю операцию пришлось повторить — сегодня эти два мученика являются святыми покровителями города.
Хотя многие туристы несколько разочарованы интерьером храма (он гораздо меньше готических соборов Европы), следует отметить, что здесь мы имеем дело с сосуществованием многих архитектурных стилей, создающих необычное смешение. Здание было построено как императорский мавзолей.
Портик с колоннадой был расположен там, где сегодня стоят статуи сфинксов. Лестница использовалась для входа в восьмиугольное здание (сегодня это церковь).
Возможно, именно здесь покоятся бренные останки Диоклетиана. Неизвестно, до каких пор мавзолей выполнял свою функцию, но древний историк Аммиан Марцеллин упоминает некоего Руфина, который подговорил свою любовницу выдвинуть ложные обвинения против ее мужа по поводу кражи императорских одежд из гробницы.
Однако мы не знаем, придумал ли Руфинус все это или это была просто ложь, чтобы оклеветать конкретного человека. В средневековый период собор получил новое убранство.
Здесь же была построена характерная колокольня в романском стиле. Дальнейшие изменения произошли в эпоху Возрождения и барокко.
В 1908 году колокольня подверглась полной реконструкции — во имя чистоты стиля были удалены все нероманские элементы. Ремонтные работы фактически сводились к разборке и сборке башни.
Внутреннее убранство храма, хотя и крошечное, заполнено памятниками. Вход осуществляется через апсиду, пристроенную в 17 веке (которая также служила хором).
В ней можно увидеть старинное распятие и несколько картин местных художников в стиле барокко. Между апсидой и бывшим мавзолеем находится богато украшенный алтарь в стиле барокко.
Справа от входа видна средневековая часовня святых Петра и Павла. Церковь Святого Анастасия. Особо ценным считается барельеф в нижней части со сценой бичевания Христа.
Сцена показана очень реалистично — Иисус убегает от своих преследователей. Наверху вы можете увидеть статую св.
Церковь Святого Анастасия и, под спиной мученика, предмет его казни — мельничное колесо, которое было привязано к его шее перед тем, как его бросили в воду. Слева находится барочный реликварий с останками святых Петра и Павла.
Домнион (Дюжама). Под куполом (ранее покрытым мозаикой) церкви сохранился древний рельеф. На ней изображена процессия крылатых мальчиков (эротов), несущих изображения двух мужчин и женщины.
Мужские образы были идентифицированы как: император Диоклетиан и бог Гермес (он вел человеческие души в Аид). Неизвестно, кого изображает женщина — в течение многих лет считалось, что это не может быть Присцилла (жена Диоклетиана), поскольку она не носила титул Августы и не была идолопоклонницей.
Однако совсем недавно в руинах Салоны была обнаружена надпись, которая свидетельствует о том, что в храме находилась статуя Праны. Поэтому мы можем предположить, что Диоклетиан таким образом почтил свою жену.
Согласно другим интерпретациям, женское изображение на фризе — это дочь правителя Валерия или богиня Тихе (защитница городов). В бывшем входе сегодня можно полюбоваться дверью 13-го века из орехового дерева.
Она была высечена Андреем Бувиной по заказу архиепископа Бернарда. Причиной их создания было быстрое развитие некоторых ересей (богомилы, катары). Поэтому на дверях изображены сцены из жизни Иисуса (катары отрицали его божественность).
Под церковью находятся склепы. Трудно сказать, какую функцию выполняло это помещение в древние времена, но оно точно не было императорской усыпальницей.
Сегодня склепы посвящены Святой Люсии (внутри стоит ее новая статуя). По оставленным людьми открыткам с намерениями можно сделать вывод, что культ этой святой здесь очень популярен.
Из здания ризницы можно попасть в Сокровищницу, где собрано множество образцов сакрального искусства, в том числе очень интересные реликварии. От бывшего входа в собор (рядом с перистилем) можно подняться на колокольню (обычно именно там образуется самая длинная очередь).
Время посещения церкви: приблизительно. 30 минут, крипта: 10 минут, казначейство: 20 минут.
Перистиль
В римских и греческих домах был внутренний двор, часто окруженный колоннами. Так было и в Сплите — сегодня мы можем любоваться этим одним из наиболее сохранившихся элементов древнего фундамента. Летом здесь сидят десятки туристов и местных жителей, пьют кофе и сидят под вековыми колоннами.
Перистил, скорее всего, был местом проведения официальных церемоний, на которых присутствовал Диоклетиан. Во многих путеводителях говорится, что здесь был балкон, с которого правитель обращался к прихожанам (однако трудно определить, где именно он находился).
Перистиль был построен, в частности, с использованием материалов из Египта. Помимо гранита, из бывших земель фараонов были привезены сфинксы (скорее всего, времен Тутмоса III).
Две такие статуи сохранились до наших дней: одна в перистиле, другая обезглавленная напротив входа в баптистерий (есть информация, что настоящие скульптуры были заменены копиями несколько лет назад — но это трудно проверить). Перистиль был значительно перестроен в средние века и в современное время.
Две капеллы появились у прохода в вестибюль, а западная колоннада была включена в фасады буржуазных дворцов. В углу двора сегодня стоит бывшая церковь святых Петра и Павла.
Церковь Святого Роха (Crkva sv. Roka u Split on Peristil). Храм был построен в 1516 году (для этого был переоборудован средневековый дом), и сегодня в нем находится пункт туристической информации. [по состоянию на 2018 год]
11 января 1968 года удивленные жители Сплита увидели, что пол перистиля выкрашен красной краской. Это стало результатом так называемого. "городская художественная интервенция (своего рода хеппенинг), группой мятежных хорватских визуальных художников, которые называли себя "Crveni peristil".
Коммунистические власти расценили это как акт вандализма. Что еще хуже, выбор красного цвета был интерпретирован как нападение на социалистические идеи.
Часто сообщается, что в результате расправы два члена группы затерли себе жизнь. Однако трудно показать прямую связь между остракизмом, которому подвергались художники, и их печальным концом (у Павао Дульчича были проблемы с наркотиками, а Томо Чалета превратил свое самоубийство в очередное творческое событие).
Баптистерий (храм Юпитера)
Это единственный древний языческий храм, сохранившийся на территории дворца. Скорее всего, здесь поклонялись Юпитеру — хотя точно сказать невозможно (сохранились фрагменты украшений с молниями, имперскими орлами и символами победы).
Здание имело подземную часть, назначение которой до сих пор неизвестно (в средние века она могла служить часовней). В христианский период храм служил баптистерием.
В 13 веке сюда была перенесена часть каменной отделки собора 11 века — именно на ней мы находим рельеф с изображением правителя (Петра Кржезимира IV или Дмитрия Звонимира) и пентаграммы (символ пяти ран Христа или Святой Троицы и Иисуса с двойной природой). Стоит отметить красивый кессонный потолок, который, по мнению искусствоведов, оказал большое влияние на художников эпохи Возрождения из Далмации (вероятно, он послужил образцом для создателей часовни св.
Петра и Павла). Церковь Святого Иоанна в Трогире. В интерьере до сих пор можно увидеть современную статую Иоанна Крестителя работы Ивана Мештровича.
Время экскурсии: 10 минут
Вестибул
За перистилем (на уровне улицы) находится цилиндрический вестибюль, покрытый куполом. Когда-то его интерьер был покрыт мозаикой, а дорожки вели в четыре стороны света. Сегодня, благодаря акустике, здесь часто выступают местные артисты.
Подземный
До наших дней сохранилось очень мало личных квартир императора. Однако мы можем точно реконструировать их внешний вид, проанализировав расположение подземных камер.
Искусствоведы говорят, что каждой комнате наверху соответствовала комната такого же размера, расположенная ниже уровня улицы. Трудно четко определить их назначение.
Возможно, здесь были складские помещения. В трактате императора Константина VII "Об управлении государством" есть информация о сохранившемся подвале дворца (создан в 10 веке). Интересно, что автор неверно истолковал назначение подвалов, предположив, что в них располагались казематы, где преследовались христиане.
Конечно, после падения Рима и поселения беженцев из Салоны, подземелье стали использовать в качестве складов и… мусорных ям. В некоторых местах до сих пор можно увидеть отверстия, через которые горожане выбрасывали внутрь отходы.
Первая комната, в которую заходили туристы, вероятно, находилась под залом для частных аудиенций. Последняя из открытых для публики палат очень интересна (ее можно узнать по установленному там бюсту Диоклетиана).
Здесь очень интересная акустика — даже тихие звуки отлично слышны. Императорская спальня, возможно, располагалась наверху, и благодаря акустике стражники могли услышать любого потенциального убийцу.
Фрагменты мозаики были обнаружены во время археологических работ, но исследователи считают, что она старше дворца Диоклетиана. Также был найден украшенный саркофаг, но исследователи подозревают, что он был использован здесь вопреки своему первоначальному назначению.
Вход по билетам.
Время экскурсии: приблизительно. 40 минут.
Ворота
Когда-то в императорскую резиденцию вели четверо ворот: Золотой (Porta aurea — север), Серебряный (Porta argentea — восток), Бронзовый (Porta aenea — юг) и Железный (Porta ferrea). Три из них сохранились до наших дней — Коричневые ворота, выходящие в гавань, были застроены, но их реликвии можно увидеть в стенах здания. Считается, что ворота были названы в честь металлов, использованных в их отделке.
Другое
Между собором и стенами раньше находился банный комплекс с фонтаном, так называемый Нимфей. Ближе к перистилю расположен триклиний, или большая общественная столовая.
Сегодня эта часть плохо сохранилась и довольно сильно перестроена. Улица была снята в нескольких местах — так можно увидеть, на какой высоте располагались нижние камеры.
Сегодня в этой части старого города находится Этнографический музей (ул. Иза Вестибула 4).
Немногое осталось от древнего акведука, который когда-то снабжал водой жителей дворца (остатки труб можно увидеть в подвале). Длина всей установки составляла 9 километров — ее реконструированные части видны с кольцевой дороги Сплита (Dioklecijanov akvedukt, Mostine ul. 45P).
Дворец Диоклетиана в Сплите — практическая информация [по состоянию на сентябрь 2018 г.]
-
Вход в Кафедральный собор осуществляется по билетам. Полный билет (красный — 45 кун или 6 евро) включает вход в церковь, колокольню, склепы и сокровищницу. Усеченный вариант (синий — 25 кун или 3,50 евро) дает вам возможность увидеть церковь, склепы и баптистерий. Также можно приобрести отдельный входной билет в баптистерий (10 кун), склепы (10 кун) и башню (25 кун). Лучше всего хорошо подумать о том, что вы хотите увидеть, хотя большинство интересных объектов собрано в соборной церкви и сокровищнице. Склепы и баптистерий представляют собой небольшие помещения с отдельными памятниками внутри. Может случиться так, что недобросовестный продавец не предоставит информацию о существующем пакете билетов и предложит отдельные входные билеты на каждый объект — это не законно!
-
Отдельным вопросом является вопрос о входе на колокольню. Людям с клаустрофобией и боязнью высоты, а также тем, кто испытывает трудности при ходьбе, лучше воздержаться от посещения этого аттракциона. Первая часть колокольни состоит из узких коридоров и очень высоких (и скользких) ступеней. В летний сезон здесь довольно многолюдно, но, к счастью, в начале есть два пути: отдельный для входа и выхода. Настоящая лестница знамений начинается в самой высокой части памятника. Мы идем по металлической конструкции, которая выглядит не очень прочной (при каждом движении ступеньки начинают трястись, как будто они собираются отвалиться от стены). Что еще хуже, в 2018 году на колокольне не было защитных сеток. Кроме того, пройти можно только тем, кто спускается на площадках, расположенных между лестницами. Однако все эти неудобства компенсируются видом, открывающимся с вершины. Панорама Сплита и дворца Диоклетиана просто захватывает дух.
-
В соборе можно фотографировать, но в хранилище действует абсолютный запрет на фотографирование. Хорваты относятся к этому очень серьезно — туристам делают замечания и угрожают вмешательством полиции, если они пытаются сделать фото. Важным вопросом также является одежда, в которой мы захотим войти в церковь. Продавцы билетов имеют соответствующие покрытия и одолжат вам специальный головной платок, если вам покажется, что ваша одежда слишком коротка.
-
Вход в собор и билетная касса расположены за колокольней. Войти со стороны перистиля и, пройдя колоннаду (рядом со сфинксом), повернуть направо, а после стены башни — налево. Здесь мы покупаем коллективный билет на посещение всех объектов, связанных с собором. Вход в сокровищницу и церковь находится за билетными кассами. Мы входим в склеп через проход, расположенный между Сфинксом и билетными кассами. Крестильня находится в другой части старого города — стоя в перистиле и имея собор слева и вход в метро перед собой, нужно повернуть направо и идти прямо по узкой улице (оставив лестницу на колокольню позади).
- Стоит посетить подземный дворец Диоклетиана. Хотя мы сможем пройтись по дюжине или около того сохранившихся комнат, здесь не было подготовлено никакой значимой экспозиции, а информация обо всем этом носит отрывочный характер. С историей этого места лучше познакомиться заранее или рассчитывать на экскурсию (в сезон проводится много польских "объездов") — акустика всего места позволяет услышать много интересных историй, хотите вы этого или нет.
-
Вход в подземелье расположен прямо напротив перистиля. Вам нужно спуститься по лестнице, пройти мимо нескольких магазинов и сувенирных ларьков и повернуть направо. Здесь же мы покупаем билеты. Стоимость входных билетов в 2018 году: 42 куны обычный билет, 22 куны льготный билет.
-
Дворец Диоклетиана — один из самых посещаемых памятников во всей Хорватии. В летний сезон в соборе очень многолюдно. Самые длинные очереди — у входа на колокольню (туристов пропускают группами, а затем очередь блокируется до тех пор, пока не спустится определенное количество людей).
Интересные факты о дворце Диоклетиана
-
Император Диоклетиан широко известен как антихристианский правитель. Во время его правления действительно происходили кровавые гонения на христиан, но историки оценивают число жертв всего в несколько сотен человек. Тот факт, что на жестокую смерть были осуждены в основном пресвитеры и епископы, то есть лица, хорошо известные в христианских общинах того времени, способствовал построению такого повествования. Хотя во время гонений первых веков было убито гораздо больше христиан, следует признать, что события времен Диоклетиана стали настоящим шоком для многих христиан.
-
Император Диоклетиан переехал во дворец без своей единственной жены, которая предпочла остаться со своей дочерью (женой императора Галерия). После смерти зятя судьба двух женщин ухудшилась. Их сменяли друг друга правители и узурпаторы, и правители были вынуждены бежать в Африку, пытаясь добраться до Сплита. К сожалению, они были схвачены в Греции и казнены.
-
Споры вокруг информации, содержащейся в древнем гражданском и военном регистре "Notitia Dignitatum" — Говорят, что на территории дворца находилось несколько текстильных мастерских, в которых производились мундиры и халаты для императорских чиновников. Некоторые исследователи считают это упоминание ложным, указывая на отсутствие археологических находок, связанных с работой таких мануфактур. Кроме того, производство и окрашивание льна издавало довольно неприятный запах, что, конечно, не соответствовало торжественности императорской резиденции. Сторонники этой концепции, напротив, указывают на то, что текстильные мастерские действовали во многих древних городах (например. дворец в Константинополе). Более того, огромная мощность местного акведука остается загадкой (во дворец поступало больше воды, чем использовалось во всей Салоне и… современном Сплите)!) — это может говорить о существовании здесь организованного производства, для которого требовалось большое количество воды. У нас также есть сведения о крупных овцеводческих фермах в окрестностях древнего Сплита, а растение Calicotome villosa, давшее название Сплиту, использовалось для производства красителей.
-
Большая часть строительного материала была импортирована из окрестностей, например. с острова Брач, но иногда использовались камни из Италии или Греции. Для строительства перистиля использовались камни, привезенные для этой цели из Египта.