Дворец Шарлоттенбург (нем. Замок Шарлоттенбург (дворец Шарлоттенбург) — это дворец в стиле барокко к западу от Берлина, который был построен в качестве летней резиденции курфюрста Бранденбурга в конце XVII века, а в последующие два столетия стал одной из важнейших резиденций прусских государей.
Хотя главной резиденцией правящего рода Гогенцоллернов в Бранденбурге был ныне не существующий замок, расположенный в самом центре современной столицы Германии (нем. Berliner Schloss), дворец Шарлоттенбург мало чем уступал ему. Прогуливаясь по роскошным палатам в стиле барокко, рококо и даже классицизма, вы легко перенесетесь в давно минувшие времена.
- От летней резиденции до представительного королевского дворца
- От барокко к рококо — продолжение Фридриха Великого
- Военный ущерб
- Обзорные экскурсии по дворцу Шарлоттенбург и садам [по состоянию на ноябрь 2019]
- Дворец Шарлоттенбург
- Старый дворец (нем. Altes Schloss)
- Новое крыло (нем. Neuer Flügel)
- Новый павильон (нем. Neuer Pavillon).
- Сад Шарлоттеннбург (нем. Шлоссгартен Шарлоттенбург)
- Мавзолей дома Гогенцоллернов (нем. Мавзолей в Шлоссгартене)
- Бельведер (нем. Бельведер им Шлоссгартен) — музей фарфора в бывшем чайном домике
- Цены на билеты и типы билетов [по состоянию на ноябрь 2019 года]
- Часы работы [по состоянию на ноябрь 2019 года]
От летней резиденции до представительного королевского дворца
Дворец Шарлоттенбург ведет свою историю с конца XVII века, когда Фридрих I, курфюрст Бранденбурга, подарил поместье и деревню Лиетце Софии Шарлотте Ганноверской, на которой он женился в 1684 году. В то время Берлин был относительно небольшим городом, и этот район находился далеко от его ворот. На полученной земле курфюрстина планировала построить летнюю резиденцию, где она могла бы отдыхать в одиночестве (в компании своих невесток и, возможно, приглашенных гостей).
Софи Шарлотта, младшая сестра британского короля Георга I, была известна своей любовью к искусству и архитектуре, и новая резиденция должна была отражать ее художественный дух. Архитектор Иоганн Арнольд Неринг отвечал за оформление дворца в стиле барокко, а французский дизайнер Симеон Годо — за подготовку барочных садов.
Строительные работы были завершены в 1699 году, и новый дворец получил название Лиценбург. Затем было построено одно двухэтажное крыло, увенчанное куполом.
В 1701 году Фридрих I стал королем в Пруссии, и его новое положение требовало более представительной резиденции. Поэтому было решено изменить назначение Лиценбургского дворца.
Затем правитель поручил полную реконструкцию дворца архитектору Эозандеру фон Гете, который перед началом работы в поисках вдохновения посетил Версаль и другие итальянские и французские дворцы. В конце концов, большинство залов были модернизированы, а два крыла были добавлены, чтобы огородить внутренний двор, что позволило Фридриху принимать других европейских королей без комплексов.
Софи Шарлотта умерла преждевременно в 1705 году, в возрасте всего 36 лет. В отчаянии, чтобы почтить ее память, король переименовал дворец из Литценбурга в Шарлоттенбург, что означает "Замок Шарлотты". Дворец дал название позднему городу, который в 1920 году был включен в административные границы Берлина.
От барокко к рококо — продолжение Фридриха Великого
Комнаты в центральной части комплекса, которая сейчас называется Старый дворец, характеризуются стилем барокко. Орнаменты в стиле рококо можно увидеть в восточном Новом крыле (нем.). Neuer Flügel), который был добавлен вскоре после восшествия на престол Фридриха II (Великого).
Сегодня Фридрих Великий ассоциируется с жестким, безжалостным правителем. Однако в самом начале ее существования не было никаких признаков этого.
Фридрих I, которого иногда называли королем-солдатом, часто разводил руками из-за своего первенца, который предпочитал сидеть, уткнувшись носом в книги и восхищаясь искусством, вместо того, чтобы изучать военное дело. Однажды Фридрих I был настолько разгневан интересами своего сына, что в наказание сжег все книги будущего наследника престола.
Увлеченный искусством (особенно французским), Фридрих Великий не только превзошел достижения своего отца, став первым королем Пруссии, но и стал известен как меценат и большой сторонник смелого декора в стиле рококо. Стиль, характерный для дворцов, построенных или перестроенных во время правления Фридриха Великого, иногда называют фредериковским рококо.
Лучшие образцы этого стиля можно найти во дворце Сансуси, расположенном в черте города Потсдам, и в банкетных залах Нового крыла дворца Шарлоттенбург.
Военный ущерб
Во время воздушных налетов в конце Второй мировой войны дворец и расположенный рядом с ним Новый павильон значительно пострадали. После войны работы по восстановлению комплекса заняли несколько десятилетий, и в конце концов он был приведен в почти первоначальное состояние и открыт для публики.
Однако в некоторых местах украшения или потолочные росписи отсутствуют (включая безвозвратно испорченную потолочную роспись в Белой комнате Нового крыла), о чем нам напоминают только названия комнат, а в некоторых помещениях орнамент и декор не соответствуют оригиналу. Часть мебели была привезена из других дворцов Бранденбурга, включая ныне не существующий Берлинский замок.
Обзорные экскурсии по дворцу Шарлоттенбург и садам [по состоянию на ноябрь 2019]
Прежде чем отправиться во дворец Шарлоттенбург, стоит знать, что весь комплекс состоит из целых 5 зданий, которые можно посетить. Основными достопримечательностями являются Старый дворец и Новое крыло во дворце Шарлоттенбург (оба посещаются самостоятельно), а также дворец под названием Новый павильон, расположенный по соседству.
В дополнение к ним можно посетить еще два здания на территории садов. Среди них Бельведер (бывший чайный домик, ныне музей фарфора) и мавзолей дома Гогенцоллернов.
Все здания посещаются самостоятельно и без гида. Вход в дворцовые сады бесплатный. На другие аттракционы можно приобрести билеты.
Чтобы осмотреть все здания в спокойной обстановке и не спеша пройтись по садам, следует запланировать не менее пяти часов на посещение. Комплекс действительно большой, и в обеих частях дворца можно увидеть десятки квартир и комнат.
На наш взгляд, лучше всего приходить в первой половине дня, таким образом, минимизируя риск оказаться в спешке в самом конце. Во дворце есть бесплатный аудиогид на польском языке, а приложение очень дружелюбно.
И порядок проведения тура? Мы сами осмотрели сначала Новое крыло, затем здания в саду и, наконец, сам Старый дворец. Теоретически, эффективнее последовательно посетить Старый дворец и Новое крыло, но если сделать более длительный перерыв для прогулки по саду, мы можем почувствовать себя менее утомленными от прохождения через десятки квартир.
Дворец Шарлоттенбург
Две части дворца Шарлоттенбург открыты для посещения — Старый дворец, самая старая, центральная часть комплекса, и восточное крыло (Новое крыло), которое было построено во время правления Фридриха Великого. Билеты в обе секции продаются отдельно, и их можно посещать независимо друг от друга.
Прогуливаясь по внутреннему двору дворца, стоит обратить внимание на монументальную бронзовую скульптуру курфюрста Бранденбурга Фридриха Вильгельма (1620-1688), выполненную в стиле барокко.
Старый дворец (нем. Altes Schloss)
Самой старой, центральной частью комплекса является Старый дворец в стиле барокко, который характеризуется высокой башней, увенчанной куполом, и внутренним двором, окруженным с трех сторон. Взглянув на вершину купола, можно заметить золотую статую богини Фортуны.
Старый дворец изначально предназначался для летнего отдыха курфюрстины Софии Шарлотты, но после коронации Фридриха I он был перестроен в типичную королевскую резиденцию — с залами для аудиенций и представительства.
Большинство комнат были перестроены после военных разрушений, хотя некоторые сохранились в своем первоначальном виде. Потолочные росписи, стены с дамасскими узорами, мебель и часы, сделанные на заказ, впечатляют во время прогулки по комнатам дворца. Часть мебели была спасена из ныне не существующего Берлинского замка, который в настоящее время восстанавливается и будет использоваться в качестве музея.
Во время экскурсии по Старому дворцу мы пройдем через более чем 20 залов и квартир. Среди них мы увидим :
- роскошный Фарфоровый кабинет, украшенный 2 700 фарфоровыми блюдами и другими предметами (стоит посмотреть вверх и уловить трехмерные элементы на стыке потолка и стены).
- богато украшенная часовня, что является некоторой редкостью, поскольку протестантские церкви ассоциируются с простотой, а не с барочным великолепием;
- Среди картин можно увидеть Зал предков с портретами прусских правителей, написанными в 18 и 19 веках (во время нашего посещения в зал нельзя было войти, и мы могли только смотреть через дверь);
- аудиенц-зал королевы, в котором мы находим два польских акцента — на одной из картин польский король Станислав Лещинский стоит рядом с Фридрихом, а на другой изображена встреча трех королей: Августа II Сильного, Фридриха I Прусского и Фридриха IV Ольденбургского из Дании (эта картина висит над камином);
- Гобелены брюссельской работы, изображающие сцены из римской и греческой жизни, украшают монументальную аудиенц-залу короля.
Заключительный этап экскурсии — подъем на второй этаж, где мы узнаем больше о династии Гогенцоллернов.
На экскурсию по Старому дворцу целесообразно выделить до 90 минут. Сам аудиогид (бесплатный, на польском языке) длится около часа, но в некоторых залах (например. в Фарфоровом кабинете или Капелле), мы можем провести больше времени, чем видно из записи.
Новое крыло (нем. Neuer Flügel)
Фридрих Великий взошел на престол в 1740 году и почти сразу же поручил Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу пристроить новое крыло к существующему дворцу Шарлоттенбург. Новый правитель не пожалел средств, ведь это должна была быть его первая официальная резиденция.
Как и в Старом дворце, комнаты здесь полны великолепия, но для них характерен стиль рококо. Примечательно, что государь установил отопление, чтобы дворец можно было использовать и зимой.
Два богато украшенных банкетных зала считаются самыми большими сокровищами этой части дворца.
Белый зал, служащий столовой, сразу привлекает внимание множеством украшений, хотя, к сожалению, его внешний вид отличается от довоенного — прежде всего, отсутствует потолочная роспись, изображающая сцену свадьбы Пелея и Фетиды. Фотографию зала в его первоначальном виде 1910 года можно увидеть на одной из досок.
Второй банкетный зал, 42-метровая Золотая галерея, считается одним из самых красивых образцов рококо в Европе. Вихревые орнаменты украшают как стены, так и потолок.
Любители королевских дворцов не будут разочарованы частными квартирами Фридриха Великого и его жены, наполненными мебелью, часами и произведениями искусства, некоторые из которых имеют стены из дамаста.
Проходя по комнатам, можно заметить привязанность правителя к искусству, особенно французскому — среди картин мы видим работы Антиона Ватто (включая его второй вариант картины, висящей в Лувре, "Дворец Шарлоттенбург"). Отправление в Цитеру, номер Гри-де-Лин).
Еще одна комната, о которой стоит упомянуть, — это библиотека. В отличие от многих правителей, Фридрих Великий был настоящим гуманистом, и его библиотека выполняла практическую, а не просто представительскую функцию. В каждом из его дворцов был читальный зал, и более того, в каждом из них государь хранил копии своих любимых книг, чтобы в любой момент вернуться к ним.
Однако Фридрих Великий не был столь частым посетителем Шарлоттенбурга. После строительства дворца Сансуси именно в нем правитель предпочитал проводить летние месяцы.
Некоторые люксы отличаются оформлением в стиле классицизма. После его возвращения из ссылки в 1809 году во дворце жила королева Луиза Прусская, жена Фридриха Вильгельма III. За дизайн его квартир отвечал сам Карл Фридрих Шинкель, о котором мы подробнее писали ниже в статье.
На заключительном этапе экскурсии мы попадаем в зал в стиле барокко в Старом дворце, который является единственным помещением, пережившим бомбардировки союзников в целости и сохранности.
На посещение Нового крыла отводится до 65-70 минут. Аудиогид (бесплатный, на польском языке) длится около 55 минут.
Новый павильон (нем. Neuer Pavillon).
Стоящий прямо рядом с главным дворцом, Новый павильон не впечатляет с первого взгляда своими размерами, хотя любители итальянской архитектуры, безусловно, будут очарованы его стилем, напоминающим виллу.
Это характерное здание было построено по заказу короля Фридриха Вильгельма III в 1824-1825 гг. Дворец должен был служить правителю местом отдыха и избавления от тягот придворной жизни.
Здание и его интерьеры были спроектированы одним из самых известных берлинских архитекторов, Карлом Фридрихом Шинкелем, который ввел в Пруссии классицистическую архитектуру. Прогуливаясь по центру Берлина, можно встретить несколько его зданий.
Наиболее известными из них являются: Новая реверсия на Унтер-ден-Линден, Старый музей (нем. Альтес музей) на Музейном острове и Фридрихсвердерская церковь.
Здание значительно пострадало во время бомбардировок 1943 года, но на основе планов и фотографий удалось восстановить интерьеры, спроектированные знаменитым архитектором. В настоящее время здание служит художественной галереей и музеем.
Хотя вы не испытаете великолепия, сравнимого с дворцом Шарлоттенбург, стоит спланировать свой визит так, чтобы успеть заглянуть внутрь, где четыре комнаты посвящены жизни и творчеству Шинкеля. Дворец также является своего рода художественной галереей, во многих залах которой выставлены работы немецких мастеров-романтиков 19 века.
В одной из комнат мы видим картины Каспара Давида Фридриха. Это тем более интересно, что именно Фридрих подтолкнул Шинкеля к тому, чтобы посвятить себя архитектуре, причем он даже не подозревал об этом! Шинкель увидел картину "Странник на море тумана" на выставке, после чего пришел к выводу, что ему никогда не достичь такого же уровня в живописи, как Фридрих, и в результате полностью посвятил себя архитектуре.
Также можно будет увидеть Новый павильон (также известный как павильон Шинкеля):
- реконструированные квартиры на первом этаже, которые спроектировал Шинкель;
- настенные росписи в помпейском стиле, украшающие вестибюль;
- коллекция картин и предметов быта ( стулья, мебель) от Шинкеля;
- коллекцию картин Эдуарда Гертнера, в том числе картину из трех частей, изображающую горизонт Кремля и пейзажи Парижа и Берлина;
- романтические картины Карла Блехена;
- группа картин, изображающих старый Берлин — в том числе улицу Унтер-ден-Линден;
- картины, связанные с историей Тевтонского ордена — на одной изображен штурм поляками замка Мальборк, на другой — основание Торуни;
- скульптуры Кристиана Даниэля Рауха.
В общей сложности здесь менее 20 комнат, которые можно исследовать. К сожалению, в октябре 2019 года на месте был доступен только аудиогид на английском языке. На посещение виллы следует выделить не менее 40 минут.
Сад Шарлоттеннбург (нем. Шлоссгартен Шарлоттенбург)
Сад Шарлоттенбург, протянувшийся на 800 метров, — это зеленый оазис в западной части Берлина. Извилистые пешеходные дорожки, озеро, скульптуры, скамейки и свободно гуляющие утки и белки — все это привлекает берлинцев и туристов (особенно в теплый день).
Французский архитектор Симеон Годо, ученик придворного садового архитектора Людовика XIV, был приглашен Софи Шарлоттой для проектирования сада в стиле барокко 17 века. Во время правления Фридриха Великого сад сохранил свою форму, но последующие правители предпочли менее формальный английский стиль сада, который в таком виде сохранился до наших дней.
Вход в сад бесплатный, ворота открыты круглый год. В парке есть два билетных объекта, которые можно посетить, купив билет в кассе дворца.
Примечание! Оба памятника открыты только в летний сезон.
Мавзолей дома Гогенцоллернов (нем. Мавзолей в Шлоссгартене)
После безвременной кончины своей любимой жены Луизы Прусской в 1810 году король Фридрих Вильгельм III поручил построить в дворцовом саду великолепный мавзолей, в котором он мог бы похоронить свою возлюбленную. Последний год своей жизни Луиза провела во дворце Шарлоттенбург и оставила после себя классицистический декор в некоторых квартирах.
Проект мавзолея был поручен уроженцу Бреслау Генриху Гентцу, который при поддержке вышеупомянутого Карла Фридриха Шинкеля построил здание из песчаника в классицистическом стиле в форме дорического храма.
Центральным элементом здания была реалистичная гробница королевы, выполненная из каррарского мрамора, и ее бюст, высеченный Кристианом Даниэлем Раухом. В 1826-1829 годах было решено создать новый храм (точную копию) из мрамора, а оригинальный мавзолей перенесли на Павлиний остров близ Потсдама, где он стоит и по сей день.
После смерти Фридриха Вильгельма III мавзолей был расширен и добавлено второе помещение в виде апсиды, где был установлен надгробный памятник короля и куда была перенесена гробница королевы Луизы. Раух снова отвечал за строительство гробницы Фридриха Вильгельма III.
Дальнейшее расширение произошло между 1888 и 1894 годами. После смерти первого германского императора Вильгельма I было решено похоронить его рядом с родителями в семейном мавзолее. Через два года после смерти императора умерла его жена королева Августа, которой также был воздвигнут впечатляющий надгробный памятник.
Помимо вышеупомянутых четырех, в мавзолее похоронены и другие члены династии, но без представительных надгробий. Некоторые из них покоятся в склепе, который недоступен, однако. [по состоянию на октябрь 2019 года]
Посещение мавзолея длится до 10 минут.
Бельведер (нем. Бельведер им Шлоссгартен) — музей фарфора в бывшем чайном домике
Второе здание, возведенное в дворцовых садах, — трехэтажный голубой дворец (известный как Бельведер), который был построен в 1788 году. Это был так называемый. чайный домик, т.е. место отдыха для королевы и ее гостей/невестки.
Сейчас во дворце находится музей фарфора. Коллекция фарфора представлена на трех этажах. Среди экспонатов преобладают вазы, тарелки и чашки.
Особого внимания заслуживает крупнейшая существующая коллекция фарфора, произведенного на берлинской фабрике KPM (Königlichen Porzellan-Manufaktur).
Завод КПМ был основан в 1763 году. Ее родоначальником был король Фридрих Великий, которого, используя сегодняшнюю номенклатуру, можно назвать противником глобализации.
Фредерик стремился стать независимым от импорта — особенно самых дорогих товаров. Отсюда решение производить фарфор непосредственно в Пруссии, чтобы изделия не приходилось импортировать из Мейсена, Мюнхена или Европы.
Помимо фарфора, произведенного в Берлине, на выставке мы увидим продукцию других немецких заводов.
Вы проведете на объекте от 20 до 45 минут.
Цены на билеты и типы билетов [по состоянию на ноябрь 2019 года]
Вход в сады бесплатный. Для экскурсий по дворцовым апартаментам и зданиям в садах требуются билеты.
В продаже имеются отдельные билеты на каждую достопримечательность, а также комбинированный билет "Шарлоттенбург+", который позволяет посетить все достопримечательности за один день.
Цены на разовые билеты:
- Старый дворец — € 12 (€ 8 льготных);
- Новое крыло — €10 (€7);
- Бельведер — €4 (€3);
- Мавзолей — €3 (€2);
- Новый павильон — €4 (€3).
Единые билеты имеют смысл, если вы хотите посетить только одну часть дворца (Старый дворец или Новое крыло) и одно из других зданий.
Билет "Шарлоттенбург+" стоит 17 евро (13 евро для льготников) и может быть приобретен в кассах или онлайн за небольшую доплату (+2 евро) на официальном сайте. Покупая билеты онлайн, вы избегаете необходимости стоять в очереди в кассах и можете сразу же начать посещение, что может быть полезно в пик туристического сезона.
За 25 евро можно приобрести семейный билет "Шарлоттенбург+", который дает право на вход двум взрослым и четырем детям до 18 лет. год.
Внимание! Если вы хотите фотографировать внутри, вам необходимо приобрести специальное разрешение за €3 (для всех объектов). В противном случае персонал напомнит нам об этом после того, как мы уберем свои камеры.
Часы работы [по состоянию на ноябрь 2019 года]
Все объекты на территории дворцового комплекса закрыты по понедельникам.
В другие дни часы работы зависят от сезона.
Старый дворец и Новое крыло открыты в летний сезон (01/04 — 31/10) с 10:00 до 17:30, а в остальные месяцы с 10:00 до 16:30.
Новый павильон открыт в летний сезон с 10 утра до 5.30 вечера, в ноябре и декабре — с 10 утра до 4 вечера, а с января до конца марта — с 12 дня до 4 вечера.
Бельведер (коллекция фарфора) и Мавзолей открыты в летний сезон с 10:00 до 17:00. Оба здания закрыты в зимний сезон (01/11-31/03).
Последний вход возможен за 30 минут до официального закрытия, но, приходя в последний момент, вы должны считаться с тем, что вас могут торопить, а некоторые квартиры могут быть уже закрыты.
Текущие часы работы можно найти на официальном сайте.
Благодарим SPSG за предоставленные билеты и разрешение на фотосъемку.