В самом сердце исторического центра Мюнхена и на окраинах города находятся дворцы и резиденции династии Виттельсбахов, ранее правившей Баварией. Многие гости баварской столицы осматривают главную резиденцию в центре Мюнхена, а некоторые также отправляются в летний дворцовый комплекс Нимфенбург, расположенный к западу от бывших городских стен.
Однако не все знают, что в нескольких километрах к северу от центра Мюнхена, в коммуне Обершляйсхайм (Обершляйсхайм), находится еще один дворцовый комплекс — барочный дворец Шляйсхайм (нем. Schloss Schleißheim), который ни в чем не уступает двум ранее упомянутым.
Дворцовый комплекс Шляйсхайм состоит из трех расположенных в ряд зданий: Старый дворец (niem. Altes Shloss), Новый дворец (нем. Neues Schloss) и дворец Люстхайм (нем.: Schloss Lustheim).
Schloss Lustheim). Два последних отделены друг от друга более чем километровым дворцовым садом в стиле барокко (нем. Хофгартен).
Все дворцы можно посетить по билету, а дворцовые сады бесплатны и открыты круглый год.
- История
- Новый дворец
- Дворцовый сад (нем. Хофгартен)
- Дворец Люстхайм
- Павильоны во дворце Люстхайм
- Старый дворец
- Туры
- Билеты и вступительные взносы [обновлено в августе 2018 года]
- Часы работы [обновлено в августе 2018 года]
- Направления [обновлено в мае 2018 года]
- Доступ для людей с ограниченной подвижностью [обновлено в августе 2018 года]
История
Истоки дворцового комплекса Шляйсхайм восходят к концу XVI века, когда герцог Вильгельм V Баварский в 1595 году приобрел несколько загородных зданий на месте сегодняшнего Старого дворца. Вильгельм превратил загородный дом в небольшую резиденцию, где он любил проводить время вдали от двора.
Хотя Вильгельм прославился как амбициозный строитель и организатор — в конце концов, именно он основал королевскую пивоварню (Staatliches Hofbräuhaus или просто Hofbräu), которая существует и по сей день, — только его сын и преемник Максимилиан I построил Старый дворец в стиле ренессанс. Вильгельм дожил до завершения реконструкции, начатой в 1617 году, и умер в стенах перестроенного дворца в 1626 году.
Следующее крупное расширение комплекса началось в 1684 году. Курфюрст Баварии Максимилиан II Эмануэль заказал создание барочного сада и дворца Люстхайм в качестве свадебного подарка для Марии Антуанетты Габсбург.
Использование замка Люстхайм было типичным для того времени и для придворной жизни — дворец должен был стать охотничьим домиком, где герцогиня могла бы отдыхать после охоты, но в то же время в нем должны были проводиться различные мероприятия. Построенный за 4 года, дворец был настолько грандиозен, что стал местом проведения многочисленных балов и придворных мероприятий.
Максимилиан Эмануил был одним из самых амбициозных правителей своего времени. Он видел и себя, и своих детей на самых важных тронах Западной Европы.
В 1695 году, через три года после смерти Марии Антуанетты, он женился на дочери Яна III Собеского Терезе Кунегунде. Хотя эта свадьба дала ему возможность бороться за польский трон после смерти короля в 1696 году, Максимилиан имел гораздо большие амбиции.
Курфюрст Баварии, воодушевленный своими победами в сражениях с армиями Османской империи, видел себя скорее императором Священной Римской империи. Учитывая свою будущую роль, Максимилиан решил построить новый дворец, в который он должен был переехать из своей мюнхенской резиденции сразу после назначения императором.
Планы были очень амбициозными — новый комплекс должен был иметь четыре крыла и по размерам соответствовать дворцам в Версале и Вене! За проектирование дворца отвечал швейцарский придворный архитектор Генрико Цуккалли.
Первоначальные планы были очень амбициозными. Согласно первым проектам, новый дворец должен был быть соединен непосредственно со Старым дворцом.
Строительство началось в 1701 году, и в течение следующих трех лет был возведен остов главного крыла. Удача Максимилиана закончилась вскоре после начала строительства.
После поражения в битве при Бленхейме в 1704 году курфюрст Баварии был сослан во Францию, где провел целых 11 лет. Через четыре года после возвращения домой Максимилиан возобновил строительство особняка, на этот раз под руководством архитектора Джозефа Эффнера.
Основные работы продолжались с 1719 по 1726 год, в это время было расширено единственное главное крыло, существующее до сих пор. Дворец был оформлен в стиле позднего французского барокко, который приглянулся курфюрсту Баварии во время его пребывания во Франции.
Максимилиан не дожил до своего избрания императором Священной Римской империи и не перевез свой двор во вновь созданную резиденцию. Курфюрст умер в феврале 1726 года, так и не завершив свою работу, хотя к моменту смерти Максимилиана оставалось закончить только меблировку и отделку некоторых комнат. Работы по строительству Нового дворца были завершены некоторое время спустя во время правления Карла Альбрехта.
Некоторые комнаты дворца были перестроены в неоклассическом стиле во время правления внука Максимилиана Эмануэля Максимилиана III Иосифа.
Новый дворец
Хотя Новый дворец (нем. Хотя новый дворец (Neues Schloss) был построен не по первоначальному плану и в итоге было возведено только одно крыло, резиденция Максимилиана Эммануила остается одним из самых интересных барочных дворцов в нашей части Европы.
Интерьер дворца в значительной степени отражает то, каким Максимилиан видел себя и свой образ жизни. Лучшим примером этого являются десятки мотивов, изображающих курфюрста в качестве воина или лидера — это и гобелены, изготовленные в Брюсселе, и картины, изображающие Максимилиана в окружении войск или на поле боя. Действительно, во время войн с Османской империей курфюрст отличался мужеством и храбростью — он сражался вместе с Яном III Собеским при обороне Вены и во многих других битвах, его самым большим успехом было взятие Белграда из рук турок.
Комнаты дворца также свидетельствуют о любви Максимилиана к искусству, особенно к работам художников эпохи барокко. Будучи губернатором Испанских Нидерландов, Максимилиан провел некоторое время в Брюсселе, где заинтересовался и приобрел множество работ голландских мастеров. Находясь в нынешней бельгийской столице, он также заказал группу гобеленов, изображающих его достижения.
Во дворце сохранилась лишь часть оригинальной мебели и посуды. Новый дворец, однако, не слишком пострадал во время бомбардировок, поэтому, в отличие от мюнхенской резиденции, большинство оригинальных фресок и декораций сохранилось.
Большинство потолочных фресок были написаны венецианским художником Якопо Амигони, хотя некоторые комнаты были оформлены местным художником Дамианом Асамом, чьи фрески украшают многие церкви Мюнхена. За лепной декор отвечал Иоганн Баптист Циммерманн, один из главных предшественников мюнхенского стиля барокко и рококо.
Дворец можно посетить самостоятельно. Здесь можно посетить более 30 комнат. Во многих залах висят работы мастеров барокко, так что без особого преувеличения дворец можно назвать и картинной галереей.
Зайдя внутрь, вы первым делом увидите макет, изображающий один из последних амбициозных планов расширения Нового дворца, разработанный Джозефом Эффнером.
Уже на самом первом этаже вы найдете несколько комнат и мест, которые стоит посетить. Огромный вестибюль (вестибюль при входе во дворец) отличается более темными цветами и тосканскими колоннами.
Самым важным помещением на первом этаже является Столовая. Стоит помнить, что неоклассический облик этой комнаты является результатом реконструкции между 1771 и 1774 годами.
На потолке сразу бросается в глаза фреска, изображающая пир, приготовленный нимфой Калипсо для Одиссея после его прибытия на остров Огигия. Именно на основе этого мотива было определено использование зала. Лепнина в начале потолка изображает знаки зодиака, а на стенах висят портреты бывших правителей династии Виттельсбахов: Максимилиана I, Фердинанда Марии, Максимилиана Эммануила, Карла Альбрехта (впоследствии императора Священной Римской империи) и Максимилиана III Иосифа.
На противоположной стороне от Столовой находится Садовый зал, украшенный фресками с садовым мотивом работы Космы Дамиана Асама и впечатляющей лепниной Иоганна Баптиста Циммермана.
В номерах 41-44 расположена галерея французского барокко. Внутри вы увидите большая картина, изображающая Максимилиана Эммануила с семьей по возвращении из ссылки во Франции, а также работы, изображающие войска Людовика XIV (Короля-Солнца) во время сражений против Испанских Нидерландов и Голландии.
Не пропустите!
Туристов из Польши может заинтересовать зал 43 с работами Пьера-Дени Мартина, изображающими битвы Яна III Собеского против турок, и портретом самого правителя. Интересно, что картины были заказаны одним из французских офицеров, сражавшихся на стороне Собеского — Филиппом Дюпоном.
Величественная лестница, которая кажется частью большого зала, ведет на второй этаж, где расположены королевские апартаменты. Над лестницей вы увидите прекрасную потолочную фреску, изображающую Венеру в кузнице вулкана.
Автором произведения является Косма Дамиан Асам, и это была первая светская фреска, выполненная им. Концепция лестницы была использована проектирование лестницы в резиденции в Вюрцбурге.
Поднявшись на второй этаж, мы можем пройти в Большой зал, где главной темой является увековечивание побед Максимилиана Эммануила над войсками Османской империи. Потолок был украшен фреской работы Якопо Амигони и белыми лепными украшениями с военными мотивами работы Иоганна Баптиста Циммермана. Также в комнате висят две огромные картины, изображающие военные достижения Максимилиана, написанные Францем Йозефом Бейхом.
Большой зал арендуется для проведения различных мероприятий, и во время нашего визита в нем могут быть установлены стулья и/или сцена.
За Большим залом находится Зал Победы, который использовался в качестве столовой. Помимо потолочной фрески работы Якопо Амигони, в глаза бросаются несколько картин, изображающих победоносные сражения Максимилиана Эммануила против турок в 1683-88 гг. Автором картин, как и в Большом зале, является Франц Йозеф Бейх.
Из Большого зала мы можем перейти в так называемый "Входной зал". Большая галерея, коридор длиной 57 метров и высотой 8 метров с 11 окнами, выходящими прямо в сад.
По обе стороны коридора расположены королевские квартиры: слева — квартиры герцогини, справа — курфюрста. Если открыть все двери в обеих частях дворца, то получится коридор длиной 160 метров по прямой линии.
Максимилиан Эмануэль решил превратить коридор в картинную галерею по случаю свадьбы Карла Альбрехта в 1722 году. Галерея была создана по образцу зала Grande Galérie в Лувре, в те времена, когда Лувр был резиденцией королей Франции.
Первоначально стены были украшены работами итальянских и фламандских мастеров, некоторые из которых висят здесь и сегодня. Две большие картины Рубенса ("Петр и Павел") считаются одними из самых важных работ и "Примирение Исава и Иакова").
Для некоторых посетителей самым большим сокровищем Большой галереи станут не картины, а величественные люстры и деревянные столы мюнхенского двора.
Люстры, изготовленные на чешской мануфактуре в середине XVIII века, считаются шедеврами барокко. Каждый из пяти состоит из 2 500 стеклянных элементов и имеет высоту 1,70 метра!
Неудивительно, что ни одна из люстр не сохранилась до наших дней в своем первоначальном виде. В последние годы они были отремонтированы, а все недостающие детали были изготовлены на мануфактурах в Северной Богемии. Люстры были приобретены в Вене Максимилианом III Иосифом.
Резные столы, с другой стороны, были типичным атрибутом дворцов и резиденций Виттельсбахов. Они были произведены на частной мануфактуре баварских государей. Джозеф Эффнер отвечал за дизайн тех, что находятся в Большом зале.
Квартиры по обе стороны имеют аналогичную планировку. В обоих коридорах висят брюссельские ковры с изображением побед Максимилиана Эммануила. В номерах также имеются потолочные фрески работы Якопо Амигони.
В секции курфюрста примечательна спальня, которая также выполняла представительскую функцию. Комната разделена на две части балюстрадой с баварскими львами; в алькове находится оригинальная кровать в стиле барокко, сохранившаяся до наших дней в первозданном виде. На потолочной фреске в спальне правителя изображен спящий бог войны Марс.
В зале 9, большом кабинете в апартаментах курфюрста, выставлены работы фламандских мастеров. Наиболее важными работами в этом зале являются картины Антуана ван Дейка. Среди работ мастера можно выделить портрет польского казака.
Наиболее впечатляющей частью апартаментов герцогини является часовня в самом конце дворца, которая была украшена специальными панелями, имитирующими мрамор. Интересно отметить, что панели были созданы в 1629 году для резиденции в Мюнхене, и только в 1724 году были полностью перенесены в Новый дворец. Над алтарем висит картина школы Питера Рубенса, изображающая Вознесение Марии.
Прогуливаясь по квартирам герцогини, мы можем обратить внимание на портрет Терезы Кунегунды в комнате для аудиенций. Работы мастеров итальянского барокко выставлены в художественной галерее в крыле герцогини.
Для неспешной экскурсии по дворцу нам потребуется около 90 минут.
Дворцовый сад (нем. Хофгартен)
За Новым дворцом простирается более чем километровый дворцовый сад, первый вариант которого был спроектирован Энрико Зукалли в 1684 году. Через несколько лет была создана сложная система каналов, которая не только протекает через парк, но и напрямую связана: с рекой Изар, рекой Вюрм и дворцом Дахау.
Через середину садов проходит широкий центральный канал, который окружает дворец Люстхайм, образуя небольшой остров. Вода поступает в центральный канал из восточного канала непосредственно из реки Изар.
Помимо центрального канала, через сады проходят еще два более узких канала — северный и южный. Южный канал течет с запада на восток со стороны Вюрма — он проходит мимо дворца Шляйсхайм и течет до дворца Лустхайм, а затем соединяется с северным каналом.
Северный канал проходит с востока на запад, т.е. от дворца Люстхайм к дворцу Шляйсхайм и далее к дворцу Дахау. Северный канал получает воду из рек Изар и, в меньшей степени, из реки Вюрм.
В конце 17 века сеть каналов была расширена и привела к дворцу Нимфенбург и Шляйсхайму — здесь действовали венецианские гондолы.
Во время строительства Нового дворца Максимилиан Эмануэль поручил французскому садовому архитектору Доминику Жирару переделать часть сада. В течение этого времени первый этаж сада, расположенного непосредственно за новой резиденцией. Жирар также отвечал за реконструкцию садов дворца Нимфенбург, и в обоих дворцах мы можем увидеть схожие концепции, такие как каскады и фонтаны.
В отличие от парка на заднем дворе дворца Нимфенбург, дворцовые сады Шляйсхайма не перестраивались в 19 веке. Благодаря этому они сохранили свою оригинальную барочную планировку и форму, что делает их одними из немногих аутентичных и таких больших барочных садов в Центральной Европе.
Во второй половине 19 века король Людвиг I поручил придворному садовому архитектору Карлу Эффнеру реконструировать сад в оригинальном стиле конца 17 века. Однако сегодня, гуляя по саду, вы уже не встретите многих скульптур или украшений, поскольку большинство из них было утрачено в ходе военных действий в 20 веке.
Вход в сад бесплатный. Время работы: [обновлено в августе 2018 года]
- Январь, февраль, ноябрь, декабрь — с 8:00 до 17:00
- Март, октябрь — с 8:00 до 18:00
- Апрель, сентябрь — с 8:00 до 19:00
- с мая по август — 8:00 утра до 8:00 вечера
С апреля до середины сентября в фонтанах сада проводятся водные представления. С понедельника по пятницу с 11:30 до 16:00 и по выходным с 10:00 до 18:00. [Обновлено в августе 2018 г.]
Дворец Люстхайм
Дворец Люстхайм был построен между 1684 и 1688 годами и стал свадебным подарком Максимилиана Эммануила своей первой жене Марии Антуанетте Габсбург. Идея курфюрста заключалась в создании охотничьего домика и дворца, в котором могли бы проходить балы и придворные мероприятия.
Главный двухэтажный Банкетный зал отличается впечатляющей фреской на потолке, изображающей богиню охоты Диану. Здесь стоит упомянуть, что это была первая такая большая фреска, созданная в светском здании в нашей части Европы.
Во дворце среди картин висит один портрет герцогини Терезы Кунегунды. Кроме фресок, настенных украшений и кухни, во дворце нет других остатков первоначального назначения здания.
В 1971 году во дворце был открыт Музей фарфора Мейсена. Meißen).
Во всех залах дворца представлены тематически расположенные экспонаты первых пятидесяти лет работы мануфактуры — с 1708 года до начала Семилетней войны (1756-1763). Здесь представлено почти 2000 различных экспонатов.
Некоторые из них выделяются своим внешним видом и оригинальностью, другие — просто мастерством исполнения. Это самая значительная коллекция мейсенского фарфора за пределами Саксонии. К сожалению, описания на сайте в основном на немецком языке.
Вы можете добраться до дворца Люстхайм за несколько минут, начав движение от выхода из Нового дворца. Нам предстоит пройти почти полтора километра!
Павильоны во дворце Люстхайм
Во время строительства главного дворца Люстхайма были также построены два павильона, которые расположены на северной и южной сторонах уже за пределами островка.
В южном павильоне была создана часовня (не. Ренатускапелле). Сама часовня может и не впечатлить своим убранством, но настоящую жемчужину можно найти за алтарем — это массивная рама в виде ангелов, держащих картину.
В северном павильоне, где сегодня находятся туалеты, спрятано одно из самых интригующих сокровищ всего комплекса — так называемый "Музей фарфора". Красивые конюшни. Здание заполнено фресками на потолке и стенах, и трудно поверить, что в таком месте действительно содержались лошади.
И хотя мы не можем войти внутрь, мы сможем спокойно осмотреть интерьер через открытые двери.
Вход/посещение обоих павильонов бесплатное. Павильоны открыты с апреля по сентябрь с 9:00 утра до 6:00 вечера (кроме понедельника). В остальные месяцы павильоны закрыты.
Старый дворец
Построенный между 1617 и 1623 годами, Старый дворец (нем.: Schloss Lustheim) расположен в восточной части Потсдама. Altes Schloss) был одним из первых ранних барочных зданий во всей Баварии и на протяжении веков выделялся богатым орнаментом и красивым оформлением.
Однако Старый дворец, существующий сегодня, имеет мало общего со своим первоначальным обликом. Оригинальное здание было разрушено во время бомбардировок Второй мировой войны, а в начале 1970-х гг. предыдущего столетия была восстановлена только оболочка.
Внутри открыты два взаимосвязанных музея. В одном из них находится музей религиозного фольклора с несколькими тысячами экспонатов. Существует множество.в. различные сцены Рождества Христова, а из Польши выставлены вырезки из Ловича.
Вторая часть музея с точки зрения польского туриста может быть сомнительной. Выставка посвящена территориям, ранее принадлежавшим Пруссии, которые в результате обеих мировых войн сегодня уже не входят в границы немецкого государства.
Темы варьируются от времен Тевтонского ордена до конца 19 века. Частью выставки являются экспонаты, представляющие, напр. Торунь.
Описания обеих выставок представлены только на немецком языке.
Туры
Все три описанных выше дворца были открыты для публики. Каждый дворец можно посетить самостоятельно и без гида. Дворцы не очень популярны, и если только вы не окажетесь на школьной экскурсии или экскурсии немецкой группы, в большинстве комнат вы можете быть совершенно одни.
На посещение Нового дворца потребуется около 60-90 минут. Внутри, помимо квартир и комнат, которыми пользовались курфюрсты Баварии, мы видим множество работ мастеров барокко — из Германии, Италии или Нидерландов. В кассе можно взять аудиогид на английском языке за 2,50 евро. [обновлено в августе 2018 года]
Во дворце Люстхайм сегодня находится Музей фарфора Мейсенской мануфактуры. Помимо выставок, стоит посмотреть главный бальный зал с его прекрасными фресками. На месте необходимо 30-45 минут.
Имейте в виду, что от Нового дворца до дворца Люстхайм нужно пройти почти полтора километра, что займет до десятка минут.
На наш взгляд, минимальное время для неспешной экскурсии по обоим дворцам и саду составляет около 3 часов.
Старый дворец был разрушен во время войны, и только его оболочка была восстановлена. Внутри вы не увидите оригинальных комнат с фресками, мебелью или декором.
В двух музеях, расположенных внутри, описания только на немецком языке. Плюс в том, что, купив комбинированный билет, мы можем войти в Старый дворец без дополнительной платы и просто "пролететь" через него после выставки.
Билеты и вступительные взносы [обновлено в августе 2018 года]
Входные билеты:
- Новый дворец — €4,50
- Дворец Люстхайм — €3,50
- Старый дворец — 3€
- Комбинированный билет на все аттракционы — 8€
Дети и молодые люди до 18 лет. годовалый ребенок поступает бесплатно.
Часы работы [обновлено в августе 2018 года]
Все дворцы имеют одинаковые часы работы:
- с апреля по сентябрь с 9:00 до 18:00
- С октября по март с 10:00 до 16:00
Внимание! Все дворцы закрыты по понедельникам.
Дворцы также закрыты: 1 января, вторник перед Пепельной средой и 24, 25 и 31 декабря.
Направления [обновлено в мае 2018 года]
До замкового комплекса Шляйсхайм можно добраться с главного железнодорожного вокзала Мюнхена, сев на пригородный поезд S1 в направлении аэропорта. Выход на остановке Oberschleißheim. Внимание!
Это первая остановка за пределами центральной зоны, поэтому нам нужно приобрести более дорогой билет.
Выйдя из здания вокзала, отправляйтесь пешком на юг — вы дойдете до места примерно за 15 минут.
Доступ для людей с ограниченной подвижностью [обновлено в августе 2018 года]
Новый дворец и Старый дворец подходят для посетителей с ограниченными возможностями передвижения. К дворцам ведут пандусы, внутри работают лифты.
В случае с дворцом Люстхайм для входа в него требуется несколько лестниц. В комнаты в подвале можно попасть только по лестнице, подняться по которой можно с помощью сотрудника музея на специальном подъемнике.