Дворец Спада (итал. Палаццо Спада), в котором находится художественный музей Galeria Spada и Государственный совет Италии, является одним из скрытых сокровищ Рима. Своей славой памятник обязан работе Франческо Борромини, который использовал математические принципы перспективы для создания чрезвычайно реалистичной иллюзии, визуально расширив галерею сада примерно в четыре раза.
История
Дворец Спада был построен в 1540 году по заказу кардинала Джироламо Каподиферро. Архитектором резиденции эпохи Возрождения был Бартоломео Баронино, который построил ее на фундаменте более ранних зданий, принадлежавших семье Каподиферро.
В 1632 году дворец был куплен кардиналом Бернардино Спада, после чего он начал его реконструкцию, продолжавшуюся около тридцати лет, в стиле барокко. За проект преобразования отвечал Франческо Борромини, один из самых значительных архитекторов эпохи барокко, работавших в Вечном городе, который, кстати, создал знаменитую галерею.
Два владельца резиденции из числа священнослужителей стали известны как заядлые коллекционеры предметов искусства и старины. Картины, выставленные в галерее Спада, принадлежали к их коллекциям, как и антиквариат (включая статую Помпея Великого) в других залах.
В 1927 году дворец перешел в руки итальянского государства, а его помещения были превращены в резиденцию Государственного совета (итал. Ciole di State).
Consiglio di Stato), один из важнейших органов итальянского законодательства. Однако в нескольких оставшихся комнатах был создан художественный музей, в котором представлены работы, собранные предыдущими владельцами дворца.
Посещение дворца Спада
Вход во дворец находится со стороны площади Капо ди Ферро. Вы можете войти во внутренний двор бесплатно, но если вы хотите посетить галерею Спада или совершить экскурсию по другим залам, вам необходимо приобрести входной билет.
Фасад
Прежде чем переступить ворота дворца, стоит взглянуть на его богато украшенный фасад, который является одним из самых интересных во всем Риме. Восемь ниш со статуями, изображающими исторические личности, связанные с Вечным городом, расположены на уровне второго этажа. Честь быть увековеченным досталась:
- Император Траян;
- Помпей Великий (политик и член первого триумвирата);
- Квинт Фабий Максим (пятикратный консул и двукратный диктатор, сражавшийся с армиями Ганнибала, находившимися на Италийском полуострове);
- Ромул (легендарный основатель города);
- Нума Помпилий (легендарный второй царь Рима);
- Марк Клавдий Марцелл (несколько раз консул и командующий римскими войсками во время Второй Пунической войны);
- Юлий Цезарь;
- Октавиан Август (первый римский император).
На панелях, размещенных на высоте верхнего этажа, написаны достижения каждого.
Любуясь фасадом, легко не заметить фонтан, установленный на стене здания на противоположной стороне площади Капо ди Ферро. Он состоит из саркофага римской эпохи, опирающегося на две мраморные колонны (с двумя львиными головами по бокам), над которыми возвышается герма (то есть четырехугольная колонна, сужающаяся вниз) в виде женской фигуры.
Внутренний двор
Пройдя через ворота, мы оказываемся во внутреннем дворе, стены которого украшены статуями древних богов и богинь. Среди них: Амфитрита (жена Посейдона), Геракл, Юнона, Юпитер (высший из римских богов), Марс, Меркурий, Минерва, Нептун, Прозерпина (римская богиня прорастания зерна) и Плутон.
Двор граничит с читальным залом со стеклянными стенами, через которые можно издалека заглянуть в знаменитую галерею Борромини.
Галерея Борромини
Самая известная часть дворца (и одновременно один из самых важных примеров иллюзионизма в стиле барокко) — так называемый "иллюзионист". Галерея Борромини (также известная как Колоннада). Архитектор создал его с помощью друга-математика, который помог ему определить правильные размеры и пропорции колонн, свода и пола.
Если смотреть под правильным углом, этот коридор может показаться длиной почти 40 м, хотя на самом деле его длина составляет менее 9 м! Борромини добился этого с помощью нескольких приемов: сближение пар колонн (при этом они стали меньше), постепенное поднятие пола (разница в высоте между его началом и концом составляет около 60 см) и опускание сводов.
В конце коридора стоит статуя воина, высота которой всего 90 см, но она кажется гораздо больше.
Мы можем увидеть колоннаду Борромини бесплатно из внутреннего двора (однако, мы рассматриваем ее издалека и через два стекла) или вблизи, посетив галерею Спада.
Галерея Спада: художественный музей во дворцовых помещениях
Четыре комнаты на втором этаже (где находился piano nobile, т.е. главный этаж резиденции с жилыми квартирами и представительской зоной) были превращены в музей, где представлены произведения искусства (картины, скульптуры, мебель), собранные бывшими владельцами, кардиналами Каподиферро и Спада.
Галерея Спада, хотя она одна из самых маленьких, и вы посетите ее максимум за 45 минут, может похвастаться несколькими картинами, написанными великими мастерами, такими как Тициан, Маттиа Прети, Гвидо Рени, представителями школы Караваджо (известной как караваджеск) или Пармиджанино. Как только вы переступите порог галереи, перед вами предстанет портрет второго владельца дворца, Бернардино Спада, вышедший из рук упомянутого Гвидо Рени. Один из секретов музея — голова лакуна, приписываемая Джан Лоренцо Бернини, одна из самых ранних его работ.
Помимо музейных экспонатов, стоит обратить внимание на оригинальное убранство комнат, включая великолепный потолок в зале 3 или фриз в зале 2, а также на мебель и глобусы.
После посещения музея мы можем войти в сад с галереей Борромини, описанной в предыдущем разделе.
Экскурсия по другим комнатам piano nobile
Другие комнаты piano nobile используются Государственным советом Италии. В зависимости от официальной деятельности, эти залы открыты для посещения во время экскурсий с гидом.
Во время нашего визита мы пройдем через красиво оформленные и украшенные скульптурами залы. Среди величайших сокровищ этой части дворца — монументальная статуя, изображающая Помпея Великого, которая была найдена в середине XVI века под стеной, разделяющей два римских дома, что привело к конфликту между владельцами этих двух владений из-за права собственности на находку. В конце концов, благодаря щедрости папы Юлия III, который удовлетворил желания обеих семей, скульптура попала во дворец Спада.