Расположенный на оконечности полуострова Хель, Хель обычно ассоциируется с центром тюленей, пляжами и толпами туристов, прогуливающихся по Приморскому бульвару. Однако город может предложить гораздо больше, и если вы хотите посетить все самые важные достопримечательности Хеля, вам следует запланировать как минимум два дня!
Стоит иметь в виду, что в летний сезон и в выходные дни Hel может быть переполнен. Иногда, однако, достаточно отправиться по одной из лесных тропинок, чтобы всего на несколько мгновений отвлечься от суеты.
- Посещение Хеля — как спланировать свой визит и сколько времени провести там?
- Хель — туристические объекты и достопримечательности
- Кашубский парк скульптур
- Фокариум — самая популярная достопримечательность в Хель
- Музей рыболовства в бывшей церкви Петра и Павла
- Приморский бульвар и Нептун из Хеля
- Улица Вейска — в поисках традиционных зданий
- Музей Хель
- Маяк: лучшая точка обзора
- Дюнный парк
- Дом морских свиней и затонувшее судно "Брайза К18
- Затонувшие суда ORP Wicher II и ORP Gryf II
- Затонувшее судно WŁA-55
- Кашубский курган
- Деревянная набережная у пляжа
- Хель — достопримечательности и военные памятники
- Музей береговой обороны и музей под открытым небом
- Вышка управления огнем
- Музей железной дороги Хель
- Х. Ласковский Батарея — Хель. H. Ласковски
- Другие заслуживающие внимания сайты
- Активные достопримечательности Хель
- Лесные пешеходные и велосипедные тропы: по следам военных памятников (и не только)
- Маяк на горе Шведа
- Прогулка по пляжу между Хуратой и Хелем
- Природный заповедник Хельские Выдмы
- Пляжи Хель
- Краткая история Хель
- Имя Хель
- Старый Хель: затонувший город
- Новый Хель
- Военный порт и укрепленный район Хель
Посещение Хеля — как спланировать свой визит и сколько времени провести там?
Достопримечательности в Хеле можно разделить на те, которые расположены в самом городе (m.в. нерпинарий и Музей рыболовства) и те, которые расположены в окружающем лесу. До всех этих мест можно дойти пешком, но иногда требуется более длительная прогулка. Например, синяя тропа, ведущая вдоль важнейших военных памятников, имеет длину 12 км (и от нее отходят несколько ответвлений).
Лучше всего запланировать два полных дня для неторопливого осмотра основных достопримечательностей Хеля. Три музея в Хель могут похвастаться богатой коллекцией, на которую стоит потратить немного времени. К ним относятся: Музей рыболовства, Музей Хел и Музей береговой обороны.
ФОТО: Музей Хель
Если вы планируете однодневное посещение, то лучше приехать как можно раньше утром, чтобы успеть посмотреть все до того, как откроются аттракционы с билетами. А если вы путешествуете на поезде, то таким образом вы избежите самых больших толп.
Если вы планируете посетить большинство музеев, возможно, вы захотите рассмотреть возможность приобретения комбинированного билета, который позволит вам войти во все объекты, входящие в состав музейного комплекса Hel. К ним относятся: Музей Хель, Музей береговой обороны, включая музей под открытым небом, башню управления огнем и место расположения батареи Гелиодора Ласковского.
Вы можете проверить текущие цены на билеты здесь. Комбинированный билет действителен в течение более длительного периода времени, и мы можем разделить посещение включенных объектов на несколько дней.
ФОТО: Музей береговой обороны
Самый приятный способ передвижения по Хель и ее окрестностям — пешком. Леса, окружающие город, пересекает сеть пешеходных троп, подходящих как для пешеходов, так и для велосипедистов. В качестве альтернативы можно воспользоваться мелексом, который курсирует от района гавани до пляжей полуострова Хель.
Хель — туристические объекты и достопримечательности
Кашубский парк скульптур
Выйдя с вокзала, можно сразу же отправиться в прилегающий парк, где подготовлена выставка деревянной кашубской скульптуры. Его изюминкой является крытая скульптура длиной 15,2 м, иллюстрирующая поэму Джулиана Тувима "Репа". Эта работа попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая длинная скульптура, сделанная из одного куска дерева.
С 10:00 до 18:00, каждые два часа, заглавная поэма исполняется на нескольких языках, включая польский и кашубский.
Другие скульптуры, конечно, меньше, но не менее очаровательны. Некоторые из них выполнены в виде скамеек с вырезанными животными.
Фокариум — самая популярная достопримечательность в Хель
Вряд ли найдется больший символ Хеля, чем знаменитый заповедник тюленей, где можно увидеть подопечных Морской станции Института океанографии Гданьского университета. Стоит подчеркнуть, что заповедник тюленей на острове Хель не является коммерческим туристическим объектом.
Цитируем официальный сайт учреждения:
"(Морской аквариум) — это не зоопарк или цирк с дрессированными животными! Целью его создания было не создание туристической достопримечательности, а место, помогающее защищать виды и распространять знания о них. Дом печати также не является коммерческим предприятием. Вступительные взносы используются исключительно для покрытия расходов на поддержание инфраструктуры центра и цели его деятельности."
Входной билет в святилище тюленей стоит 10 злотых — чтобы войти, нужно вставить две монеты по 5 злотых в автомат перед входом.
Наибольший интерес представляют шоу кормления тюленей, которые проходят дважды в день. Текущее время кормления можно найти здесь.
Совет! Если вы хотите увидеть кормление, лучше не откладывать свой приезд до последней минуты, потому что могут возникнуть проблемы с поиском места с хорошим видом.
Музей рыболовства в бывшей церкви Петра и Павла
Самым впечатляющим из исторических памятников Хеля является бывшая евангелическая церковь Святой Марии Магдалины, построенная в 15 веке. St. Бывшая церковь Святых Петра и Павла, в которой сейчас находится Музей рыболовства.
История храма восходит к 15 веку. Самое раннее упоминание о церкви было найдено в документах 1417 года (в то время у нее был только один святой покровитель — Святая Анна). (бывшая церковь Петра и Павла).
С 1482 года она уже была приходской церковью святых Петра и Павла. Бывшая церковь Петра и Павла. В течение некоторого времени он также служил маяком.
На протяжении веков здание несколько раз перестраивалось, как правило, после повреждений от штормов и наводнений. Характерная деревянная башня, построенная в 1670 году. В 18 веке храм был расширен с использованием строительного материала, взятого из остатков католической церкви в ныне несуществующем Старом Хеле.
Памятник пострадал во время Второй мировой войны. Деревянная башня, которая могла служить ориентиром, была разрушена во время боевых действий. Несколько лет спустя церковь была отреставрирована и превращена в музей.
Музей занимает три уровня. В первых двух выставлена постоянная коллекция, а третий используется для временных выставок. Посетители также могут воспользоваться смотровой площадкой, хотя она расположена достаточно низко и открывает вид в основном на ближайшие окрестности и здания самого Хеля.
Коллекция музея разнообразна, современно представлена и достойна посещения. Во время визита мы узнаем больше о :
- формирование косы Хель на протяжении веков;
- история Гданьского Поморья;
- методы рыбной ловли;
- традиционные местные культуры (кашубская или словенская);
- экологии Балтийского моря;
- история польского флота.
Среди экспонатов стоит отметить:
- многочисленные модели (показывающие, например, старые методы рыбной ловли);
- модель Хеля конца 19 века
- традиционное парусное судно, расположенное в центре города;
- модели судов (включая модель рыболовного судна "буз");
- модель фрегата XVIII века, ранее висевшая в храме, которая была вотивным даром и, к счастью, уцелела в суматохе войны;
- реконструированная лодочная мастерская со строящейся традиционной кашубской рыбацкой лодкой;
- картины с акцентом на море (особенно подходит для любителей импрессионизма и пейзажей).
На территории, окружающей здание церкви, находится выставка лодок, катеров и рыбацких складов.
На спокойное знакомство с коллекцией следует выделить не менее 60 минут. В музее работает лифт, но, к сожалению, он не доходит до смотровой террасы.
Приморский бульвар и Нептун из Хеля
При посещении Хеля невозможно не прогуляться хотя бы немного по пешеходному Приморскому бульвару, который приведет вас к заповеднику тюленей и Дюнному парку.
Одна из самых новых достопримечательностей бульвара — статуя, изображающая Нептуна, римского бога морей и океанов, которая стоит на площади напротив бывшей церкви Святых Петра и Павла. Церковь Святого Петра и Святого Павла. Прототипом для проекта скульптора Тадеуша Биневича послужила бронзовая скульптура, стоящая на главной площади итальянского города Болонья.
Наша версия Hel — это первая копия болонской скульптуры, выполненная из камня (точнее, из гранита). Его высота составляет 5,5 м, и его часто фотографируют проходящие мимо туристы. Согласно легенде, если обойти вокруг статуи дважды, против часовой стрелки, это принесет удачу и успех.
Улица Вейска — в поисках традиционных зданий
Хель на протяжении большей части своей истории, то есть по крайней мере с XVI века до 1920-х годов. Город Хель, возникший еще в 19 веке, характеризуется слаженными и почти одинаковыми зданиями.
Вдоль единственной улицы города (сегодня это улица Вейска) стояли похожие решетчатые фахверковые дома, и все они были выстроены в одном направлении. В прошлом они имели двойные входные двери (открывались независимо сверху и снизу) и деревянные украшения в виде короны на вершине, благодаря которым можно было издалека различить конкретные дома.
До наших дней сохранилось несколько традиционных зданий, самые старые из которых датируются 19 веком. Сегодня в них располагаются рестораны и магазины.
Чтобы найти его, достаточно прогуляться по улице Вейска. На исторических фасадах можно увидеть доски, информирующие о дате постройки. Над некоторыми входами можно увидеть отдельные модели кораблей.
В летний сезон в одном из исторических домов (называется Checza Kaszubska, адрес: Wiejska 78) можно посетить выставку, посвященную традициям и культуре региона.
Музей Хель
Чуть более чем в километре от вокзала в зданиях артиллерийской позиции постгерманской батареи "Шлезвиг-Гольштейн" был создан музей Хель. Сама выставка, однако, не имеет ничего общего с военными экспонатами — хотя надо признать, что традиционная хижина, установленная во дворе, где когда-то стояла пушка, выглядит необычно!
Музей состоит из трех частей: этнографической выставки, выставки естественной истории и ботанического сада.
Этнографический раздел — настоящая жемчужина. Залы разделены тематически, и, посетив их, вы узнаете больше о:
- местная рыбалка;
- маяки;
- старых ремесленников (в двух комнатах воспроизведены мастерские кузнеца и плотника;)
- Старый Хель (номер украшен великолепным макетом, изображающим затонувший город в период его расцвета);
- Музей Хеля до 1920 года (здесь, в свою очередь, нас ожидает макет Курхауса, или гостинично-развлекательного комплекса);
- школы в прежние времена.
Несколько залов также познакомят нас с темами, связанными с кашубской культурой. Среди представленных экспонатов нас больше всего впечатлили великолепные произведения кашубской скульптуры, но также здесь можно увидеть вышивки и фарфор. Музей также может похвастаться обширной коллекцией старинных весов, утюгов и манглов.
В дополнение к типичным музейным комнатам посетители могут посетить традиционный коттедж, воспроизведенные комнаты кашубского дома и исторический командный пункт зенитной обороны ВМФ.
Природная коллекция, в свою очередь, посвящена флоре и фауне, встречающимся на полуострове.
Последняя часть комплекса — ботанический сад, окружающий музей, который до недавнего времени представлял собой свалку мусора. Он украшен десятками павлинов, свободно разгуливающих и прыгающих везде, где только можно.
Лучше всего запланировать не менее одного часа на неторопливое ознакомление с коллекцией и прогулку по ботаническому саду.
Маяк: лучшая точка обзора
Находясь немного в стороне от центра города и стоя посреди леса, маяк является лучшей точкой обзора на всем полуострове. После подъема по 197 ступеням нас ждет великолепный вид на ближние и дальние окрестности.
Рядом с ним видны руины дальномерной вышки и радиостанции. Чуть дальше хорошо видна панорама Хеля, включая военную гавань и церковь Святого Лаврентия. Маяк Святого Петра и Святого Павла, а вдалеке, если видимость хорошая, можно увидеть и Трехградье.
ФОТО: 1. Маяки — Хель; 2. Экспонаты в музее Хель.
Маяк Хель представляет собой восьмиугольное кирпичное сооружение высотой 41,5 м. Создан усилиями местных жителей в 1942 году. Это было второе каменное сооружение такого типа, когда-либо возведенное на острове Хель. Первый был построен между 1806 и 1827 годами, но в сентябре 1939 года, чтобы облегчить оборону полуострова, польские войска решили его демонтировать.
В мае 2021 года билет на маяк стоил 8 злотых (льготный 6 злотых). Маяк был открыт с 10:00 до 14:00 и с 15:00 до 18:00. Посещения были возможны с 4. год жизни.
Дюнный парк
Небольшой парк, раскинувшийся за заповедником тюленей, является прекрасным примером восстановления природы в ее естественном виде. Еще около десятка лет назад среда обитания дюн возле военно-морского порта находилась в плачевном состоянии, но благодаря усилиям местных властей и сотрудничающих с ними ботаников, первоначальная среда обитания была восстановлена.
Для туристов была подготовлена деревянная платформа, с которой открывается вид как на дюны, так и на пляж и залив. В случае плохой погоды (дождливой или слишком солнечной), мы сможем укрыться в одном из павильонов в. Хотя пирс короткий, он является приятным отдыхом от бетонированного бульвара.
Дом морских свиней и затонувшее судно "Брайза К18
Сразу за Дюнным парком находится Дом морской свиньи в традиционном стиле. Внутри находится выставка, посвященная морским свиньям (один из исчезающих видов балтийских животных), дельфинам и китам. Входная плата символическая, и если вы будете в этом районе, то обязательно стоит заглянуть.
Напротив здания установлены информационные доски, рассказывающие об истории местного рыбного промысла, а рядом с ним подготовлен участок для выставки, описывающей историю кита (финвала), найденного в августе 2015 года на польском побережье.
Другие достопримечательности вблизи Дома морской свиньи — две скульптуры рыб (одна сделана из бутылок, а другая обернута бумагой) и рыбацкая лодка.
Находясь там, не удивляйтесь, если увидите дайверов в полном снаряжении. Рядом с берегом находится затонувшее судно "Брыза" K18.
Интересно, что он был затоплен специально для туристических целей. Более подробную информацию можно найти здесь.
Затонувшие суда ORP Wicher II и ORP Gryf II
На северной стороне военной гавани находятся два затонувших эсминца — ORP Wicher и ORP Grom, которые после окончания службы были использованы в качестве волноломов. Первый занимает часть пляжа и хорошо виден (хотя с каждым годом он становится все меньше и через некоторое время, возможно, совсем распадется), а второй находится под водой и видны только его фрагменты.
Оба судна вступили в строй после 1945 года и получили свои названия в честь двух эсминцев, потопленных немецкой армией во время Второй мировой войны.
Чтобы попасть к затонувшему кораблю, нужно просто пройти по улице Сикорского (которая идет вдоль гавани), затем мимо очистных сооружений. Выйдя с пляжа, поворачиваем налево и идем до конца.
Идя по направлению к затонувшим кораблям, мы можем свернуть на мгновение направо и подойти к склонившейся волшебной сосне (вы можете найти ее на карте Google, набрав "Памятник природы — волшебная сосна").
Затонувшее судно WŁA-55
На южной стороне Хель, в нескольких шагах за гражданской гаванью, стоит затонувшее рыболовецкое судно WŁA-55. Судно было изготовлено в 1945 году в Дании и до недавнего времени находилось в своем первоначальном состоянии, но в 2019 году было уничтожено пожаром. В настоящее время затонувший объект огорожен и находится под управлением ассоциации "Альтернативный кипель".
С этим судном связана история дерзкого побега. В 1952 году отплыли: Юзеф Борский (1-й шкипер), Юзеф Бялковский (рыбак) и инженер Хенрик Вачиньский.
Первые двое даже не могли предположить, что их товарищ планировал захватить судно и покинуть Польскую Народную Республику. Перед отплытием он спрятал еще троих беглецов в машинном отделении. Кроме того, он использовал хитроумный трюк — обмазав выхлопную трубу маслом, он так задымил машинное отделение, что проверяющие солдаты (а каждый корабль, выходящий из порта, проверялся скрупулезно) не смогли найти трех беглецов.
Выйдя в море, инженер запер Борского и Бялковского в одной из комнат. Затем он освободил трех беглецов и направился в сторону Карлскроны, Швеция.
Хотя по прибытии всем шестерым было предложено убежище шведскими властями, Борский и Бялковский решили вернуться на родину, где, несмотря на отсутствие вины, они столкнулись с несколькими месяцами ареста и последующим преследованием.
Кашубский курган
Пройдя мимо обломков катера и двигаясь дальше на юг, через некоторое время мы достигнем памятника, сложенного из больших камней, называемого Кашубским курганом (Kopiec Kaszubów). Kòpc Kaszëbów).
Открытый 23 июня 2013 года, памятник символизирует две вещи: единство кашубской общины (о чем напоминает кашубский грифон, установленный в его центральной части) и начало Польши.
Не все знают, что сама форма памятника также отсылает к кашубской традиции. Согласно легендам, кашубский ландшафт был сформирован жившими здесь в прошлом великанами, которых называли столоначальниками, а массивные валуны, видимые во многих местах Померании, должны были служить им во время соревнований и других мероприятий.
Подробнее о палантинах и других кашубских традициях вы можете прочитать в нашем путеводителе Кашубы: достопримечательности, памятники, кухня. Путеводитель по региону.
Деревянная набережная у пляжа
Сразу после Кашубского кургана, к которому ведет гравийная дорожка, начинается деревянный променад, перекинутый через дюны. Она имеет длину несколько сотен метров, тянется вдоль пляжа и позволяет комфортно гулять людям с детскими колясками или с ограниченными возможностями передвижения.
Деревянная пешеходная дорожка огибает западно-южную часть полуострова Хель, затем поворачивает вглубь острова и ведет к месту расположения батареи Хель. Гелиодор Ласковский.
Хель — достопримечательности и военные памятники
Многочисленные образцы военных реликвий сохранились в лесу, окружающем Хел. Некоторые из них были построены до войны как часть укрепленного района Хель, другие были возведены немцами во время или после Второй мировой войны.
Среди наиболее впечатляющих достопримечательностей — остатки крупнейшей в мире береговой артиллерийской батареи "Шлезвиг-Гольштейн", построенной немцами в 1940 году. Батарея состояла из трех артиллерийских позиций для орудий калибра 406 мм, 9-этажной башни управления огнем и двух железобетонных складов боеприпасов.
В артиллерийской установке B1 находится описанный выше музей Hel, а артиллерийская установка B2 и прилегающие к ней казармы были переоборудованы в музей береговой обороны. Высокая башня пожарной охраны сегодня также служит в качестве выставки.
Все три объекта находятся недалеко друг от друга, и мы можем посетить их один за другим. Тем, кто планирует посетить все из них, следует рассмотреть возможность приобретения комбинированного билета. Цены на отдельные билеты и комбинированный билет можно узнать здесь.
Большинство других военных памятников находятся в гораздо худшем состоянии. Мы можем осмотреть многие из них, но лучше ни на что не забираться!
Практически все наиболее важные объекты расположены на туристических маршрутах или рядом с ними. Более подробную информацию о пешеходных экскурсиях смотрите в следующем разделе нашего путеводителя.
ФОТО: Музей береговой обороны
Музей береговой обороны и музей под открытым небом
Музей береговой обороны (MOW), вместе с окружающим его музеем под открытым небом, является самой важной военной достопримечательностью Хель.
Музей разместился в зданиях артиллерийского орудия B2 батареи "Шлезвиг-Гольштейн" и прилегающих казарм. Самой фотографируемой частью музея является пустой внутренний двор, где первоначально стояла гигантская пушка (которая во время войны была вывезена во Францию, где была уничтожена союзниками).
Однако сам музей — это гораздо больше, чем упомянутый выше двор. По правде говоря, количество комнат и разнообразие коллекций нас очень приятно удивили.
Здесь столько всего интересного, что беглый осмотр всех комнат может занять 40-45 минут! Рекомендуется выделить не менее 60 минут на неторопливую экскурсию по всему комплексу.
И что ждет нас внутри? Ниже мы представляем избранные достопримечательности и выставки MOW:
- возможность постоять во дворе самой большой в мире позиции береговой артиллерии (и посмотреть на нее сверху);
- Фрагмент врачебной операции доктора Изидора Янси из Пака (убитого русскими в Катынском лесу) вместе с историческим аппаратом Рентгена;
- многочисленные модели кораблей и самолетов;
- выставки оружия и военной техники;
- макеты укреплений;
- реконструированные жилые помещения бункера (и многое другое);
- макеты и информация, связанная с береговой обороной;
- Мемориальная комната командира Пшибышевского;
- выставка, посвященная великим битвам и морским трагедиям.
Здесь есть на что посмотреть, и приведенный выше список включает в себя далеко не все выставки.
MOW окружен музеем под открытым небом с транспортными средствами, минами, ракетами и торпедами. Он занимает не слишком большую территорию, и вы легко сможете обойти его за 15 минут.
Здесь стоит отметить, что музей под открытым небом и сам Музей береговой обороны являются отдельными билетными достопримечательностями. Однако, чтобы попасть в музей, необходимо приобрести входной билет в музей под открытым небом, так как он находится на территории музея.
Вышка управления огнем
Третьим зданием батареи Шлезвиг-Гольштейн, превращенным в музей, является башня управления огнем. Это здание высотой 25 метров в форме бронированного бункера имеет девять уровней, на которых первоначально размещались Основными помещениями здания были: казармы (вместимостью до 40 человек), техническая зона, центр управления огнем, комнаты наблюдателей и комната связи. Вершина башни была покрыта вращающимся куполом дальномера.
Здание сохранилось до наших дней в хорошем состоянии. Сегодня в его залах на всех этажах проводятся различные выставки. Посетители найдут :
- копия комнаты командира батареи и военно-перевязочный пункт;
- Реконструированная квартира капитана. ż. wlk. Ольгерд Борхардт и посвященный ему выставочный зал;
- Выставка коммуникаций с коллекцией оборудования;
- Выставка, посвященная польской разведке во время Второй мировой войны;
- Модель укреплений полуострова Хель;
- небольшая информационная выставка, демонстрирующая самые большие пушки в мире;
- выставка бронетанковой техники времен Второй мировой войны.
30-45 минут должно быть достаточно для неторопливого просмотра всей коллекции.
Наконец, мы поднимаемся на верхний этаж, где нас ждет небольшая терраса/смотровая площадка. Однако башня находится так низко, что не стоит ожидать впечатляющих видов на.
Сверху видны лишь отдельные здания, торчащие из верхушек деревьев, включая фрагмент маяка на так называемой. Гора Шведа и деревянная башня бывшей церкви Святого Николая. Церковь Святых Петра и Павла в Хель.
На наш взгляд, башня управления огнем определенно менее интересна, чем Музей Хель и Музей береговой обороны, кроме того, со смотровой площадки не открывается никаких особых видов, поэтому, если у вас ограниченное время, лучше сосредоточиться на двух других достопримечательностях (или сходить еще и в Музей рыболовства).
Музей железной дороги Хель
MKH — еще один из объектов, принадлежащих музейному комплексу Hel. Чтобы добраться до объекта, необходимо приобрести дополнительный билет на узкоколейную железную дорогу, которая отправляется со станции, расположенной в музее береговой обороны под открытым небом.
Во время посещения железнодорожного музея Хель мы осматриваем железнодорожный музей под открытым небом и интерьер склада боеприпасов. Выставка не является типично военной, но из-за расположения железнодорожного вокзала мы решили включить ее в этот раздел нашего путеводителя.
Х. Ласковский Батарея — Хель. H. Ласковски
Аккумулятор. H. Ласковски" была самой большой и современной из польских довоенных батарей береговой артиллерии. Его артиллерийскую позицию можно найти на лесной тропе, ведущей к пляжу полуострова Хель.
Покровителем батареи является капитан-лейтенант Гелиодор Ласковский, который умер в 1936 году и был горячим сторонником ее создания. Именно благодаря его усилиям в 1933 году у шведской компании Bofors были приобретены четыре пушки. За пушки, вместе с их принадлежностями и боеприпасами, польское государство заплатило не живыми деньгами, а 125 000 тонн угля.
Строительство батареи началось весной 1935 года, и вскоре после этого она была полностью введена в эксплуатацию. После начала Второй мировой войны он принимал участие в обороне побережья от немецкой авиации и линкоров "Шлезвиг-Гольштейн" и "Шлезиен".
Место, где находилась батарея, теперь является туристической достопримечательностью. В укрытии под ним, в помещениях для хранения боеприпасов, была подготовлена небольшая выставка. Купив билет, можно подойти к пушке.
Это, конечно, не самая интересная из военных достопримечательностей Хеля, но она включена в комбинированный билет, так что ее обладатели ничего не потеряют при входе в нее.
Другие заслуживающие внимания сайты
Ниже мы перечислили некоторые дополнительные объекты, заслуживающие внимания. Вы можете найти их на картах Google, набрав название, которое мы вам дали, и добраться до любого из них, следуя по одной из туристических троп.
- резервный пункт управления пожаротушением 13. Постоянная артиллерийская батарея — башня, сохранившаяся в довольно хорошем состоянии, расположена на главной тропе, ведущей из центра города в сторону полуострова Хель. Строение было построено после войны из остатков немецких зданий.
-
послевоенный комплекс средств управления огнем 13. Постоянная артиллерийская батарея (координаты: 54.599278, 18.812890), которая состояла из башни с дальномером (прибор, позволяющий точно определять расстояние до цели) и высокой радарной вышки, возведенной чуть позже. Оба здания сохранились в довольно хорошем состоянии, а под башней дальномера можно даже пройти по темноватому коридору. Оба памятника расположены прямо рядом с маяком.
-
обитаемое убежище 13. Постоянная артиллерийская батарея, которая находится буквально в нескольких шагах от им. H. Laskowskiego. В его интерьерах находится выставка под названием "Макабрический бункер 20-го века". Это не типичный музей, а скорее инсталляция, призванная показать трагедию различных войн.
-
Батарея береговой артиллерии "Датская" — Эта батарея, отремонтированная в последнее десятилетие, была введена в эксплуатацию уже в 1932 году. Вы можете добраться до него по красной тропе, но он находится довольно далеко от центра города Хель.
Батальонный укрепленный район № 2 "Хель" — остатки километровой системы укреплений, возведенных для обеспечения противотанковой обороны с моря. Строительство БРУ началось в мае 1953 года и было завершено примерно через три года. Следуйте по черной тропе, чтобы попасть туда.
- 21. Зенитная батарея — батарея, возведенная довоенным польским государством как часть Хельского укрепленного района. Его целью была противовоздушная оборона батареи Х. Ласкова. H. Улица Ласковского. Во время Второй мировой войны отсюда было сбито около 30 немецких самолетов. До места можно добраться по желтой тропе. Интересной достопримечательностью является возможность войти в немного темный интерьер.
Другие объекты можно найти на этой карте.
Активные достопримечательности Хель
Лесные пешеходные и велосипедные тропы: по следам военных памятников (и не только)
Леса вокруг Хеля пересекают пешеходные тропы, доступные как для пешеходов, так и для велосипедистов. Большинство из них начинаются в самом городе, другие являются их филиалами.
Тропы проходят через густые лесные массивы, где прохладнее и легче найти тень, чем при прогулках вдоль пляжа. Поверхность большинства троп достаточно твердая, чтобы по ним можно было легко проехать на велосипеде, хотя, например. Участок зеленой тропы, сокращающий синюю тропу (в направлении военного музея под открытым небом), местами очень песчаный.
Самый длинный из маршрутов, синий маршрут, имеет протяженность 12 км и ведет вокруг самых важных достопримечательностей Хеля, военных памятников и музеев. Предполагаемое время для полной прогулки — около 3 часов (только прогулка, без посещения достопримечательностей по маршруту). Остальные короче и имеют длину от 0,4 до 2,3 км.
Все тропы очень хорошо обозначены характерными пиктограммами с изображением пушки. Они указывают не только на саму тропу, но и на то, куда свернуть, или на направление прогулки.
Маяк на горе Шведа
Во время прогулки по синей тропе стоит свернуть на зеленую тропу и подняться к дюне под названием Гура Шведув, на вершине которой стоит руина самого старого сохранившегося довоенного маяка на полуострове Хель.
Сооружение высотой 17 м было построено в 1936 году. Первоначальный свет маяка находился на высоте 34,4 м. Интересно, что он благополучно пережил Вторую мировую войну. После войны им занимались военные, но это не помешало строению разрушиться.
Сегодня маяк уже сильно покусан зубами времени, и мы не можем на него подняться (разве что с помощью специального оборудования). Стоя у его подножия, мы сможем полюбоваться окружающим лесистым ландшафтом.
Напротив маяка стоит скамейка с надписью "Я люблю Хель", с которого можно любоваться пляжем и окружающим пейзажем.
Прогулка по пляжу между Хуратой и Хелем
Еще одна идея для активного времяпрепровождения (для людей в очень хорошей физической форме) — примерно 14-километровая прогулка вдоль пляжа от Юраты до полуострова Хель (или в обратном направлении). Однако маршрут не из легких, поэтому мы советуем вам взять с собой головной убор, много солнцезащитного крема и запас воды для питья.
Природный заповедник Хельские Выдмы
Во время прогулки между Хелем и Юратой не пропустите небольшой природный заповедник, созданный на дюнах Хеля. Для посетителей имеется короткий пешеходный участок, который пересекает заповедник.
Пляжи Хель
Хель может ассоциироваться у нас с многолюдными пляжами. И действительно, пляж на полуострове Хель может быть заполнен до отказа.
Однако достаточно пройти немного дальше в сторону Ястарни, чтобы найти пустые участки белого песка даже в высокий сезон. К счастью, нам не нужно идти к ним по песку и вдоль пляжа — достаточно воспользоваться одной из лесных троп, которые мы описывали ранее.
Менее людной альтернативой может быть также пляж за бывшей военной гаванью, который расположен в стороне от мест проживания. Вы можете попасть туда, пройдя по улице Сикорского до конца, а затем пройдя мимо очистных сооружений.
Краткая история Хель
Имя Хель
Происхождение имени Хель было предметом многочисленных исследований историков и лингвистов. Согласно наиболее распространенной теории, оно произошло от слова ад, которое звучит похоже на многих языках. Сегодня, однако, это считается чрезмерным упрощением.
Некоторые исследователи находят в имени скандинавское происхождение. Например, датское слово hael означает пятка, и полуостров может немного напоминать эту часть тела.
С другой стороны, профессор Адам Клечковски выдвинул гипотезу, что название на самом деле происходит от слова hael, но того, которое использовали жители острова Вангероог (современная Германия) для названия дюны.
Неизвестно, в какой момент полуостров и город стали называться Хель. Самое старое упоминание было найдено в документе, датируемом рубежом 12/13 веков, в котором описывалась история датской экспедиции в Третий крестовый поход.
ФОТО: Музей рыболовства
Старый Хель: затонувший город
Вероятно, не многие туристы, открывающие для себя достопримечательности Хель, знают, что первоначальное поселение, которое сейчас называется Старый Хель, находилось примерно в 1,5 км к северо-западу от современного города (примерно там, где сегодня расположен военный порт).
Его конец наступил на рубеже 16/17 веков. Сначала почти все здания были уничтожены пожаром во время Пасхи 1572 года, а в последующие века, по мере того, как береговая линия отступала от залива Пак, море постепенно поглощало остаток. Вероятно, последние фрагменты города были еще видны в 18 или 19 веке, но сегодня все следы находятся глубоко под водой.
Существует множество легенд о Старом Хель. В раннем средневековье он должен был стать убежищем для пиратов, грабивших корабли, плывущие в Гданьск, и безопасным убежищем для разбойников, спасавшихся от топора палача. Среди основателей поселения упоминаются норвежский король Олаф (11 век) и поморский князь Верцислав (около 1128 года).
Основываясь на исторических источниках, можно предположить, что Хель был важным центром рыболовства еще до прихода к власти Тевтонского ордена. Возможно, впервые городские права были предоставлены ему уже в 13 веке, но самое старое документальное подтверждение местонахождения города относится к 1378 году, когда он получил городские привилегии от Великого магистра тевтонских рыцарей Винрика Книпродского.
В начале XV века население Хеля насчитывало не менее 1200 человек, что придавало городу статус одного из самых густонаселенных центров всего Гданьского Поморья. Считается, что в нем было около 180 бюргерских поместий.
Кроме того, в городе было девять виноделен, католическая церковь, ратуша, гавань, верфь и рыбоперерабатывающие предприятия. Город также, вероятно, был окружен стенами.
Не пропустите! Если вы хотите увидеть, как выглядел Старый Хель в период своего расцвета, стоит посетить музей Хель, где в комнате, посвященной истории этого исчезнувшего поселения, подготовлен великолепный макет.
Последние жители покинули Старый Хель в 1629 году, и со временем немногочисленные остатки зданий покрыли пески. В следующем веке был снесен последний остаток былой славы поселения — церковь Святого Креста.
Музей был построен на месте церкви Пресвятой Девы Марии, которая была использована в качестве строительного материала для расширения лютеранской церкви Святой Марии на реке Висла. Церковь святых Петра и Павла в Нью-Хель. Протестантские жители так добросовестно отнеслись к сносу, что от бывшей церкви не осталось и следа.
Останки Старого Хеля были случайно обнаружены во время строительства военно-морского порта в 1930-х годах. 20 век.
К сожалению, в нестабильные времена быстрое строительство новой гавани было гораздо важнее самого открытия, поэтому серьезных археологических работ не проводилось. В настоящее время гавань является действующей базой польского флота, поэтому, по крайней мере, еще некоторое время у исследователей не будет возможности проверить, сохранилось ли что-нибудь от первого Хеля.
Новый Хель
Истоки Нового Хеля, или современного города Хеля, восходят к 14 веку. Уже в то время заметное отступление береговой линии и общая экономическая ситуация привели к тому, что жители Хель в то время решили основать новое поселение.
Однако нет уверенности в том, когда именно это произошло. Название Старый Хель (Olden Hel) впервые появляется в письменных источниках с 1413 года, подтверждая существование Нового Хель.
В свою очередь, в документах 1417 года было найдено упоминание о церкви Св. Собор Святого Петра находится на месте нового поселения, что доказывает, что в то время оно уже было достаточно развитым.
ФОТО: Музей рыболовства
В 1920-е гг. В середине XVI века в общину Хель начали проникать новые реформаторские идеи, и уже около 1580 года протестантизм стал обязательной религией.
До 1920 года было принято, что право гражданства предоставлялось только евангелистам. Упорство лютеран в Хеле достойно похвалы — во время наполеоновских войн французские солдаты посещали город с миссионерскими целями, но их попытки обратить жителей в католичество не увенчались успехом.
Жители Нового Хеля, который уже в 16 веке был известен просто как Хель, занимались в основном рыболовством. Сразу за гаванью и церковью находился ряд традиционных рыбацких хижин. Некоторые из них, в основном относящиеся к 19 веку, сохранились до наших дней — сегодня в них располагаются рестораны и магазины.
Не пропустите! В Музее рыболовства, расположенном в исторической церкви Святой Марии Магдалины, в. Макет того, как выглядел бы Хель в 19 веке, был подготовлен церковью Св. Петра и Павла.
ФОТО: Музей береговой обороны
Военный порт и укрепленный район Хель
На основании Версальского договора, завершившего Первую мировую войну, Гданьское Поморье было возвращено Польше. Вскоре после этого было открыто укрепление полуострова Хель в качестве стратегического пункта обороны побережья.
В 1928 году началось строительство нового военно-морского порта. Место для музея было выбрано по соседству с Хель, которая в то время была рыбацким городком.
В начале 1930-х гг., по инициативе командира второго лейтенанта Гелиодора Ласковского на полуострове были возведены артиллерийские батареи и привезены пушки шведской фирмы "Бофорс". Вскоре после этого, 21 августа 1936 года, указом президента Республики Польша Хельская коса была объявлена укрепленным районом.
После начала Второй мировой войны укрепленный район Хель принял активное участие в береговой обороне. Наконец, его защитники капитулировали только 2 октября 1939 года (после Варшавы и Модлина).
Стратегическое расположение полуострова быстро оценили и захватчики, которые укрепили существующий фундамент — одним из их проектов было строительство крупнейшей в мире береговой артиллерийской батареи (названной Шлезвиг-Гольштейн). Коса Хель была предназначена для защиты военно-морской базы в Гдыне. После войны власти Польской Народной Республики также аннексировали полуостров в военных целях.
ФОТО: Музей рыболовства
Сегодня лишь несколько военных объектов все еще используются в военных целях (один из них — военная гавань). Однако в лесах Хель сохранилось множество памятников (в лучшем или худшем состоянии), которые мы можем найти и посетить.