Маленький и тихий городок, расположенный в живописном Понидзском крае, имеет большую историю, самым важным остатком которой является красивая готическая коллегиальная церковь (с 2005 года она носит звание малой базилики).
Любопытство — Вопреки видимости, название города происходит не от реки Висла. Королева польских рек протекает примерно в пятнадцати километрах от городской черты. Согласно одной из теорий, слово "wiślech", от которого произошло сегодняшнее название, раньше означало речной остров.
Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии — история
Трудно сказать, когда в Вислице была построена первая церковь. Долгое время строительство храма связывали с рассказом языческого князя, который можно найти в "Жизни святого Августина".
В начале XII века город принадлежал князю Збигневу Збигневу, который был одним из важнейших центров княжеской власти в династии Пястов. И, послав к нему [он приказал ему] сказать [Мефодию]: Хорошо будет тебе, сын, креститься по своей воле в своей земле, чтобы тебя не крестили насильно в чужой земле, и ты будешь помнить меня". И так мы сделали."
Сегодня трудно судить, связана ли эта история с Вислицей. Сомнения удалось развеять только после проведения масштабных археологических работ. Реликвии первых известных храмов можно найти под сегодняшней базиликой и рядом с ней в павильоне, где представлен так называемый "Храм". "крестильная чаша".
Самая старая церковь (церковь Св. Георгия). Он был построен в 11 веке, однако не ранее, чем в 11 веке.
Строительство нового храма началось в 12 веке, во время правления герцога Генриха Сандомирского. Трагическая смерть правителя не остановила работы — строительство было завершено во время правления его брата, Казимира Справедливого.
Это была однонефная церковь с апсидой и криптой. В XIII веке она была расширена — новое строение получило два дополнительных нефа и башни (со стороны сегодняшней улицы Длугоша).
Еще одна важная реконструкция произошла во время правления Казимира Вельского. Возведенная в то время коллегиальная церковь принадлежала к так называемому. "барочные церкви" т.е. основанный королем в качестве покаяния после убийства преп.
Мартин Барычка. Владиславу Ягелло были переданы картины, частично сохранившиеся до наших дней.
В 15 веке здесь останавливался Ян Длугош, и, возможно, именно в Вислице он воспитывал своих королевских сыновей. В последующие века было проведено несколько необходимых ремонтных работ, но храм не утратил своей первоначальной особенности.
В 19 веке коллегиальная церковь потеряла свое название, скорее всего, в том же веке была снесена церковь Святого Духа. В алтаре можно увидеть фрагменты средневековых росписей Святого Николая (и госпиталя Святого Николая 15 века).
Дух). Сильно поврежденная во время Первой мировой войны, церковь была восстановлена под руководством Адольфа Шишко-Бохуша. К сожалению, во время работ рухнули две романские башни.
По неподтвержденной информации, катастрофа могла быть не случайной — Шишко-Бохуш хотел создать церковь, которая была бы чистой с точки зрения стиля. Вскоре приходская церковь Вацлава снова получила ранг коллегиальной церкви. В послевоенное время здесь был проведен ряд археологических работ, завершившихся известными открытиями (m.в. мемориальная доска орантов).
Современная Вислица — тихий и немного забытый городок с необычной историей — стоит посетить во время путешествия по Понидзью.
Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии — экскурсия
Церковь расположена недалеко от рыночной площади (ул. Церковная улица) рядом с автобусной остановкой. Не заметить это будет довольно сложно.
Все остальные объекты расположены в непосредственной близости от храма.
Базилика
Готический корпус церкви был построен из камня, но поврежденный в результате Первой мировой войны был дополнен кирпичным фронтоном. Церковь состоит из одного нефа с отдельным, гораздо более низким, пресвитером.
Над главным входом находится небольшой рельеф, относящийся к основанию Казимира Великого, раскаивающегося после убийства Марцина Барычки. Монарх изображен стоящим на коленях, когда он передает Марии модель Коллежской церкви Вацлава.
За спиной правителя стоит архиепископ Боджента, который подталкивает Казимира к Деве Марии. Рельеф финансировал Ян Длугош, напоминая о трагических событиях столетней давности. Другие рельефы (гербы) были размещены над северным порталом.
В алтаре сохранились фрагменты средневековых росписей. Они представляют византийско-рутенскую школу, чрезвычайно редкую в польских церквях.
Подобные произведения искусства сохранились только в Люблине, Сандомире и Вавеле. Фрески были выполнены на средства Владислава Ягелло, который поддерживал развитие этого вида искусства в нашей стране.
Согласно местным преданиям, король часто останавливался в Вислице. Однако легенды гласят, что именно здесь состоялся суд над рыцарем Гневошем из Далевиц, который утверждал, что королева Ядвига завершила свои предыдущие отношения с Вильгельмом Габсбургом. Суд в Вислице встал на сторону обвиняемого — рыцарю пришлось публично "дать сдачи" его слова (с тех пор место суда стало называться Пешка-Гурка).
Стоит отметить барельеф так называемого. Мадонна Локетко. Легенды связывают появление здесь памятника с личностью отшельника Св. Святой Андрей Свирад.
Согласно традиции, Владислав Локетек часто молился перед статуей. Мария якобы пришла к нему во сне, обещая победу. Мадонну можно увидеть в апсиде — анонимный скульптор показал Мать и Сына улыбающимися, отсюда и второе название почитаемой статуи.
Помимо нескольких сакральных памятников, стоит отметить современный портрет Св. Иоанн Павел II (с мощами, помещенными ниже). На фоне многочисленных китчевых изображений Папы Римского картина Вислицы представляется чрезвычайно удачной.
Крипта
Вероятно, он был создан во время строительства первой коллегиальной церкви, когда Вислица была центром княжеской власти. С этим изменением существование крипты потеряло смысл, поэтому в последующие века своды были засыпаны.
Сюда стоит спуститься хотя бы ради возможности увидеть так называемый "Склеп". Орантская плита (или Вислицкая плита), фрагмент пола XII века с сохранившимися рисунками.
Произведение романского искусства было обнаружено во время послевоенных археологических работ. Часто говорят, что это памятник мирового значения, и в этом утверждении нет никакого преувеличения.
Исследователи насчитали всего около десятка подобных памятников по всей Европе. На двух украшенных плитках мы можем видеть группу молящихся фигур.
Искусствоведы сходятся во мнении, что это изображение доноров из княжеской семьи. Однако трудно сказать, кто именно здесь изображен.
Самая популярная теория гласит, что на нижнем поле мы видим князя Казимира Справедливого с женой Еленой и сыном Болеславом. Верхняя панель должна была быть посвящена: Генрих Сандомирский, умерший сын Казимира, и неизвестный священнослужитель (по некоторым представлениям, это мог быть даже Бл.
Винценты Кадлубек). Сохранилась часть надписи: "Hi conculcari querunt ut in astra levari possint et pariter ve…" означает "Эти хотят быть растоптанными, чтобы их вознесли к звездам, и оба…".
Хотя некоторые эксперты видят отсылки к платоновской философии, следует помнить, что табличка, установленная в таком месте, отсылает к евангельской истине, выраженной в словах Иисуса: "Если кто хочет быть первым, да будет последним из всех и рабом всех". Стоит также обратить внимание на фантастические существа, нарисованные в кадре.
Это лев, кентавр (грудь подчеркнута), василиск и дракон. Они интерпретируются как символы грехов. В другом месте борделя мы видим Древо жизни, охраняемое двумя львами.
Пол более поздней коллегиальной церкви выглядит не так впечатляюще — он был сделан из керамической плитки с узорами в виде розочек. На выходе из склепа можно увидеть небольшой лапидарий.
"Крестильная чаша"
Проведена на рубеже 1950-х годов. i 60. Археологические раскопки (под руководством Влодзимежа Антоневича и Зофии Вартоловской) привели к открытию (вблизи мощей церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Вислице) романского костела.
Николая) гипсового углубления, признанного крестильным бассейном. Ссылаясь на историю из "Жития святого Иоанна Крестителя.
Святого Мефодия считается, что именно в этом месте было совершено первое крещение на территории Польши. Церковь Святого Мефодия. Святой Николай был изображен в 10 веке.
Однако исследование, проведенное в 1980-х гг. показал, что так называемый. "чаша" была создана гораздо позже. Масла в огонь подлили декламации профессора Дж.
Склеп был раскопан профессором Анджеем Томашевским (который был свидетелем этой работы), который указал на многочисленные ошибки, допущенные во время раскопок 1950/60-х годов. По сей день неизвестно, чем на самом деле была таинственная "чаша".
Некоторые исследователи поддерживают тезис о том, что здесь мы имеем дело со строительной конструкцией для смешивания раствора. Некоторые предполагают, что археологическая мистификация.
Интересно, что власти того времени были очень заинтересованы в таком открытии — тезис о более раннем крещении в наших краях (к тому же по славянскому обряду) подрывал смысл церковного празднования "тысячелетия крещения Польши". Остатки церкви Святого Николая. Санта-Клауса и загадочный предмет можно увидеть в павильоне, расположенном за коллегиальной церковью.
Дом Длугоша
Готический дом, основанный самим Яном Длугошем, вероятно, предназначался для местных каноников. Согласно местной традиции, именно здесь знаменитый летописец должен был вырастить своих королевских сыновей.
Из более поздних рассказов (напр. Согласно записям Оржеховского монастыря в Вислице, Длугош часто использовал жезл против королевских особ.
Экскурсоводы по Вислице шутят, что, вероятно, из-за плохих воспоминаний польские короли перестали посещать Вислицу. Сегодня в готическом доме находится пресвитерий базилики и Археологический музей.
Возможно, самым интересным объектом являются средневековые картины, обнаруженные под сводом. Считается, что фигура коленопреклоненного мужчины, помещенного между Марией и Христом, может быть самим Яном Длугошем. Вполне вероятно, что под штукатуркой сохранилось еще больше фресок, но пока не хватает средств для финансирования исследовательских работ.
Коллегиальная базилика Рождества Пресвятой Девы Марии — практическая информация [по состоянию на апрель 2019 г.]
Добраться до Вислицы туристам без собственного автомобиля непросто. Проще всего добраться сюда из Кракова (десяток автобусов по будням и несколько по субботам) или из Буско-Здруй.
Базилику можно посетить бесплатно во все дни недели.
Вход в Археологический музей платный: обычный билет — 10 злотых, льготный билет — 6 злотых (день бесплатного входа — воскресенье). В рамках экскурсии по музею туристы могут зайти в Дом Длугоша, увидеть склеп и павильон с так называемым "Длугошем". "крестильная чаша".
Внимание! Обязательно стоит (помимо покупки билета) приобрести также услуги гида (дополнительно 25 злотых) — экскурсия по Вислице позволит нам лучше узнать историю этого места.
Более того, местные гиды в чрезвычайно красочной форме рассказывают об истории коллегиальной церкви. Точную информацию о времени работы и ценах на билеты можно найти на сайте ниже: ССЫЛКА.