Мраморный дворец (нем. Марморпале) Мраморный дворец — Новый сад — это ранний классический дворец в Потсдаме, который служил летней резиденцией прусской королевской семьи.
Марморпале был построен прямо на берегу Хайлигер Зее (озера Хайлигер). Святое озеро). На территории вокруг дворца был разбит приятный сад в английском стиле, названный Новым садом (нем.
Нойер Гартен), на территории которого возведено несколько интригующих сооружений.
Мраморный дворец вместе с другими дворцами и садами Потсдама был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году.
- Первая (и последняя) раннеклассическая королевская резиденция в Пруссии
- Кинг Мейсон
- Расширение и модернизация дворца
- Жест Фридриха Вильгельма IV
- Современная история дворца
- Экскурсия в Мраморный дворец
- Билеты [по состоянию на январь 2020 года]
- Часы работы
- Кухня в виде древней руины
- Дворцовая терраса
- Что посмотреть в новом саду Потсдама?
- Дворец Цецилиенхоф
- Обелиск
- Пирамида
- Элефантенбаум — скульптура слона на дереве
- Оранжерея
- Готическая библиотека
- Грот Мушельгротте
- Эрмитаж
Первая (и последняя) раннеклассическая королевская резиденция в Пруссии
Мраморный дворец был построен по заказу короля Пруссии Фридриха Вильгельма II, сменившего на троне Фридриха Великого. Старый Фриц, как называли Фридриха Великого, умер бездетным, и его племянник стал его преемником.
Однако Фридрих Вильгельм II не разделял любви своего дяди к стилю рококо и решил построить дворец в новом стиле классицизма. Мраморный дворец — первая и последняя королевская резиденция, построенная в раннем классическом стиле в Королевстве Пруссия.
Карл фон Гонтард (дизайн корпуса дворца) и Карл Готтхард Лангханс (дизайн интерьера) отвечали за дизайн Марморпале. Последний известен как проектировщик Бранденбургских ворот в Берлине.
Строительные работы продолжались с 1787 по 1792 год. Двухэтажное здание из красного кирпича, образующее центральную часть дворца, было построено в это время. Крыша здания увенчана бельведером (смотровой террасой), с которой открывается вид на окрестности.
Фридрих Вильгельм II проводил летние месяцы в новом мраморном дворце, его основной резиденцией был ныне не существующий Берлинский замок.
Кинг Мейсон
Фридрих Вильгельм II был розикруцианцем, как называли членов движения, основанного на мистицизме, и состоял в масонской ложе. Убеждения короля повлияли на расположение дворца и форму других зданий, которые были возведены в Новом саду во время его правления.
Еще до начала строительства летней резиденции на месте будущего дворца, в соответствии с пожеланиями правителя, были посажены три акации как символ его масонской ложи. Расположение деревьев, дополненных четырьмя ломбардийскими тополями, повлияло на форму и расположение Марморпале. Король категорически отказался срубить деревья, поэтому архитектору пришлось вписать новый дворец между ними — фактически прижав его почти к краю озера.
Правитель также заказал строительство нескольких необычных зданий, включая пирамиду, кухню в виде древних руин или готическую библиотеку.
О серьезном подходе короля к символизму свидетельствует тот факт, что подземный ход, ведущий из кухни во дворец, имеет изгиб как раз там, где росло одно из деревьев.
Деревья, посаженные во время правления Фридриха Вильгельма, просуществовали до 1880 года, когда их заменили другими из-за их плохого состояния. Деревья вокруг дворца были окончательно удалены во второй половине 20-го века, чтобы освободить место для экспонатов армейского музея.
Расширение и модернизация дворца
Спустя всего несколько лет Фридрих Вильгельм II пришел к выводу, что резиденция слишком мала для его нужд. Поэтому в 1797 году он поручил архитектору Михаэлю Филиппу Боуманну расширить дворец, и тот воплотил в жизнь смелый замысел: он пристроил два крыла, расположенных перпендикулярно основному зданию, и соединил их с ним арками.
Внутренним фасадам боковых крыльев, выходящих во внутренний двор, была придана форма колоннады.
В ходе расширения дворца было принято решение о шаге, который мог бы заставить Фридриха Великого перевернуться в гробу. Для приобретения мрамора была демонтирована колоннада, спроектированная Георгом Венцеслаусом фон Кнобельсдорфом (придворным архитектором Старого Фрица) из парка Сансуси, которая вела от дворца Сансуси к Новому дворцу.
Король умер в ноябре 1797 года и не дожил до окончания строительства. Его преемник, Фридрих Вильгельм III, не проявил особого интереса к дворцу своего отца и прекратил работы после завершения строительства двух крыльев.
Жест Фридриха Вильгельма IV
Дворец оставался заброшенным до начала 1930-х годов. i 40. В 1890-х годах, когда принц Уильям переехал к своей жене Августе. Брата Вильгельма, короля Фридриха Вильгельма IV, некоторые называли "романтиком на троне", пожертвовал средства для завершения реконструкции, начатой в конце XVIII века.
Король поручил своему придворному архитектору Людвигу Фердинанду Гессену осуществить перестройку. Работы по внутренней отделке продолжались с 1843 по 1848 год, и за это время весь проект был окончательно завершен.
В последующие десятилетия были произведены лишь незначительные модификации и обновления.
Современная история дворца
Мраморный дворец использовался членами семьи Гогенцоллернов до начала 20-го века.
Северное крыло дворца получило значительные повреждения во время Второй мировой войны, когда бомба союзников упала на крышу, разрушив несколько комнат. С 1946 по 1954 год дворец использовался как клуб для русских офицеров, а во времена Германской Демократической Республики (ГДР) в нем был открыт военный музей.
За год до воссоединения Германии начались работы по восстановлению Мраморного дворца в его первоначальном виде. Благодаря усилиям и реконструкции, занявшей несколько лет, удалось вернуть многие помещения в их первоначальное состояние — это относится как к центральной части 18 века, так и к боковым крыльям, пристроенным в 19 веке.
Экскурсия в Мраморный дворец
Во время посещения Мраморного дворца вы пройдете через около 30 комнат, в которых сохранилось много оригинального декора и мебели. Некоторые пробелы были заполнены реквизитом, ранее находившимся в городском замке Берлина (нем.: Мраморный дворец). Berliner Schloss), который, по общему признанию, реставрируется для использования в качестве художественного музея.
Практически все комнаты были оформлены в неоклассическом стиле — за одним исключением — комната, стилизованная под турецкий шатер.
Одним из важнейших декоративных материалов, использованных во дворце, является мрамор, которому резиденция обязана своим названием. При строительстве использовался в основном белый и серый мрамор из Силезии, но в некоторых случаях (например. камины) использовался итальянский каррарский мрамор, в котором Микеланджело или Джованни Лоренцо Бернини.
Мраморный дворец можно посетить только в рамках примерно часовой экскурсии с гидом на немецком языке. К счастью, информационные стенды на английском языке имеются почти в каждом зале, а в начале экскурсии вы получите бесплатный аудиогид по языку Шекспира.
Точное время экскурсии зависит от гида и количества других посетителей. Наша экскурсия длилась около 75 минут, и гид нисколько не торопил группу.
При посещении дворца вам выдадут специальные тапочки, которые нужно надеть на обувь, чтобы защитить оригинальные деревянные полы. Желательно надеть удобную обувь, так как часовая прогулка в неудобных тапочках может дать о себе знать.
До (или сразу после) экскурсии стоит внимательно осмотреть настенные росписи под колоннадами, на которых изображены сцены из "Нибелунгов".
Ниже мы описали некоторые из примечательных комнат, которые мы посетим во время экскурсии.
- Овальный зал — этот огромный зал служил столовой и местом проведения мероприятий. Как следует из названия, его отличает овальная форма, а также колонны, имитирующие мрамор и произведения искусства;
- Сиреневая комната — комната, украшенная лепным орнаментом, которая почти полностью обставлена мебелью из замка в Берлине, так что мы можем на мгновение почувствовать себя так, как будто посещаем главную резиденцию прусских правителей, которой больше не существует. Август фон Клоэбер был ответственен за картину в этой комнате;
- Вестибюль — вестибюль, полностью покрытый полихромным мрамором, который ведет в зал Грота, служащий столовой;
- Комната "Грот" — комната, расположенная ближе всего к озеру, обязана своим названием лепным украшениям, напоминающим раковины. Эта комната была соединена с соседней кухней подземным коридором и служила столовой.;
- Величественный концертный зал с колоннами и украшениями, выполненными по образцу древних вилл Помпеи и Геркуланума;
- Арка, соединяющая старое крыло с новым, стены которой украшены настенной росписью с изображением сицилийских пейзажей — эти проходы были созданы по образцу лоджий Ватикана, спроектированных Рафаэлем Санти;
- Восточный кабинет, выполненный в форме восьмиугольного турецкого шатра, является единственной комнатой, оформленной в стиле, отличном от неоклассического;
- Пейзажная комната, стены которой почти полностью покрыты картинами, изображающими пейзажи итальянской Кампании;
- Бывшая спальня, комната Клоэбера. До войны стены этой комнаты украшали пять картин на мифологические темы. Комната Клоэбера была разрушена во время воздушных налетов в 1944 году, но благодаря реставрации в 2002-2003 годах удалось спасти четыре картины.
В дополнение к описанным выше комнатам мы также увидим:
- впечатляющая коллекция фарфора Wedgwood британского производства;
- камины из итальянского каррарского мрамора;
- исторические часы, столы, стулья, комоды;
- Вездесущая лепнина и настенные украшения;
- оригинальные шелковые настенные покрытия
- 22 гравюры, являющиеся копиями работ Рафаэля Санти из Ватиканского дворца (ныне Музеи Ватикана), выполненные Джованни Вольпато;
- часы, украшавшие дворцы мадам Помпадур;
- бесчисленные вазы и антиквариат, специально привезенные из Италии;
- коллекция картин — портреты и пейзажи, включая сцены из Неаполя, Афин ( вид на храмы Зевса), Греция ( храм в Бассаи) или Рим ( картина, изображающая Пантеон с его характерными, ныне не существующими башенками, которые называли ослиными ушами).
Билеты [по состоянию на январь 2020 года]
При посещении Мраморного дворца можно воспользоваться одним из следующих билетов.
- Единый билет — 6€ (льготный 5€);
- комбинированный билет на посещение Мраморного дворца и дворца Цецилиенхоф (действителен в течение одного дня) — 16€ (льготный 12€);
- билет "Сансуси+" стоимостью 19 евро (льготный 14 евро), который позволяет посетить все дворцы Потсдама за один день;
- семейный билет "сансуси+" за 49 евро, который позволяет приобрести 2 взрослых и до четырех детей до 18 лет. Годовалые дети могут посетить любой из дворцов Потсдама за один день.
- Potsdam Family Tickets — семейный билет (2 взрослых и до 4 детей до 18 лет). год) на один день во все дворцы, управляемые SPSG в Потсдаме, за исключением дворца Сансуси, Бельведера на Пфингстберге, дворца Сакров и охотничьего домика Штерн — € 25
Внимание! Во дворце запрещено фотографировать. Если вы хотите воспользоваться камерой, вам следует приобрести специальное разрешение за 3 евро, которое действует в течение всего дня в каждом из дворцов Потсдама.
Часы работы
Дворец открыт в летний сезон (01.05-31.10) со вторника по воскресенье. В остальные месяцы экскурсии организуются только по выходным дням.
Посещение дворцов возможно только во время экскурсий, которые проводятся регулярно в течение дня.
Прежде чем отправиться в Мраморный дворец, советуем проверить точное время работы на официальном сайте музея по этому адресу.
Кухня в виде древней руины
В задней части дворца в 1788-1790 годах было построено кухонное здание по образцу древних руин, за проектирование которого отвечал Карл фон Гонтард.
Задняя часть здания покрыта землей, а передняя имеет форму храма с колоннами коринфского ордера. Здание кухни действительно необычно и заслуживает внимания.
Кухня и дворец соединены подземным коридором. К сожалению, кухню нельзя посетить.
Дворцовая терраса
Во дворце есть приятная терраса, выходящая прямо на Хайлигер Зее (поль. Святое озеро). В прошлом люди спускались с уровня террасы прямо в воду, где их ждали лодки, чтобы доставить членов королевской семьи в Берлин.
Терраса дворца открыта для всех посетителей. Здесь установлено несколько скамеек, где можно отдохнуть, наслаждаясь идиллическим видом на озеро и здания на другом берегу.
Что посмотреть в новом саду Потсдама?
Возможно, занимая площадь более 100 гектаров, Новый сад (нем. Neuer Garten) не впечатляет своими зданиями, как соседний парк Сансуси, но все же это достойное место для активного времяпрепровождения, особенно в солнечную погоду.
Вернее, почему был разбит новый сад, хотя буквально чуть дальше находился один из самых красивых парковых комплексов в этой части Европы? Фридрих Вильгельм II не испытывал особой привязанности к своему дяде Фридриху Великому, и с взаимностью. У этих двух людей также были разные взгляды на искусство и архитектуру — наследник престола не так ценил формы барокко и рококо.
Поэтому наследнику престола не составило труда принять решение о создании нового частного сада, который строился вместе с Мраморным дворцом. Новый парк, чтобы отличить его от соседнего комплекса времен Фридриха Великого, был назван просто Новым садом.
В 1816 году парк был реорганизован в стиле английских садов, и эта планировка сохранилась до наших дней.
Ниже мы описали наиболее важные из зданий, возведенных в парке. К сожалению, они не открыты для посещения ежедневно, но в некоторых случаях мы можем заглянуть внутрь через окно.
Дворец Цецилиенхоф
В северной части сада была построена еще одна королевская резиденция — дворец Цецилиенхоф, в стенах которого проходила послевоенная Потсдамская конференция.
Обелиск
Обелиск из серо-голубого мрамора в нескольких шагах от Мраморного дворца был возведен в 1794 году по проекту Карла Готхарда Лангханса.
Памятник украшен четырьмя медальонами, на каждом из которых изображено мужское лицо разного возраста, символизирующее различные времена года.
Координаты: 52.412310, 13.068929
Пирамида
Одним из самых интригующих объектов парка является пирамида, которая была построена в 1791/1792 годах. Его использование, однако, не имеет ничего общего с мистикой — внутри него находится спуск в подвал высотой несколько метров, заполненный льдом, где хранились продукты питания. В крайнем случае, иероглифы на пирамиде были напоминанием о его масонских наклонностях.
Каждую зиму в подвал приносили лед, добытый из близлежащего озера, и он оставался твердым очень долгое время благодаря низкой температуре в подвале.
К сожалению, зайти внутрь не представляется возможным.
Координаты: 52.414905, 13.069507
Элефантенбаум — скульптура слона на дереве
Одной из современных достопримечательностей садов является Элефантенбаум — скульптура на дереве, изображающая слона. Чтобы увидеть его в полной мере, необходимо посетить парк в один из теплых месяцев.
Координаты: 52.416048, 13.069075
Оранжерея
Продолговатое здание консерватории отличается прежде всего монументальным полукруглым порталом, вход в который украшает колоннада, увенчанная скульптурой сфинкса. Две черные скульптуры египетских божеств, в свою очередь, были установлены прямо у дверного проема.
Во время нашего визита оранжерею посетить не удалось, но рядом с ней был разбит приятный сад.
Координаты: 52.411817, 13.066389
Об этом дворце мы рассказывали в отдельной статье Дворец Цецилиенхоф в Потсдаме
Готическая библиотека
Готическая библиотека (нем. Готическая библиотека) — это двухэтажное здание, возведенное на южном конце озера. Как следует из названия, это здание служило личной библиотекой Фридриха Вильгельма II, который хранил здесь книги на двух языках, немецком и французском.
К сожалению, здание нельзя посетить, но мы можем заглянуть внутрь через стекло, Внутри библиотеки стоят две египетские скульптуры.
Координаты: 52.406406, 13.067027
Грот Мушельгротте
Мушельгротте, или Грот ракушек, — здание, расположенное недалеко от северной границы парка. Фасад здания представляет собой мозаику из различных камней, а главное сокровище, грот, выложенный ракушками, находится в центре.
К сожалению, нам не всегда удается попасть внутрь, но мы всегда можем заглянуть в одно из окон.
Координаты: 52.420761, 13.071580
Эрмитаж
Еще одним зданием, построенным по заказу Фридриха Вильгельма II, является эрмитаж, который отличается фасадом, облицованным дубом. Внутри находится богато украшенный салон, который, однако, не открыт для посетителей ежедневно.
Координаты: 52.421186, 13.077535
Мы хотели бы поблагодарить SPSG за предоставленные билеты и разрешение на фотосъемку.