Музей Плантина-Моретуса — одна из малоизвестных, но наиболее интересных достопримечательностей Антверпена, а возможно, и всей Бельгии. Достаточно сказать, что в 2005 году заведение было включено в список ЮНЕСКО — в обосновании Плантен назван "самым выдающимся печатником-редактором второй половины XVI века".
Историческое здание по адресу Vrijdagmarkt 22-23 избегает экскурсий и организованных групп, поэтому чаще всего вы найдете здесь тишину и покой. А старинные гравюры и атмосфера особняка эпохи Возрождения перенесут вас в бурный 16 век.
Основатель
На многих сайтах можно прочитать, что музей Плантена-Моретуса является старейшим издательством в мире. Это не совсем так, достаточно вспомнить типографию Питера Шеффера или венецианский флигель Мануция. Следует, однако, отметить, что антверпенская типография — одна из старейших, сохранившихся до наших дней.
Все началось в 1555 году с одного несчастного случая. Кристофер Платин был к тому времени известным и ценимым переплетчиком и мастером.
Он выполнял поручения сильных мира сего, включая даже королевский двор. Именно во время выполнения такого задания на него напали пьяные дебоширы.
Завязалась потасовка, в ходе которой один из нападавших ранил руку будущего печатника. Хотя Плантин избежал драки, сохранив жизнь, осложнения оказались достаточно серьезными, чтобы помешать ему продолжить карьеру.
Ему помогал Генрих Николис, немецкий мистик и основатель протестантской секты Фамилиан (от названия Familia Caritatis, т.е. Семья любви). Семья любви).
Благодаря его финансовой помощи Плантен смог основать типографию, которую он назвал De Gulden Passer ("Золотой компас" или "Золотой циркуль"). Чертежный инструмент также находится в его печатной печатке вместе с фразой Labore et Constantia (Труд и упорство).
Годы славы
Деятельность Плантена совпала с очень бурным периодом волнений и религиозных войн. Следует также добавить, что печатник работал в Нидерландах, где росло сопротивление правлению Габсбургов (и которые покровительствовали работам антверпенского мастера).
Поначалу Палнтину удавалось избегать серьезных проблем. Несмотря на то, что он был вынужден на короткое время покинуть Антверпен, он продолжал выпускать книги в своих типографиях.
При участии Фландрского могущества типография смогла выпустить, например, еще одно издание "Вульгаты низов". Однако это было лишь введение к, возможно, самому важному труду, выпущенному издательством Plantinus.
Печатник понимал, что, прибегая к помощи местных протестантов, он рискует потерять королевское покровительство. Поэтому, чтобы избежать обвинений в благосклонности к протестантам, он начал работать над научной компиляцией оригинальных библейских текстов.
В 1568 году он вступил в сотрудничество с Бенито Ариасом Монтанусом, экзегетом, востоковедом, переводчиком и редактором книги "Времена года". В течение четырех лет было выпущено восемь томов так называемых "Смутных времен". Антверпенский полиглот!
Несмотря на критику некоторых теологов, монументальный труд получил полное признание папства. О важности работ Монтануса и Плантина для католического мира можно судить по тому, что именно издания Библии Плантина послужили основой для первого католического перевода Священного Писания на польский язык Якуба Вуека. В своем предисловии к читателю иезуит написал:
"Придерживается латинского ряда, который от лоханских богословов прилежно пересмотрен, исправлен и с оригинальных греческих, ассирийских и латинских старопечатных книг поднят, который тот же Плантинус в Анторфе напечатал в год Господень 1574"."
Помимо религиозных текстов, в Антверпене также печатались работы ведущих гуманистов, таких как. Андреас Везалиус (анатомический трактат "De humani corporis…"), Ремберт Додоенс (ботанический труд "Historia frumentorum…"), Симон Стевин (математический труд "Tafelen van Interest") или Юстус Липсиус.
Издательство Плантена также способствовало распространению медной иллюстрации, богато украшая ею свои произведения. Преемник Плантина Ян Моретус заказывал подобные гравюры у таких художников, как Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн.
Смутные времена
На пике своего развития антверпенская типография насчитывала более 150 сотрудников и имела 22 печатных станка. К сожалению, дни его славы подходили к концу — Нидерланды были втянуты в войну, которая должна была раз и навсегда изменить облик страны.
В 1572 году многие прессы Плантена были конфискованы для испанской инквизиции. Однако типография продолжала работать без особых помех до 1576 года, когда в Антверпене вспыхнуло восстание неоплаченных габсбургских войск.
Жестокость солдат и разрушения, которые они совершали, привели к тому, что это явление назвали "Испанской яростью". Бизнес Плантина также пострадал, а сам печатник был вынужден заплатить высокий выкуп и покинуть Антверпен.
Некоторое время он активно работал в Лейдене, но в 1585 году вернулся в Антверпен и начал перестраивать флигель. Он умер в 1589 году.
Граверная мастерская перешла в руки мужа его дочери Яна Моретуса. Он успешно продолжал работать в качестве печатника до своей смерти в 1610 году. В 19 веке издательство было продано городу, который вскоре создал здесь музей.
Посещение музея Плантена-Моретуса
Коллекции музея поистине замечательны. В более чем дюжине комнат мы можем увидеть старые прессы, сотни шрифтов и, наконец, сами старые отпечатки.
Посетитель может увидеть меблированную комнату, в которой работал историк Юстус Липсиус, упоминавшийся ранее. Вполне возможно, что именно здесь была написана спорная работа "De cruce libri tres" (Свидетели Иеговы рассматривают их как свидетельство, подтверждающее тезис о том, что Христос был побит камнями — хотя гравюры содержат изображения, изображающие классические версии распятия).
Здесь также есть книги, которые не были напечатаны Плантином, но которые, в силу их ценности, демонстрируются посетителям. Достаточно упомянуть хотя бы два (см!) копии Библии Гутенберга (самой старой печатной книги). Посетители также увидят, как выглядели комнаты антверпенского городского дома XVI века, и полюбуются картиной Рубенса.
Расположение музея Плантина-Моретуса
Адрес: Музей Плантина-Моретуса, Врайдагмаркт 22, 2000 Антверпен