Пантеон в Риме — история, достопримечательности, интересные факты

Пантеон (лат. Пантеон) — одно из наиболее хорошо сохранившихся зданий античности. Этот памятник отличается монументальными размерами и совершенными пропорциями и имеет статус единственного древнего памятника в Риме, сохранившегося до наших дней в своем первоначальном виде.

Практическую информацию о посещении Пантеона вы найдете в конце нашей статьи.

Пантеон в Риме

Здесь стоит отметить, что многие из новых христианских хозяев Вечного города не очень ценили наследие, оставленное их древними предшественниками, что проявилось использование древних сооружений в качестве… карьеры. Больше всего повезло храмам и зданиям, которые были превращены в христианские церкви.

Благодаря освящению они сохранились в среднем или хорошем состоянии, хотя в основном были сильно перестроены. Одним славным исключением является Пантеон, который, благодаря удалению современных дополнений в конце 19 века, выглядит почти так же, как и в день его ввода в эксплуатацию.

Пантеон в древние времена

Пантеон был построен на территории, известной как Марсово поле, которая простиралась к западу от республиканских стен, окружавших центр древнего города. Нынешний Пантеон является третьим зданием, возведенным на этом месте.

Фрагмент фонтана Пантеона в Риме

Первое здание было построено в 27-25 p.n.e. по просьбе Марка Агриппы, который хотел отпраздновать победу в битве при Акации над объединенными силами Марка Антония и Клеопатры. Знаменитый полководец планировал назвать здание в честь Октавиана Августа и поставить внутри статую первого императора, но император отказался, и в итоге внутри стояла статуя Юлия Цезаря, а статуи Октавиана Августа и Марка Агриппы были установлены в колоннаде, прилегающей к храму. Первоначальный вариант здания был построен по прямоугольному плану.

Здание, возведенное Марком Агриппой, сгорело во время одного из великих пожаров Рима в 80 году н.э. Храм был восстановлен во время правления императора Домициана (правил с 81 по 96 год), но и его постигла трагическая участь. В 110 году в Пантеон ударила молния, в результате чего здание снова было охвачено огнем.

Внешние колонны Пантеона в Риме

Третья и последняя перестройка, вероятно, началась сразу после разрушения предыдущей, когда правил император Траян. Однако правитель, умерший в 117 году, не дожил до завершения строительства, которое было доведено до конца его преемником Адрианом. Официальное завершение работ датируется 125.

Именно тот факт, что реконструкция была завершена во время правления Адриана, на протяжении многих веков привел к ошибочному представлению о дате строительства Пантеона. Адриан прославился как император, который не поставил свое имя ни на одном из зданий, построенных во время его правления (кроме того, которое было посвящено Траяну, который усыновил его и относился к нему как к сыну).

В результате над входом появилась надпись, воздающая должное строителю первого здания Марку Агриппе: M. AGRIPPA. L. F. COS. TERTIVM.

Читайте также:  Матейко в Галерее канделябров в Музеях Ватикана

FECIT., что можно перевести как "Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз подряд, возвел это здание". По этой причине долгое время ошибочно считалось, что Пантеон был построен во второй половине I века p.n.e. Примечательно, что в последовательности использованы сохранившиеся фрагменты оригинального здания.

Гробница короля Италии Виктора Эммануила II - Пантеон в Риме

Происхождение названия Пантеон и назначение здания

Слово Пантеон происходит от греческого слова Panthea, что означало "храм всех богов". В зданиях такого типа поклонялись всем двенадцати олимпийским богам и действующему правителю. Здание, возведенное во время правления Марка Агриппы, было посвящено двум божествам (Венере и Марсу) и Юлию Цезарю.

Однако нет полного консенсуса относительно конечного назначения здания эпохи Адриана. Внутри круглого здания могли проводиться общественные слушания, судебные заседания и официальные собрания. По другой версии, храм предназначался как место поклонения императору, хотя в самом Риме это практиковалось нечасто.

Если предположить, что Пантеон служил храмом, то его символическим концом можно считать последнее десятилетие IV века, когда Феодосий I Великий, последний император (неразделенной) Римской империи, ввел запрет на языческие храмы.

Фрагмент фонтана Пантеона в Риме

Архитектура Пантеона

Пантеон состоит из двух взаимосвязанных частей: прихожей в виде портика и ротонды. По мнению некоторых критиков и даже обычных туристов, эти две части не очень хорошо сочетаются друг с другом.

Безусловно, тот факт, что от прежней внешней отделки здания ничего не сохранилось, влияет на сегодняшнее восприятие. Предполагается, что вестибюль (снаружи и внутри) был облицован настоящим мрамором, а стены ротонды — имитацией мраморных лепных украшений — таких, какие использовались, например, в римских термах. Снаружи купол был украшен позолоченными бронзовыми пластинами, которые были сняты в 663 году по приказу византийского императора Константина II.

Вестибюль, ведущий в основную часть здания, имеет ширину 34 метра и глубину 20 метров и выполнен в виде монументального портика с 16 гранитными колоннами коринфского ордера. Первый ряд состоит из восьми колонн, за которыми находятся три нефа, разделенные рядами по две колонны в каждом. Три колонны на внешней левой стороне портика были заменены в 17 веке.

Интерьер Пантеона в Риме

На передней части притвора находится вышеупомянутая надпись M. AGRIPPA. L. F. COS. TERTIVM.

FECIT. ("Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз подряд, воздвиг это здание"). Благодаря работе археологов стало известно, что в древние времена от портика сохранился подиум высотой в несколько метров.

Вторая часть здания — ротонда, круглое здание с полукруглой куполообразной крышей и стенами толщиной шесть метров. Массивная бронзовая дверь высотой 7,50 метров ведет в ротонду. Существует мнение, что эта дверь, весящая много тонн, относится к древности, но вряд ли она была первоначальными воротами.

В верхней части ротонды находится отверстие, называемое окулусом, диаметр которого составляет более 9 метров. Окулус обеспечивал освещение здания.

Интересно посетить Пантеон во время небольшого дождя и увидеть, как капли воды попадают в здание. В полдень линия солнца, проходящего через проем, выравнивается с линией дверного проема.

Окулус - Пантеон в Риме

При виде открытой крыши может сразу возникнуть вопрос о возможных лужах. Однако в полу было проделано 22 небольших отверстия для слива воды. Здесь стоит упомянуть, что пол также восходит к античности — для его создания использовался красный мрамор из Египта и белый мрамор из Малой Азии.

Читайте также:  Смотровые площадки в Неаполе

Здание ротонды считается одним из лучших примеров мастерства римской архитектуры. Диаметр ротонды составляет приблизительно 43,3 метра и равен высоте здания (считая от пола до окулуса).

При входе в монумент сразу же бросаются в глаза кессонные геометрические узоры на сводах ротонды. Интересно, что их квадратные вырезы были сделаны не только для того, чтобы красиво выглядеть, но и для уменьшения веса всей конструкции.

Ротонда окружена переплетающимися семью квадратными или полукруглыми часовнями и восемью нишами, которые используются как места захоронения. Между ними видны колонны коринфского ордера.

Капелла с распятием - Пантеон в Риме

Пантеон в средние века и современность

После падения Римской империи здание, вероятно, стояло заброшенным и медленно разрушалось. Своей второй жизнью Пантеон обязан решению византийского императора Фоки, который в 609 году уступил права на древнее здание папе Бонифацию IV.

Папа освятил здание как церковь Пресвятой Девы Марии Мученицы (лат. Sancta Maria ad Martyres), чтобы здание не подвергалось опасности быть разрушенным или использованным в качестве каменоломни.

К сожалению, правители Экклезиастического государства не удержались от внесения изменений в интерьер храма или от использования его частей в других целях. В предыдущем разделе этой статьи мы упоминали о взятии бронзовых плиток во второй половине 7 века. С другой стороны, в первой половине XVII века папа Урбан VIII приказал убрать бронзовые балки из вестибюля, которые были переплавлены и использованы для изготовления 80 пушек, позже размещенных в замке Сан-Анджело.

Существует также легенда, что взятый слиток был полезен Джан Лоренцо Бернини, который должен был использовать его при работе над знаменитым куполом в Базилике Святых Петра и Павла. Базилика Святого Петра.

Одна из картин, изображающих Пантеон с ослиными ушами (Мраморный дворец - Потсдам) / [С разрешения SPSG

Во время понтификата Урбана VIII над Пантеоном были возведены две башни-близнецы. За это своеобразное дополнение местные жители получили насмешливое прозвище "ослиные уши". К счастью, в конце 19 века они были окончательно снесены.

Современный интерьер Пантеона является результатом изменений, внесенных в 18 веке под эгидой барочного архитектора Паоло Пози.

Экскурсия по Пантеону — часовни и гробницы

Внутренняя стена ротонды фланкирована нишами, превращенными в часовни (в которых раньше, вероятно, размещались статуи божеств), и нишами из.

Главный алтарь расположен в самой большой нише напротив входной двери. В своде можно увидеть мозаики в византийском стиле, датируемые 18 веком.

С левой и правой стороны находятся по три часовни и четыре ниши. Центральные часовни имеют полукруглую форму, а боковые — прямоугольную.

Главный алтарь - Пантеон в Риме

Королевские гробницы в Пантеоне

Самая монументальная из гробниц — гробница первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II, расположенная справа в центральной часовне. На противоположной стороне лежит второй король Италии Гумберт I со своей женой Маргаритой Савойской. Почетный караул охраняет королевские гробницы.

Справа от гробницы Умберто находится ниша с могилой известного художника и архитектора эпохи Возрождения Рафаэля Санти, над которой его сторожат два голубя. Рафаэль умер в день своего 37-летия. его день рождения и, по его же просьбе, после смерти был перенесен в Пантеон. Над его могилой находится скульптура Мадонны дель Сассо работы Лоренцетто, который был одним из учеников мастера эпохи Возрождения.

Читайте также:  Фонтан четырех рек в Риме

Гробница короля Италии Умберто I (Умберто I) - Пантеон в Риме

Гробница Рафаэля в Пантеоне

В первой половине XIX века папа Григорий XVI решил эксгумировать гробницу Рафаэля, чтобы убедиться, что тело художника точно находится там. После ожидаемого обнаружения трупа, художник был похоронен во второй раз в датированной I веком p.n.e.

Римский саркофаг, на котором выгравирована латинская последовательность "ILLE HIC EST RAPHAEL, TIMVIT QVO SOSPITE VINCI RERVM MAGNA PARENS, ET MORIENTE MORI" (Рафаэль похоронен здесь. Я боялся непостижимого, я преодолевал обычное, великое равное, только смертное умерло вместе со мной).

Гробница Рафаэля - Пантеон в Риме

Слева, над могилой, виден бронзовый портрет художника, датируемый 19 веком.

Что известно не всем — слева от гробницы короля Умберто покоится другой художник эпохи Возрождения — Бальдассаре Перуцци (польск. Бальтазар Перуцци), который прославился как дизайнер дворца Вилла Фарнезина в Затибирии.

Вид на фонтан Пантеон в Риме (Пантеон на заднем плане)

Площадь Ротонды и фонтан

Напротив Пантеона находится небольшая площадь Ротонда (итал. Piazza della Rotonda), которую украшает фонтан Пантеон (итал. Фонтан дель Пантеон).

Первый водоем на площади был построен по заказу папы Григория XIII в XVI веке, но нынешний вид фонтана — результат реконструкции начала XVIII века, проведенной во время понтификата Климента XI.

Центральная часть фонтана представляет собой египетский обелиск, покрытый иероглифами, датируемый 13 веком p.n.e.

Фрагмент обелиска фонтана Пантеон в Риме

Посещение Пантеона — что нужно знать перед посещением

Пантеон — один из наиболее часто посещаемых памятников Рима. Если вы запланируете свой визит на середину дня (особенно в летний сезон), вам придется считаться с невероятными толпами людей внутри.

По нашему мнению, лучше всего приходить прямо к открытию, когда на месте еще не так много туристов, или ближе к концу дня. Посещение Пантеона без толпы — это совершенно иное ощущение, чем протискивание сквозь толпу посетителей.

Если прийти достаточно рано, можно найти и пустую площадь Пьяцца делла Ротонда, которая почти всегда переполнена в течение дня.

Примечание! Находясь внутри, будьте осторожны со своим бумажником и другими ценными вещами. Переполненные бесплатные аттракционы — мекка для воров.

Пантеон — билеты

по состоянию на июнь 2022 года

Вход в Пантеон бесплатный. С понедельника по пятницу вы можете войти прямо с улицы, но в выходные и праздничные дни требуется предварительное бронирование, по крайней мере, за один день. Более подробную информацию можно найти здесь.

Аудиогиды продаются дополнительно на месте за €8,50.

Пантеон — часы работы

по состоянию на июнь 2022 года

Пантеон открыт ежедневно (кроме: 1 января, 15 августа и 25 декабря) с 9.00 до 19.00.

Последний вход возможен за 30 минут до закрытия.

Туристические посещения невозможны во время богослужений по воскресеньям и праздничным дням.

Библиография:

  • Аманда Кларидж, Рим. Оксфордский археологический путеводитель, 2010

Пантеон в Риме - интерьер

Оцените статью
LiveTraveling.Ru
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пантеон в Риме — история, достопримечательности, интересные факты
Замок Сфорца (Кастелло Сфорцеско) в Милане