Пинакотека Амброзиана (итал. Пинакотека Амброзиана) — художественный музей в Милане, который находится в тени более широко известной Пинакотеки Брера.
На наш взгляд, Пинакотека Амброзиана не уступает более известному учреждению, а благодаря большему разнообразию произведений искусства, многим посетителям она может показаться даже более интересной: особенно тем, кто хотел бы своими глазами увидеть наброски руки знаменитого Леонардо да Винчи.
ФОТО: работы Леонардо да Винчи
Без преувеличения можно сказать, что Пинакотека Амброзиана — один из самых важных художественных музеев Италии.
Библиотека Амброзиана — история и создание художественной галереи
Амброзианская пинакотека располагается в здании Амброзианской библиотеки (итал. Biblioteca Ambrosiana), получившая свое название в честь святого Амвросия. Амвросий, один из докторов католической церкви и раннехристианский епископ Милана.
Немного больше информации о Св. Более подробную информацию о святом Амвросии можно найти в нашей статье Базилика святого Амвросия в Милане. Святой Амвросий в Милане.
Читальный зал был основан в начале XVII века Фредериком Борромео (итал. Пинакотека ди Амброзиана в Милане — это дом Святого Федерико Борромео, племянника Святого Карла Борромео, который передал в дар недавно основанному учреждению коллекцию из почти 50 000 рукописей и книг, а также множество картин и других произведений искусства.
Здание библиотеки было возведено в одной из старейших частей города, буквально в нескольких шагах от площади Мерканти, самой важной из городских площадей. За проектирование здания отвечали два архитектора: Лелио Буцци и Франческо Мария Ричини.
Последний также участвовал в реконструкции дворцового комплекса Брера. Первый читальный зал, получивший название Sala Fredericiana, был открыт для публики 8 декабря 1609 года, что делает его одной из старейших сохранившихся библиотек в мире.
В 1611 году началось расширение здания, включающее музейную часть. Амброзианская пинакотека была официально открыта в 1618 году. С 1621 года к галерее была прикреплена Академия искусств.
В последующие десятилетия и столетия музей собирал работы местных и европейских мастеров, расширяя при этом первоначальную коллекцию, подаренную Фредериком Борромео.
ФОТО: 1. Одна из работ Яна Брейгеля; 2. Витраж с фигурой Данте.
Кодекс Атлантикус
В 1637 году (через несколько лет после смерти Фредерика Борромео) Галеаццо Арконати передал в дар библиотеке Кодекс Атлантикус Леонардо да Винчи, состоявший из 1119 листов бумаги с рукописными рисунками и подписями гения Возрождения.
Задача переплести записки и собрать их в единый документ была возложена на скульптора Помпео Леони, который стал известен как талантливый создатель реалистичных бронзовых статуй. Леони умело объединил более 40 лет (наброски датируются с 1478 по 1519 год) интеллектуальной деятельности изобретателя в единое целое.
ФОТО: работы Леонардо да Винчи
И откуда, собственно, взялось название кодекса? Хотя слово "Атлантика" может навести на мысль о замысловатой гипотезе, ответ на этот вопрос прозаичен: Леони скреплял эскизы в большие листы бумаги, которые в то время использовались для создания атласов.
В 1796 году кодекс отправился из Милана в Лувр, где пробыл 17 лет, после чего был возвращен законным владельцам по решению Венского конгресса. На самом деле, было очень маловероятно, что чиновник, назначенный для получения работы, пропустит ее.
Леонардо обычно писал в обратном направлении (справа налево), и австрийский эмиссар взял созданные им наброски для… документы, написанные на китайском языке. Только благодаря ясности ума знаменитого скульптора Антонио Кановы (который сопровождал чиновника в качестве посланника Папы), упущение было замечено, и бесценное произведение было восстановлено.
В 1968 году начались работы по консервации, в результате которых кодекс был разделен на двенадцать книг. В 2008 году было решено отделить эскизы от.
Каждая страница была оформлена в специальную рамку для безопасной транспортировки и публичной демонстрации. Сегодня небольшое количество эскизов выставлено в трех залах пинакотеки Амброзиана.
Коллекция: избранные работы и основные художники
Главное сокровище музея — Кодекс Атлантикус, крупнейшая сохранившаяся коллекция рукописных заметок Леонардо да Винчи. Гений Возрождения увековечил в них многие свои идеи, выводы или изобретения в самых разных областях, включая геометрию, астрономию, философию и даже гидравлику. Во время нашего посещения на выставке были представлены проекты осадных машин, катапульт или мостов.
ФОТО: Витраж с фигурой Данте.
Мы увидим эти записи в двух залах музея и в историческом читальном зале Sala Federiciana, куда мы попадем в самом конце нашего визита.
Что еще посмотреть при посещении пинакотеки Амброзиана? Ниже представлены избранные выставки, коллекции и произведения искусства.
-
Афинская школа (Рафаэль Санти) — один из эскизов, сделанных художником во время подготовки к созданию знаменитой картины, украшающей стену одной из комнат в Залах Рафаэля (итал. Stanze di Raffaello) в Ватиканском дворце (сейчас это помещение является частью Ватиканских музеев). Это одно из самых ценных произведений в коллекции музея.
-
Витраж с изображением Данте, восседающего на готическом троне в сопровождении Матильды и Беатриче. Автором работы был Джузеппе Бертини. Витраж был создан в 1851 году по случаю проведения Великой выставки в Лондоне. Почти такой же витраж того же художника украшает одну из комнат дворца-музея Польди Пеццоли (Museo Poldi Pezzoli). Бертини также прославился как создатель некоторых витражей в Миланском соборе.
-
Мария с младенцем и тремя ангелами (итал. Мадонна дель Падильоне / картина / Сандро Боттичелли).
-
Портрет музыканта (картина / Леонардо да Винчи).
-
Корзина с фруктами" (картина / Караваджо) — это одна из немногих работ художника с мотивом натюрморта. Картина характеризуется почти фотографическим вниманием к деталям.
-
Поклонение трем королям (картина / Тициан).
- Аллегория воды и Аллегория огня (картина / Ян Брейгель Старший) — две работы из цикла аллегорий четырех стихий — две другие картины (Аллегория земли и Аллегория воздуха) были увезены в Лувр.
-
Адам и Ева в Эдемском саду и первородный грех (картины / Ян Брейгель (младший).
-
Коллекция картин фламандских мастеров 17 века ( Пауль Бриль и Ян Брейгель Старший), которые занимают целую комнату в музее (зал 7). Коллекция принадлежала Фредерику Борромео, который начал собирать ее во время своего пребывания в Риме, где он познакомился с Полом Брилем в Академии Святого Луки.
-
Портрет Карла Борромео (Джованни Амброджо Фиджино), ставший образцом, по которому был изображен архиепископ Милана.
-
Коллекция картин Франческо Хайеза, итальянского художника эпохи романтизма, включая копию знаменитого "Поцелуя", оригиналом которого можно полюбоваться в Пинакотеке Брера.
-
Коронация Христа тернием (фреска / Бернардино Луини) — монументальная картина, украшающая стену Аула Леонарди.
-
Копия "Тайной вечери" Леонардо да Винчи, отличающаяся яркими красками.
Хотя в музее преобладают картины, на выставке также представлены фарфор, неоклассические бронзовые скульптуры (изображающие Римские колонны и обелиски), или такие необычные предметы, как витрина с волосами Лукреции Борджиа, дочери папы Александра VI. Некоторые из комнат сохранили свои оригинальные украшения.
ФОТО: 1. "Мадонна с младенцем и тремя ангелами" — Сандро Боттичелли; 2. "Зимний пейзаж" — Хендрик Аверкамп.
Самые значительные произведения искусства (а также возможность проверить, выставлены ли они в данный момент) можно найти на официальном сайте музея.
Посещение Амброзианской пинакотеки
На посещение музея следует планировать не менее двух часов. В вашем распоряжении 24 комнаты.
Коллекция организована в хронологическом порядке — начиная с экспонатов, подаренных Фредериком Борромео, и до наших дней. Выставочные залы разбросаны по всему зданию.
ФОТО: Работы Иоанна II Брейгеля
Наиболее важные описания комнат переведены на английский язык. К сожалению, это относится не ко всем картинам или произведениям.
Внимание! Мы выходим из музея с противоположной стороны здания. Если мы оставили вещи в кладовой, нам придется вернуться за ними, обойдя все здание.