Пьяцца Навона в Риме: экскурсии, памятники и история знаменитой площади

Пьяцца Навона может смело претендовать на звание самой красивой площади Рима. Его отличают феноменальные фонтаны, необычная продолговатая форма, повторяющая расположение дорожек ныне несуществующего древнего стадиона, и великолепные фасады окружающих зданий.

В нашей статье мы кратко опишем историю площади (от античности до современности) и познакомим с ее достопримечательностями. Однако уже сейчас можно сказать, что даже в таком популярном месте скрывается один из малоизвестных секретов Рима, о котором большинство посетителей площади даже не догадываются.

Пьяцца Навона в Риме

История

Древний стадион Домициана

Пьяцца Навона почти полностью повторяет планировку дорожек древнего стадиона, построенного во времена правления императора Домициана и открытого во время игр, проводившихся в 86 году в честь Юпитера Капитолина. Хотя самого здания больше не существует, остатки его стоек все еще можно найти под поверхностью (и даже увидеть, о чем мы поговорим позже).

Стадион на Марсовом поле был задуман как место проведения спортивных соревнований в греческом стиле, где обнаженные или полуобнаженные участники состязались друг с другом в традиционных видах спорта, таких как бег, борьба и прыжки в длину. Соревнования, проводимые на стадионе, как и в Греции, назывались агонами (подробнее о греческих традициях спортивных состязаний читайте в нашей статье Олимпия: посещение руин святилища Зевса и места рождения Олимпийских игр).

Фонтан Мавра - площадь Навона в Риме (Фонтан дель Моро)

Стадион Домициана был построен из травертина и кирпича, а его двухэтажный аркадный фасад напоминал фасад Колизея, возведенного в аналогичное время. Хотя трибуны могли вместить до 30 000 зрителей, спортивные мероприятия вряд ли могли привлечь такие толпы. Римляне предпочитали более кровавые гонки на колесницах, проводимые в Цирке Максимус и других цирках, и убийственные гладиаторские бои, проводимые в Колизее, о котором только что упоминалось.

Пьяцца Навона в Риме

Сам стадион Домициана не был монументальным, поскольку, в отличие от цирков, не имел низкой стены (известной как spina), проходящей через его центр. Его южная часть была прямой, а северная слегка закругленной — эта особенность видна и сегодня.

Стадион использовался и для других мероприятий, среди которых особой популярностью пользовались публичные казни (именно здесь был казнен Св. Agnes).

В течение некоторого времени, когда Колизей был закрыт на ремонт, вызванный необходимостью устранить повреждения, полученные в результате удара молнии в 217 году, здесь также проводились гладиаторские состязания. Игровые залы заведения, в свою очередь, приобрели репутацию места, где можно было легко встретить дам (и джентльменов)!) светлой таможни.

Фонтан мавра - площадь Навона в Риме (Фонтан мавра)

Рождение Пьяцца Навона

С приходом 5-го века древнее сооружение начало медленно приходить в упадок, хотя в последующие века его продолжали использовать для проведения различных соревнований и выступлений. Об этом напоминает название Пьяцца Навона, которое восходит к Средневековью и происходит от латинского термина in agone.

Однако новые христианские правители Рима не смогли оценить наследие, оставленное язычниками, поэтому стадион Домициана, как и другие великие сооружения, послужил для них каменоломней и исчез из римского ландшафта кусок за куском. Со временем от великолепного комплекса не осталось и следа, но появившаяся на его месте пьяцца и окружающие здания повторяли планировку древнего участка.

Пьяцца Навона в Риме

К XIII веку овальная площадь уже была окружена характерными для Средневековья жилыми башнями, принадлежавшими влиятельным семьям, от которых не осталось и следа. В 15 веке, или, как итальянцы предпочитают называть этот период, в эпоху кватроченто, здания оборонительного характера стали заменяться более представительными дворцами. К этому периоду относится.в частности. церковь Сантуарио ди Ностра Синьора дель Сакро Куоре, чей белый фасад выделяется на восточном фасаде площади.

В 1477 году пьяцца приобрела новую функцию, так как на нее был перенесен муниципальный рынок, ранее работавший на Капитолийском холме. Интересно, что в то время она еще не была вымощена, так как получила мощеную поверхность только во время понтификата Григория XIII во второй половине XVI века.

Этот папа также заказал строительство двух фонтанов, стоящих в обоих концах площади, которые были сделаны Джакомо делла Порта. Современные названия этих водных объектов — Фонтан Нептуна и Фонтан Мавра — происходят от украшающих их скульптур, которые были добавлены гораздо позже.

Фонтан Нептуна - площадь Навона в Риме (fontana del Nettuno)

Реконструкция в стиле барокко, проведенная папой Иннокентием X

Пьяцца Навона обязана своим нынешним видом реконструкции, начатой Иннокентием X, папой римским памфилийского происхождения, который после своего восшествия на престол Петра в 1644 году решил превратить площадь в представительную резиденцию своей семьи. В его строительстве принимали участие выдающиеся архитекторы эпохи барокко: Франческо Борромини и Джан Лоренцо Бернини.

Читайте также:  Квиринал в Риме: экскурсия по одному из самых важных холмов Рима

Выбор места не был случайным, так как Памфилы уже с 15 века владели дворцом, стоящим в юго-западном углу площади. Однако он не был одним из самых больших, поэтому перед началом работ по строительству новой, более внушительной резиденции, соседние участки земли были выкуплены, чтобы можно было построить огромный дворец с тремя внутренними дворами, фасад которого занимал большую часть восточного фасада площади Навона.

Фонтан Нептуна - площадь Навона в Риме (fontana del Nettuno)

Вскоре после этого Папа перестроил и саму площадь, которая на некоторое время стала личным двором его семьи. Проект создания великолепного Фонтана четырех рек был отдан Бернини, что, должно быть, стало неожиданностью, поскольку Иннокентий враждебно относился ко всем соратникам своего предшественника Урбана VIII, и вдобавок ко всему, почти сразу после вступления в должность он объявил, что создатель балдахина в базилике Святого Петра и Святого Павла должен быть заменен.

Собор Святого Петра больше никогда не будет получать заказы от папского двора. В конце концов, однако, Бернини использовал уловки и купил расположение нового главы церкви — подробнее об этой истории вы можете прочитать в нашей статье Фонтан четырех рек в Риме.

Последним элементом перепланировки площади стало возведение церкви Святого Петра, примыкающей к дворцу. Агнес в Агоне, за дизайн которого отвечал Борромини.

Пьяцца Навона в Риме

Пьяцца Навона: памятники, фонтаны, окрестности

Фонтан четырех рек

Бесспорным символом Пьяцца Навона является Фонтан четырех рек, спроектированный Джан Лоренцо Бернини. Фонтан деи Кватро Фиуми (Фонтан четырех Фиуми), стоящий в самом центре площади Навона.

Мы намеренно использовали слово "разработан", так как величайший из скульпторов барокко сам делал "просто" большая часть основания в виде скалы, покрытой экзотическими растениями и животными. Все четыре олицетворения великих рек (Дунай, Ганг, Нил и Рио-де-ла-Плата) были созданы четырьмя специально отобранными художниками.

Фонтан четырех рек - площадь Пьяцца Навона в Риме

Прямо на основании из цельного куска травертина возвышался монументальный обелиск высотой около 16,50 м, который был найден вблизи Цирка Максенция на улице Аппия. Интересно отметить, что выгравированные на нем иероглифы — дело рук самих римлян (а не египтян), и что их содержание относится к… императору Домициану, основателю древнего стадиона, ранее стоявшего на месте Пьяцца Навона.

История фонтана и его символизм — настолько обширная тема, что мы подготовили отдельную статью, посвященную только знаменитому водному объекту: Фонтан четырех рек в Риме.

Фонтан мавра

Пьяцца Навона украшена еще двумя фонтанами, расположенными в обоих концах площади. На южной стороне находится Фонтан мавра (итал. Фонтана дель Моро), с фигурой мавра (жителя мусульманской части Африки) в центре, окруженного дельфинами и четырьмя тритонами.

Фонтан мавра - площадь Навона в Риме (фонтан дель Моро)

Оригинальный дизайн фонтана принадлежит Джакомо делла Порта, который в 16 веке создал более десятка фонтанов в римской области. Однако в его первоначальном варианте не было фигуры мавра, которая появилась только во время реконструкции площади в стиле барокко. Он был вырезан около 1653 года самим Бернини, который хотел придать более представительную форму фонтану, обращенному к резиденции, возведенной папой Иннокентием X.

Фонтан мавра - площадь Навона в Риме (Фонтан мавра)

Фонтан Нептуна

На северной стороне находится фонтан Нептуна (итал. Фонтана дель Неттуно).

Его первоначальный, гораздо более простой вариант был разработан делла Порта, но он значительно отличался от того, что мы видим сегодня. Он также пропустил реконструкцию в стиле барокко, проведенную Бернини — вероятно, потому, что находился слишком далеко от дворца семьи Памфили.

Фонтан Нептуна - площадь Навона в Риме (fontana del Nettuno)

Этот водоем приобрел свой нынешний вид только в конце 19 века, когда городские власти решили, что он должен соответствовать форме двух других водоемов. Именно тогда была добавлена скульптура, изображающая популярного морского бога, сражающегося с осьминогом (этот мотив часто встречается в рекламных материалах итальянской столицы), морскими коньками и херувимами.

Фонтан Нептуна - площадь Навона в Риме (фонтан Нептуна)

Церковь святых Петра и Павла. Святая Агнесса в Агоне

В древние времена на стадионе Домициана произошло мученичество святой Агнессы. Также было намерение посвятить храм Святой Агнессе, которой была посвящена церковь, стоящая на площади.

Фактически, это был единственный случай в Риме, когда паломническая церковь получила женщину-мученицу в качестве своего святого покровителя. Второй элемент в его названии происходит от древнего термина "in agone" значение "место проведения соревнований" и напоминает нам о древнем предназначении площади.

Церковь Святой Агнессы в Агоне - площадь Навона в Риме

И кем был святой Франциск. Святой Агнес? Хотя на самом деле о ней известно не так много, ее историю приближают к нам несколько рассказов, которые отличаются друг от друга в деталях.

Читайте также:  Калабрия - Достопримечательности и практическая информация

По общему мнению, она была девственницей-подростком (на момент смерти ей было 12, максимум 13 лет), жившей во время гонений Деция (III век) или Диоклетиана (IV век). Она была приговорена к смерти за то, что отвергла ухаживания одного из своих высокопоставленных поклонников после принятия обета целомудрия, что привело к обвинению ее в том, что она была христианкой, что в конечном итоге привело к ее обезглавливанию, поскольку она никогда не отрекалась от своей веры и не нарушала обет, данный Богу.

Церковь Святой Агнессы в Агоне - площадь Навона в Риме

Первоначально Агнес была приговорена к смерти через сожжение. Однако пламя не добралось до нее, потому что, согласно традиции, ее защищали длинные волосы, чудесным образом покрывавшие ее юное тело.

Затем обсуждался вопрос об отправке ее в публичный дом (лупанар), но от этой идеи отказались, как только одного из мужчин, пожиравших ее глазами, поразила мгновенная слепота. В конце концов было принято решение обезглавить ее (beheading), что положило конец ее жизни.

После введения Миланского эдикта в Риме начали строить базилики и оратории на месте гибели самых важных мучеников. Один из них также был возведен при Домициане и посвящен святым Петру и Павлу.

Агнес. Храм менялся на протяжении веков, пока в 1652 году папа Иннокентий X не перестроил его полностью.

В конце концов, она примыкала к его недавно расширенной резиденции, поэтому он хотел, чтобы она выглядела хорошо. Решение было облегчено тем, что первоначальное здание было обращено в противоположную сторону и выходило на улицу Санта Мария дель Анима.

В конце концов он решил создать совершенно новую церковь, церковь Святого Петра. Несколько выдающихся архитекторов работали над церковью Святой Агнессы.

Первыми были Джироламо Райнальди и его сын Карло, которые предложили возвести храм по плану греческого креста с фасадом, обращенным на площадь Навона. Всего через год их место занял один из фаворитов Папы, Франческо Борромини, который подготовил совершенно новый проект фасада, объединенного с двумя соседними зданиями.

После смерти Иннокентия X в 1655 году работа над церковью была заброшена Борромини. К этому времени большая часть фасада была закончена, но внутреннюю отделку еще нужно было завершить. Эта задача была выполнена двумя архитекторами — Карло Рейнальди, который уже был нанят, и самим Джан Лоренцо Бернини, который помог спроектировать некоторые интерьеры и завершить верхнюю часть фасада.

Находясь на площади, не упустите возможность посетить внутреннее убранство храма. Мы сами любим в десятый раз заглянуть внутрь и посмотреть на фреску Чиро Ферри, украшающую сводчатый потолок купола (правда, она находится так высоко, что шея может быстро затечь от взгляда вверх).

Алтарные части церкви относятся к фигурам христианских мучеников, которые изображались в виде отдельных скульптур или барельефов, приближенных к сценам их смерти. Среди них : ст.

Часовня Святой Агнессы (справа), Святая Агнесса (справа) и Святая Агнесса (справа). Святая Цецилия и Святая Агнесса. Себастьян (слева).

Стоя у часовни Св. Стоит обратить внимание на рельеф Святой Агнессы слева от. Она изображает сводную сестру покровительницы церкви, святой Агнессы.

Эмерентана, которую забили камнями до смерти вскоре после ее похорон.

Слева от главного алтаря находится проход, который приведет вас в небольшую часовню с реликвией черепа Святой Агнессы и мраморным рельефом работы Алессандро Альгарди. Его гробница вместе с телом находится в базилике Св.

Святая Агнесса за стенами (wł. Basilica di Sant'Agnese fuori le mura), церковь, построенная рядом с катакомбами, где первоначально была похоронена юная мученица.

Дворец Памфили (Палаццо Памфили)

Большую часть западного фасада Пьяцца Навона занимает фасад барочного дворца, построенного по заказу папы Иннокентия X из семьи Памфили, который примыкает к церкви Святых Петра и Павла. Фонтан Святой Агнессы в Агоне. Его строительство началось в 1646 году по планам Джироламо Райнальди, и только через год Франческо Борромини внес свои изменения в проект.

Интерьеры дворца были оформлены выдающимися художниками эпохи барокко, такими как Франческо Аллегрини и Пьетро да Кортона. Наем последнего был очевидным элементом соперничества между семьями Барберини и Памфили, поскольку двумя десятилетиями ранее этот художник создал великолепную фреску, заказанную Урбаном VIII для украшения свода дворца Барберини. Картина Кортоны во дворце на площади Пьяцца Навона рассказывает об Энее, легендарном основателе Рима, и украшает свод продолговатой галереи.

С 1920 года во дворце размещается посольство Бразилии, власти которой разрешают проводить экскурсии по помещениям дворца. Для получения дополнительной информации смотрите на этой странице. К сожалению, во время пандемии на сайте не появляется свободных дат.

Читайте также:  Где переночевать в Чинкве-Терре? Горстка практической информации и примеры отелей

Музей Рима (Museo di Roma)

В южной части площади, в неоклассическом дворце Браски, находится штаб-квартира Музея Рима (Museo di Roma), основной целью которого является документирование истории города. Выставка организована тематически, через произведения искусства и другие экспонаты ( картины, эскизы, гравюры, скульптуры, модели и сосуды) приближает посетителей ко многим темам, связанным со средневековой и современной историей Вечного города.

Приятной частью экскурсии является возможность посмотреть через одно из окон на Пьяцца Навона и увидеть ее с несколько иной точки зрения.

Руины стадиона Домициана

Не каждый гуляющий по площади Пьяцца Навона понимает, что руины древнего стадиона до сих пор скрыты под поверхностью окружающих зданий. Вспомним, что здания средневекового и современного Рима были построены прямо над остатками древних сооружений, значительно подняв уровень города. Многие из этих древних останков были раскопаны, а некоторые еще ждут своего открытия.

Подземная часть площади Пьяцца Навона в Риме

То же самое можно сказать и о стадионе Домициана, единственном известном спортивном сооружении в Вечном городе, где резиденции и церкви были возведены прямо над остатками трибун. Благодаря усилиям археологов были раскопаны остатки стадиона, находящиеся более чем на 4 м под землей.

Сегодня раскопки представляют собой туристическую достопримечательность в виде небольшого музея, где посетители могут узнать об истории этого места и его окрестностей с помощью аудиогида и информационных и мультимедийных досок. Более подробную информацию можно найти здесь. Вход находится на площади Пьяцца ди Тор Сангинья (адрес: Via di Tor Sanguigna, 3).

Скульптура Пасквино, или несколько слов о первых пасквилях

В начале этой статьи мы упомянули о маленьком секрете, скрытом в окрестностях Пьяцца Навона. Сзади дворца Памфилий находится небольшая площадь Пьяцца ди Паскино, название которой происходит от частично сохранившейся мраморной скульптуры, установленной в углу дворца Браски.

Эта статуя датируется II веком и, вероятно, изображает сцену из "Илиады" Гомера, в которой царь Спарты Менелай защищает тело Патрокла, возлюбленного Ахилла, погибшего от руки Гектора. Эта статуя была найдена около 1501 года на углу Виа делла Кукканья, и предполагается, что в прошлом она украшала древний стадион. Считается, что эта эллинистическая работа вдохновила многих известных художников, включая Микеланджело и Бернини.

Скульптура Пасквино - Пьяцца ди Пасквино (рядом с площадью Навона в Риме)

Эта статуя со временем стала одной из так называемых "игрушечных статуй". говорящие статуи современного Рима, т.е. столбы объявлений, на которых под покровом темноты размещались обвинительные и часто оскорбительные доносы, прокламации или просто злобные рифмы, направленные на определенное лицо (очень часто на Папу Римского). Скульптура, стоящая на площади Пьяцца Навона, получила прозвище Пасквино, вероятно, от человека с таким именем, жившего в этом районе, который мог быть портным, учителем или цирюльником.

Скульптура Пасквино - Пьяцца ди Пасквино (рядом с площадью Навона в Риме)

От прозвища Пасквино происходит слово пасквинад, используемое для названия анонимных произведений, порочащих конкретного человека. Этот термин также попал в Польшу, где со временем приобрел свою нынешнюю форму, т.е. пашмину.

Другой говорящей скульптурой Рима была Мадама Лукреция, стоящая на площади Венеции, которую можно увидеть рядом со входом в базилику Святого Петра. Бренд.

Одинокий остаток древнего Одеона

В нескольких шагах к югу от Пьяцца Навона находится несколько скрытая от глаз площадь Пьяцца дей Массими. В его центральной части возвышается одинокая зеленая колонна высотой более 8 м. Первоначально он относился к нижней колоннаде здания сцены, которая была частью Одеона, ранее существовавшего на этом месте.

Этот театр был построен в конце I века в греческом стиле и вмещал более 10 000 зрителей. Правда, от него сохранилось не так много, но если посмотреть на арочную форму фасадов, тянущихся вдоль Корсо Витторио Эмануэле II (между площадью Сан-Панталео и площадью Сант-Андреа делла Валле), то можно заметить, что они повторяют планировку зрительного зала древнего театра.

Колонна на площади Пьяцца дей Массими (рядом с площадью Пьяцца Навона) в Риме

Находясь на пьяцце, стоит поднять голову и посмотреть на едва заметные картины, украшающие фасад здания, стоящего на южной стороне. В прошлом украшения такого типа покрывали многие римские особняки, но лишь немногие из них прерывали.

Рождественский рынок и магазин игрушек Al Sogno

Если вы посетите площадь Пьяцца Навона в рождественское время, вы попадете на рождественский рынок, который организуется с начала декабря до 6 января. В это время площадь заполняется киосками, где можно купить различные деликатесы и изделия местных ремесленников, а для маленьких посетителей работает карусель.

Во время праздничного сезона (и после него) стоит посетить традиционный магазин игрушек Al Sogno, существующий с 1945 года, где представлен широкий ассортимент качественных талисманов, кукол и других игрушек. Среди них особенно примечательны изделия из дерева.

Оцените статью
LiveTraveling.Ru
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пьяцца Навона в Риме: экскурсии, памятники и история знаменитой площади
Где переночевать в Братиславе? Лучшие районы и образцовые гостиницы