Римский театр — второй (после амфитеатра) по значимости римский памятник в Вероне.
Великолепные руины этого ранее впечатляющего комплекса сохранились до наших дней и сейчас являются частью Археологического музея (итал. Museo Archeologico al Teatro Romano).
История
Подготовка к строительству репрезентативной сцены города началась вскоре после основания города в середине I века до н.э.n.e.. Место было выбрано на склоне холма, который сейчас известен как холм Святого Петра.
Церковь Святого Петра (Сан-Пьетро). Проектировщики взяли за образец греческие театры, которые обычно выдолблены в природной скале. Однако веронская возвышенность была настолько неровной, что римским инженерам пришлось использовать гибрид этого решения — часть трибуны была высечена прямо в скале, а остальная часть укреплена искусственными конструкциями.
Веронский театр был построен почти на вершине холма. Ряды террас были построены прямо над зрительным залом (называемым кавеа), а над всем этим возвышался храм начала I века. p.n.e., о котором, однако, сегодня мало что известно. Со стороны реки все было обнесено высоким строением, из которого до наших дней сохранилось меньше половины.
Однако золотой век веронского театра продолжался недолго. Уже в последующие века здание пострадало от землетрясений и наводнений, после чего было довольно быстро заброшено.
В течение двух тысяч лет комплекс пополнялся другими зданиями: церквями, монастырем или светскими резиденциями. Между прочим, нередко итальянские города строились слоями — многие современные итальянцы могут даже не подозревать, что их подвал является частью древней или раннехристианской постройки.
Память о римской сцене навсегда запечатлелась в памяти веронцев. В 1834 году участок, покрывающий склон холма, был приобретен Андреа Монга, богатым местным торговцем и одновременно энтузиастом археологии, который поставил перед собой цель извлечь на свет сохранившиеся остатки древнего памятника и, не откладывая, приступил к методичному демонтажу покрывающих его зданий.
Вся операция была завершена муниципальными властями в начале 20-го века. В конце концов, удалось обнажить немалую часть зала, хотя одно здание осталось в его южной части — церковь Санти Сиро и Либера (Chiesa dei Santi Siro e Libera), которая интригующе контрастирует с древними ступенями здания.
Посещение театра и музея
Руины театра в настоящее время являются частью Археологического музея (Италия. Museo Archeologico al Teatro Romano), который был создан в помещениях исторического монастыря иезуитов XV века, возвышающегося над зрительным залом (который несколько раз перестраивался на протяжении веков).
Музей может похвастаться богатой и разнообразной коллекцией. В экспозиции представлены артефакты, найденные как в самом театре, так и в Вероне и окрестностях. Коллекции сгруппированы тематически и представлены в современном и интересном виде.
Залы и террасы музея также являются прекрасной точкой обзора для панорамного обзора старого города. Дополнительными достопримечательностями комплекса являются помещения бывшего монастыря, включая часовню и внутренний двор с клуатрами.
На неторопливый осмотр всего объекта вам следует выделить около 90 минут.
Мы начинаем наш визит с комнаты, где находится деревянная модель театра. Сразу после этого мы попадаем в археологическую зону, где можем свободно перемещаться по аудитории. До наших дней сохранилось около половины первоначальных насаждений.
После знакомства с памятником мы поднимаемся на лифте и попадаем в бывшие монастырские помещения, превращенные в выставочные залы. Коллекция занимает два основных этажа, кельи монахов, клуатр, часовню и даже трапезную (столовую).
Избранные выставки, экспонаты и объекты:
- многочисленные фрагменты скульптур и декораций, украшавших театр в период его расцвета ( бюсты, стоящие на балюстрадах);
- мозаики, включая полы с мотивами гладиаторов;
- впечатляющая коллекция бронзовых скульптур из района Вероны — мало в каком другом городе северной Италии сохранилось столько произведений искусства из бронзы, поскольку большинство из них было переплавлено и использовано в других целях.
- скульптуры и статуи, включая великолепного Сфинкса, высеченного из цветного мрамора;
- выставка, демонстрирующая и описывающая головы статуй (обычно в музеях можно встретить обратное, т.е. безголовые туловища);
- коллекция стеклянной посуды ( ампулы);
- обширная коллекция небольших бронзовых статуэток (некоторые из них украшали дома, другие использовались в качестве вотивных подношений);
- Двор 15 века с клуатрами, который служит лапидарием и откуда открывается вид на город;
- историческая часовня святых Петра и Павла. В интерьере собора Святого Иеронима, датируемого 1432 годом, с фрагментами фресок и деревянным потолком, хранятся мозаики, найденные в римских виллах в городе и окрестностях;
- терраса с видом на старый город.
К сожалению, во время нашего последнего посещения фотосъемка в некоторых помещениях была запрещена.
После посещения музея пройдитесь по северной стороне склона, где вы увидите остатки древних террас.