Церковь святых Михаила Архангела и Станислава Епископа на Скалке в Кракове — одна из самых важных церквей в истории Польши. Трагедия, которая, как считается, произошла здесь, повлияла на историю страны и глубоко укоренилась в католицизме.
Популярная "Скалка" принимала королей, князей и многих простых паломников. В 2005 году (в годовщину канонизации Станислава) Папа Иоанн Павел II возвел костел в ранг малой базилики.
Епископ Станислав — святой или предатель?
Фигура епископа Святого Станислава и его судьба на протяжении многих лет вызывала споры среди историков. Не только оценка деятельности этого церковного сановника, но и основные факты его истории остаются проблематичными.
У нас есть два летописных рассказа, которые могут пролить свет на жизнь мученика: Хроника Галла Анонима (написанная более чем через 30 лет после смерти епископа) и Хроника Винцентия Кадлубека (написанная более чем через 100 лет после этих трагических событий). Эти два произведения расходятся в оценке событий (Галл дистанцируется от оценки, магистр Винцентий принимает сторону епископа), но они передают много важной информации о личности святого.
Предполагается, что Станислав был родом из Щепанова, из знатной семьи. Вероятно, он получил основательное образование и, благодаря своим качествам, стал епископом Кракова около 1072 года.
Трудно сказать, что должно было произойти в течение следующих семи лет, так как Станислав потерял поддержку короля до сих пор. В 1079 году по приказу Болеслава Смелого он был убит.
Галл Аноним описывает его как "traditor episcopus", что многие историки (Чацкий, Войцеховский) перевели как "епископ-предатель". Другие, однако, отмечают, что слово "traditor" может означать "мятежник" или просто епископ, проклявший короля.
С сегодняшней точки зрения невозможно оценить моральные причины обеих сторон. Скудость источников не позволяет этого сделать. Достаточно сказать, что существуют даже мнения, согласно которым епископа Станислава никогда не существовало (впрочем, они единичны).
Чудеса и легенды
Со святым связано множество легенд и историй о чудесах. Большинство из них происходят из: хроники Винцентия Кадлубека, "Vita maior" Винцентия Кельчинского или трудов Яна Длугоша.
Среди самых популярных — сказка о Пиотравине. Рыцарь Петр Стшемьенчик (иногда также называемый Пиотравин), как говорят, продал деревню Пиотравин церкви.
Однако после его смерти его наследники оспорили купчую. Король принял их сторону, оставшись глух к доводам епископа. Не видя выхода из сложившейся ситуации, Станислав…
Он воскресил рыцаря, который вышел из могилы и засвидетельствовал перед испуганным королем, что продал деревню. Затем он объявил, что вместо того, чтобы жить, он предпочел бы вернуться в могилу, чтобы как можно скорее закончить свои мучения в чистилище.
Со смертью Станислава связано множество чудесных историй. Его тело, разрубленное на части, должны были охранять орлы, а останки должны были чудесным образом воссоединиться.
Однако палец, который проглотила рыба, отсутствовал. К счастью, в небе появился орел, который поймал прожорливую рыбу, и реликвия была возвращена.
Орнамент пруда, который находится перед костелом, отсылает к этой легенде. Считается, что его вода с характерным железистым послевкусием обладает целебными свойствами.
Культ
Культ святого Станислава начался после его смерти (перенесения его трупа в церковь) и навсегда вошел в историю Польши. Во времена Раздела история о чудесном воссоединении разрубленного тела воспринималась как предсказание будущей судьбы страны.
Подобным образом его интерпретировали и во время разделов Польши. Победа при Грюнвальде также приписывалась заступничеству епископа.
Канонизированный в 1253 году, Станислав стал одним из главных святых покровителей Польши. Интересным обычаем является шествие Святого Станислава, которое проходит в первое воскресенье после 8-го воскресенья месяца августа.
Май. Верующие, священники и церковные сановники в торжественной процессии от Вавеля до Скалки.
Когда Польша была монархией, ее правители приняли участие в подобной процессии, чтобы возместить ущерб Богу за убийство епископа. В иконографии святой Станислав изображается в епископском облачении, часто в момент смерти. Реже художники использовали чудо воскрешения рыцаря Петра.
Базилика святых Михаила Архангела и Станислава Епископа на Скалке в Кракове
Археологические находки доказывают, что Скалка была заселена уже в эпоху раннего средневековья. Он был отделен от Вавельского замка болотистой местностью, что делало его хорошим местом для обороны.
По преданию, здесь находился языческий храм, который после принятия христианства был превращен в церковь. Некоторые историки пытались поместить здесь собор времен Болеслава Храброго, но эта теория не подтверждается источниками.
Согласно хронике Винцентия Кадлубека, именно здесь умер Святой Станислав. Он должен был располагаться у бокового алтаря.
Сегодня туристы могут увидеть довольно реалистичное изображение епископа (изображенного с саблей, воткнутой в голову) и кусок дерева, на котором палачи разрубили тело святого. Можно с высокой степенью уверенности утверждать, что кирпичная церковь была возведена с фундамента Казимира Великого (по мнению некоторых историков, король лишь восстановил ранее существовавший храм).
Ян Длугош описывает его как "круглый костел из белого камня, посвященный Святому Станиславу". Михаила и Ангелов с озером". Однако летописец жаловался на плохое убранство Скалки.
Чтобы изменить такое положение дел, здесь обосновался орден паулинов. В 17 веке готическая церковь считалась находящейся в упадке и не очень представительной.
Поэтому было принято решение о его сносе. Новый храм должен был построить Антони Герхард.
Очевидно, однако, его форма не понравилась отцам-паулинам, потому что через пять лет они приказали изменить проект. На этот раз они прибегли к помощи королевского архитектора Антонио Солари.
В 1751 году церковь в стиле барокко уже могла быть освящена. Церковь сохранилась до наших дней в стиле барокко. Он имеет три нефа и был спроектирован по прямоугольному плану.
Левый и правый нефы содержат ряд небольших часовен из черного мрамора. В главном алтаре, помимо статуй ангелов и Бога Отца, посетители могут увидеть картину, изображающую низвержение Сатаны Михаилом Архангелом.
Гробница заслуженных
Во время сноса готического костела была найдена могила Яна Длугоша. Кости летописца были собраны в глиняную урну.
В XIX веке возникла идея основать на Скалке место для захоронения людей, имеющих заслуги перед польской нацией и родной культурой. Политика австрийских властей была достаточно терпимой, поэтому проект был завершен в 1880 году.
Останки Яна Длугоша были первыми захоронены в склепе под костелом. Был изготовлен специальный металлический гроб, а затем каменный саркофаг. Общественное мнение было крайне благоприятным, поэтому уже через год кости поэтов Винцентия Поля и Лучана Семиньского были перенесены в Скалку.
Склепы под костелами Михаила Архангела и Святого Станислава постепенно закреплялись в сознании поляков как места захоронения патриотов. Похороны Адама Асныка, Станислава Выспяньского и Юзефа Игнация Крашевского стали проявлениями.
В коммунистической Польше в Скалке было произведено два захоронения: Людвик Сольский и Тадеуш Банахевич, а в 2004 году здесь был похоронен Чеслав Милош. Ранее в склепах нашли вечный покой Теофил Ленартович, Генрик Семирадский, Яцек Мальчевский и Кароль Шимановский.
Алтарь трех тысячелетий
В святилище также есть интересный полевой алтарь. Открытое в 2008 году, здание (проект профессора Винценты Кусмы) состоит из колонн с фигурами святых и заслуженных людей Польши, стола и монолита, символизирующего три таинства. Несмотря на довольно жесткую критику, "Алтарь трех тысячелетий" остается одной из самых интересных современных инсталляций религиозного характера.
Практическая информация
Массы
Массы. в Церкви на Скале проводятся в следующие дни и время:
- по воскресеньям (и установленным праздникам) в: 7:00, 8:00, 9:00, 10:30, 12:30, 17:30 и 20:00;
- по будням в: 7:00, 8:00, 16:00 и 19:00.
Посещение склепа
Склеп открыт для посещения круглый год:
- с апреля по октябрь с 9:00 до 17:00;
- с ноября по март — после предварительного уведомления на входе.