Театр Марцелла в Риме: история и современность

Встроенные во дворец эпохи Возрождения, остатки зрительного зала театра Марцелла являются одними из самых захватывающих древних следов в Риме. Оригинальное здание было построено почти за 100 лет до знаменитого Колизея и стало архитектурной моделью для всех последующих римских театров.

Театр Марцелла и фрагмент колоннады храма Аполлона Сосия - РИМ

Театры в Древнем Риме

Римское население, в отличие от греков, не имело вкуса к театральному искусству, предпочитая более зрелищные зрелища: гонки на колесницах и гладиаторскую борьбу. Тем не менее, в столице существовало три театра, все они были построены в первом веке p.n.e., способные вместить в общей сложности около 50 000 зрителей. Помимо прочего, они использовались для постановки простых мелодраматических пьес, сопровождавших празднование светских праздников (ludi saeculares), и для организации музыкальных представлений.

Первый постоянный театр в Риме был возведен по инициативе Помпея Великого, который хотел таким образом отметить свои победоносные военные завоевания. Комплекс был торжественно открыт в 55 p.n.e., и театр был назван в честь основателя.

К сожалению, никаких видимых остатков этого здания до наших дней не сохранилось. Известно только, что он занимал территорию между современной площадью Кампо-де-Фьори в Риме и археологическим памятником Ларго-ди-Торре Аргентина. Скромным напоминанием о былом строении является арочная форма улицы Виа ди Гротта Пинта, которая даже идеально повторяет планировку зрительного зала античного театра.

Идея построить еще один монументальный театр родилась в голове Юлия Цезаря. Он хотел построить великолепное сооружение, которое превзошло бы величие комплекса, основанного его соперником Помпеем. Однако он не дожил до завершения строительства, которое продолжил первый римский император Октавиан Август.

Портик Октавии - Рим

Третьим театром в Риме был театр Бальбуса, который стоял рядом с двумя предыдущими. Он также не сохранился до наших дней, но были найдены фрагменты зданий, расположенных непосредственно за его сценой. Сегодня эти руины являются частью национального музея Museo Nazionale Romano Crypta Balbi.

Читайте также:  Арка Константина Великого в Риме

Театр Марцелла в Риме

Театр Марцелла: история и архитектура

Строительство здания было начато еще при жизни Юлия Цезаря. Они начали с подготовки места для строительства, что включало снос части Цирка Фламиния и перемещение или удаление окружающих зданий и храмов.

После смерти Цезаря в 44 p.n.e. ответственность за проект взял на себя Октавиан Август, который довел строительство до конца. Завершенный театр был назван в честь его племянника и наследника Марцелла, который умер преждевременно (в возрасте всего 19 лет). Официальное открытие театра состоялось между 13 и 11 часами дня.n.e., хотя первые сценические представления были организованы там уже в 17 p.n.e.

Театр Марцелла и фрагмент колоннады храма Аполлона Сосия - РИМ

Театр Марцелла, построенный возле Тибра, стал архитектурной моделью для всех последующих зданий этого типа, построенных в Империи. Однако его план отличался от греческих театров.

Прежде всего, в римской архитектуре театры были самостоятельными зданиями, в то время как в греческом мире они были вырыты в естественных склонах. Оба типа зданий имели общий полукруглый зрительный зал, называемый кавеа, сцену и расположенное за ней сценическое здание.

Главным отличием был оркестр, так называлось пространство между сценой и зрительным залом. В случае театра Марцелла и других римских театров, он имел полукруглую форму и в нем размещались переносные кресла-кулисы, которые предназначались для представителей высших классов. В греческих театрах оркестр имел круглую форму и предназначался для хора, а не для зрителей.

Зрительный зал театра Марцелла выходил на Тибр и вмещал до 20 500 зрителей. Выполненный исключительно из травертина, фасад зрительного зала состоял из трех уровней.

Первые два имели аркадную форму (41 аркада на каждом уровне). Первый этаж был украшен колоннами в дорическом ордере, а следующий — в ионическом. Интересно, что это было, вероятно, первое использование двухэтажной колоннады в римской архитектуре.

Читайте также:  Катания - достопримечательности, интересные места, памятники

Театр Марцелла и фрагмент колоннады храма Аполлона Сосия - РИМ

Последний третий этаж, который не сохранился до настоящего времени, вероятно, имел форму простой стены без аркад, украшенной пилястрами. Верхний уровень зрительного зала театра, как и Колизея, вероятно, был заполнен исключительно деревянными скамьями, предназначенными для низших слоев общества.

Сегодня точно неизвестно, до каких пор театр использовался. Возможно, что впервые он рассматривался в качестве источника строительного материала уже в 4 веке. Однако из сохранившихся источников мы знаем, что здание сцены, которого сегодня не существует, все еще стояло в 421 году.

Дальнейшая история

После падения Западной империи и прихода христианства театр Марцелла разделил судьбу других монументальных языческих сооружений — в течение последующих веков с ним обращались как с каменоломней и разбирали по частям. В 11 или 12 веке остатки зала попали в руки семьи Пьерлеоне, которые включили древнее сооружение в свою укрепленную цитадель, простиравшуюся от Тибра до Капитолия.

Археологический участок с театром Марцелла в Риме

В 1368 году право на участок перешло к семье Савелли. Менее чем через 150 лет они решили заменить средневековые здания дворцом в стиле ренессанс.

Для выполнения этой сложной задачи был приглашен Бальдассар Перуцци, ученик Донато Браманте, построившего несколько ранее великолепную виллу Фарнезина. Архитектор аккуратно включил сохранившийся фасад римского театра в новую резиденцию.

В 18 веке дворец стал собственностью семьи Орсини, которые внесли в него некоторые изменения, хотя в основном внутри резиденции.

Археологический участок с театром Марцелла в Риме

Театр Марцелла сегодня и памятники в этом районе

Два нижних уровня с 12 арками в каждом, которые остаются неотъемлемой частью задней стены дворца Орсини (Палаццо Орсини), сохранились до наших дней. Они составляют менее трети первоначального внешнего фасада. Его можно увидеть с улицы Виа дель Форо Пискарио (вид вблизи) или Виа дель Театро ди Марчелло (вид издалека).

Археологические раскопки театра Марцелла в Риме

Напротив театра Марцелла находится фрагмент колоннады храма Аполлона работы Сосия от 433 года, состоящий из трех мраморных колонн. p.n.e., который был построен в благодарность за избавление города от чумы. Комплекс был перестроен в 34 p.n.e. во время правления консула Гая Сосия, отсюда и вторая часть названия. Близость театра и храма не случайна, поскольку первый должен был стать местом проведения сценических представлений, устраиваемых по случаю ежегодного и девятидневного праздника Аполлона Медикуса (Целителя).

Читайте также:  Кастель Гандольфо - посещение летней резиденции римских пап

Фрагмент колоннады храма Аполлона Сосия - Рим

ФОТО: 1. Фрагмент колоннады храма Аполлона Сосийского; 2. Театр Марцелла.

Сегодня театр Марцелла (без возможности войти в сам дворец) и храм Аполлона являются частью небольшой археологической зоны, доступной без билетов. Стоит прогуляться до конца отделенной территории и дойти до монументальных ворот, которые когда-то были входом в древний портик Октавии, а сейчас являются частью церкви Сант-Анджело в Пешерии.

Портик Октавии - Рим

Портик, который больше не существует, был основан Октавианом Августом на месте аналогичного, но менее впечатляющего сооружения, и получил свое название от имени сестры императора Октавии. Он был построен по прямоугольному плану с длиной сторон примерно 119 и 132 м. В его внутренней части находилось до пяти зданий, включая два храма и библиотеку.

В самом портике хранились бесценные произведения искусства, высеченные величайшими греческими мастерами: Фидием, Лисиппом (десятки бронзовых конных скульптур) и Скопасом. Здание было восстановлено в 203 году императором Септимием Севером, о чем напоминает надпись на архитраве, сохранившаяся до наших дней. Стоит отметить, что в Древнем Риме было много портиков, окружавших открытые дворы, но ни один из них не сохранился до наших дней.

Церковь Сант-Анджело в Пешерии

В этом районе также находился один из старейших римских цирков — Цирк Фламиния (Цирк Фламиния), который не сохранился до наших дней. Однако он не имел монументальной формы, известной по Circus Maximus, или типичной формы дорожки, а больше напоминал большой луг.

По этой причине там не проводились гонки колесниц, а также большинство конных скачек. Чаще, однако, он использовался для официальных встреч и парадов.

Вид через портик Октавии на церковь Сант-Анджело в Пешерии

Оцените статью
LiveTraveling.Ru
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Театр Марцелла в Риме: история и современность
Цены в Шотландии: практический обзор для туристов