Святилище Асклепия-целителя в Эпидавросе было одним из важнейших религиозных центров Древней Греции. Огромный комплекс зданий, от которых до наших дней сохранились лишь руины, был окружен монументальным театром, который сегодня является одним из лучших образцов мастерства древних архитекторов.
Эпидаурос расположен в восточной части Пелопоннеса, в пределах исторической земли Арголида. Здесь стоит отметить, что сам город располагался прямо на берегу Саронического залива, а культовый центр, который сегодня посещают толпы туристов, был основан примерно в 5 км вглубь острова, в живописной долине, окруженной лесистыми холмами.
Археологическое место святилища Асклепия вместе с театром входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Театр в Эпидавросе: величайший из театров древнего мира
Прислонившись спиной к склону холма, памятник считается самым красивым из всех сохранившихся античных театров. На основании записей Павсания (географа и путешественника, жившего во II веке) известно, что архитектором храма был Поликлет Младший, а возведен он был в конце IV века p.n.e. (около 330 р.n.e.) Первоначально здание состояло из трех частей: трибуны (называемой koilon, лат. cavea), сцена (orchestra) и ныне не существующее вспомогательное здание с гримерными (skene).
Дизайнер театра, разделив трибуны на две части, использовал интересный оптический прием — верхняя часть (гораздо более низкая) наклонена под более крутым углом, чем нижняя. Перед ним находится аллея, называемая диазома.
Нижние трибуны разделены на 12 сегментов по 34 ряда, а верхние — на 22 сегмента по 20 рядов в каждом. Зоны отдыха выполнены из серого и красноватого местного известняка. Объект может вместить до 12 000 зрителей.
К сожалению, мало что сохранилось от вспомогательного здания за сценой. Исследователи предполагают, что он был высотой 7,60 м и состоял из двух уровней, хотя от верхнего уровня ничего не сохранилось.
Трибуны театра сохранились до наших дней в очень хорошем состоянии. Мастерство постройки, должно быть, оценили и римляне, которые не внесли в нее никаких изменений. В настоящее время здесь по-прежнему проходят театральные представления, а днем это одна из крупнейших туристических достопримечательностей Пелопоннеса.
Святилище Асклепия
Театр был построен рядом со святилищем Асклепия, считавшегося в древнем мире целителем и богом врачебного искусства. Его храмы (называемые асклепийонами) выполняли роль древних больниц, которые были переполнены больными со всех уголков Греции. В общей сложности, возможно, существовало более 200 лечебных святилищ по всему греческому миру. (один из которых находился на склоне Акрополя в Афинах).
Знаете ли вы, что? Асклепий был сыном Аполлона и нимфы Коронис. Он прославился как знаток врачебного искусства, которому научился благодаря учениям кентавра Хирона.
Его культ отправлялся во многих центрах Греции, а самые важные святыни находились в Эпидавросе, Пергаме и на острове Кос. Асклепий считался целителем и одним из самых благосклонных греческих богов.
Святилище действовало с 6 века p.n.e. пока в IV веке не был введен запрет на поклонение языческим божествам. Каждые четыре года в городе проводились спортивно-драматические агоны (фестивали в честь героя) под названием Асклепий.
На обширной территории были возведены храмы, портики, полукруглые экседры для пациентов, стадион, алтари, стелы с описаниями чудесных исцелений и вотивные памятники. К сожалению, до наших дней сохранились лишь остатки зданий, хотя их фундаменты дают лучшее представление о реальных размерах комплекса.
Одновременно в святилище могут находиться до 800 нуждающихся. Они приходили с самыми разными заболеваниями. И хотя на месте археологических раскопок были найдены вотивные подношения в виде излеченных органов, из вотивных записей вырисовывается и менее реальная картина — например, одно из благодарений было посвящено счастливому концу… пятилетняя беременность женщины по имени Клео.
Как исцелялись древние греки?
Лечение больных осуществлялось священниками, проживающими в асклепийонах. С современной точки зрения, однако, этот ритуал может показаться несколько странным.
Все нуждающиеся в помощи должны были остаться на ночь в святилище, где, пройдя ритуал очищения, они ложились на окровавленные шкуры жертвенных животных в ожидании сна. Момент подготовки и ожидания, называемый инкубацией, считался самым важным из процедур.
После засыпания пациента посещал сам Асклепий, давая ему необходимые указания и предлагая лучшие лекарства.
Учитывая многочисленные вотивные приношения с благодарностью за излечение, эффективность этой терапии можно считать высокой. На практике священник играл в этом решающую роль, следя за тем, чтобы больные постились или правильно питались, соблюдали правила гигиены, занимались физическими упражнениями и имели возможность отдохнуть.
Смотритель храма также отвечал за массаж и применение целебных лекарственных трав. Может возникнуть соблазн сделать вывод, что древние жрецы были предшественниками естественной медицины. Безусловно, горячая вера тех, кого лечили, также оказывала определенное влияние на эффективность терапии.
Посетите
Археологический памятник Эпидаурос является достопримечательностью, на которую можно приобрести билет. Цены на билеты и время работы можно узнать на официальном сайте Министерства культуры Греции.
Посещение должно занять от 60 до 120 минут. Здесь можно посетить три части: театр, музей и раскопки в святилище.
Театр
Мы начнем наше посещение с наиболее сохранившегося из этих мест. Театр славится своей превосходной акустикой, которую каждый день проверяют отважные туристы и экскурсоводы.
Мы можем свободно гулять по трибунам объекта, и стоит подняться на самый верх, откуда лучше всего видна настоящая необъятность здания. С горы также открывается великолепный вид на окружающий ландшафт, состоящий из пологих волнистых холмов.
Музей
После посещения театра мы отправляемся в музей, где в небольшом помещении собраны многочисленные скульптуры и другие артефакты, найденные во время раскопок.
Совет Если в это время внутри проходит школьная экскурсия, лучше подождать и зайти сразу после них — иначе давка и шум могут утомить!
Коллекция музея включает предметы, датируемые от архаического периода до римских времен. Помимо крупных скульптур, мы также можем увидеть фрагменты зданий и разнообразные вотивные приношения.
Святилище Асклепия
Познакомившись с коллекцией музея, мы можем приступить к исследованию остатков древнего святилища. Комплекс был обширным, в районе было обнаружено почти 50 строений, хотя от большинства из них остались дословные остатки.
Большинство зданий построено еще до нашей эры. Самые ранние из них датируются 6 веком p.n.e.. Самые молодые — библиотека 2-го века и раннехристианская базилика 5-го века.
Центральным элементом святилища был храм Асклепия. Он был возведен около 375 года до н.э.n.e. разработанный Теодотосом. Здание имело форму дорического периптероса размером приблизительно 23 x 12 м. Внутри него находилась хриселефантиновая статуя Асклепия высотой 7 м работы Фрасимеда из Пароса.
Прямо рядом с храмом находилась мраморная ротонда (толос) диаметром менее 22 м, имевшая таинственное предназначение. Она поддерживалась двумя кругами колонн — внутренняя колоннада состояла из 14 коринфских колонн, а внешняя — из 26 дорических колонн. Согласно Павсанию, круглое здание было спроектировано вышеупомянутым Поликлетом Младшим.
Под толосом был обнаружен подземный лабиринт, служивший входом. Его поперечное сечение напоминает кротовую нору, что, возможно, намекает на то, что Асклепий, по преданию, был кротом до того, как принял человеческий облик (его имя, кстати, происходит от греческого слова, описывающего это животное).
Рядом с храмом Асклепия и ротондой можно увидеть абатон. Это была ступа длиной около 70 м, использовавшаяся в качестве спальни для пациентов, находящихся в инкубации в ожидании спасительного сына.
Другим примечательным сооружением, хотя до наших дней дошли лишь очертания его фундамента, был катагогежон, служивший гостиницей. Здание было построено по квадратному плану, разделенному на четыре равные части, и насчитывало до 160 комнат (расположенных на площади почти 6000 квадратных метров).
Во время экскурсии мы увидим остатки нескольких других достопримечательностей. Это :
- гестиаторион, служивший банкетным залом, где устраивались трапезы в честь Асклепия. Это впечатляющее здание было построено по прямоугольному плану 76 x 70 м. В римские времена в обширном перистиле (внутреннем дворе) был построен концертный зал (Одеон);
- стадион с остатками трибун и беговой дорожкой длиной около 181 м;
- малый храм Артемиды (320 р. p.n.e.);
- Римские и греческие бани;
- гимназии с дворцом;
- пропилеи (монументальный вход) около 300 года. p.n.e., которые в римские времена были превращены в храм;
- Раннехристианская базилика 5-го века.
Доступ и парковка
Близость к Афинам делает Эпидаурос одной из самых популярных достопримечательностей Пелопоннеса. К счастью, для посетителей подготовлена большая автостоянка, где мы легко найдем себе место. Его координаты: 37.596321, 23.073423.