Унеюв — один из немногих примеров головокружительной карьеры маленького города на польском туристическом рынке. Это произошло благодаря строительству современных термальных бассейнов, которые привлекали многочисленных туристов и пациентов. Однако не все знают, что Унеюв может похвастаться долгой историей и несколькими интересными памятниками.
Зарождение
Название города, согласно легенде, повторяемой его жителями, якобы происходит от брака между жившим здесь мужчиной-язычником и женщиной-христианкой (т.е. от "союза"). Однако мы не находим в источниках никаких свидетельств в поддержку такой теории. Поэтому следует считать, что мы имеем дело со словом, образованным от личного имени Uniej (имя основателя деревни или какого-то важного человека).
Историческое происхождение поселения связано с близлежащим замком в Спицимеже — резиденцией кастеляна. Вокруг этого опорного пункта возникло множество мелких поселений, из которых Унеюв в будущем должен был занять первенство и ведущую роль в регионе.
Первое упоминание об Унеюве содержится в Гнезненской булле 1136 года. Уже тогда он упоминается как собственность архиепископов Гнезненских. Изменение русла реки Варта и эффективная экономическая политика церковной иерархии привели к быстрому развитию города.
Civitas et castrum (город и замок)
Особой заслугой для города считается архиепископ Якуб Швинка (который, что интересно, умер в Унеюве в 1314 году), именно во время правления этого выдающегося архиепископа Унеюв получил городские права. К сожалению, никаких документов о местонахождении не сохранилось, поэтому историки помещают дату этого события между 1283 и 1285 годами.
Менее чем через пятьдесят лет после получения своих привилегий город пал жертвой тевтонских войск. 19 сентября 1331 года он был захвачен врасплох войсками Ордена.
В материалах более позднего Варшавского процесса сохранились свидетельства тех, кто выжил в боях (среди прочих командир и олдермен). Они указали число жертв (около 25 горожан) и описали ущерб, нанесенный захватчиками.
Интересно, что некоторые из свидетелей давали свои показания в Унеюве, в присутствии многих богатых и иностранных гостей. Это может указывать на то, что город довольно быстро восстановился после разрушения.
Кто знает, может быть, именно вторжение тевтонских рыцарей заставило их принять решение о строительстве кирпичного замка на месте бывших деревянных укреплений. Это произошло во время правления архиепископа Ярослава Богория Скотницкого.
Взлеты и падения
Вскоре после возведения замка Унеюв его захватили люди Бернарда из Гарбово, дворянина, который хотел отомстить за убийство своего брата (управляющего замком). Все это дело описал в своей хронике Янко из Чарнкува. Униёв оставался в руках Бернарда около двух недель, после чего ему было разрешено уйти по условиям договоров и оставить себе награбленное имущество.
Несмотря на эти и другие неурядицы, город развивался очень быстро. Создавались новые ремесленные гильдии и строились новые здания.
Даже серьезные пожары 1459, 1492 и 1525 годов (последний был результатом набега на город вавжинец Косьмидра Грущиньского) не помешали его развитию. Унеюв получил от Ягеллонов право организовывать три ярмарки в год.
Последующие века не были счастливыми для Унеюва — сожженный шведами, разграбленный во время Третьей Северной войны, охваченный пожарами, он разделил судьбу многих польских городов. Из гордой резиденции епископов он превратился в маленькое незначительное поселение.
После второго раздела Польши он был отдан пруссакам, которые конфисковали церковное имущество. С 1815 года он входил в состав Царства Польского при разделе России.
После Ноябрьского восстания город и замок были переданы генералу Карлу Вильгельму Толлю за его заслуги в подавлении польского восстания (интересный смелый план так называемой "польской революции"). "Маневр Паскевича" предположительно был создан генералом Толлем. Несмотря на успех, оно до сих пор критикуется военными историками — если бы не пассивная позиция поляков, предприятие могло бы закончиться большими потерями для русских).
Попытки экономического возрождения не увенчались успехом (вероятно, из-за сильной конкуренции со стороны Лодзи), и в 1870 году город потерял свои городские права. Она вновь обрела его только в 1919 году в свободной Польше.
20 век и современность
Во время Второй мировой войны в районе города проходили оборонительные бои между армией Познани и наступающей немецкой армией. В результате была обеспечена переправа для войск Великопольской кавалерийской бригады — однако большая часть зданий была разрушена.
Во время оккупации немцы убили большинство евреев Унеюва и значительную часть польской интеллигенции. Из-за политики, проводимой в стране Варта, польское сопротивление было ограниченным.
Основное внимание уделялось сбору информации или оружия и организации секретных наборов для польского населения. Город был оккупирован Красной Армией 18 января 1945 года.
В районе действовало отделение "Абажур 101" ("Солдаты в масках") под руководством Бронислава Куписа. 3 декабря 1945 года ему даже удалось занять город и захватить оружие.
В 1978 году в Унеюве были обнаружены геотермальные воды. Однако в течение всего коммунистического периода ничего не было сделано для их эксплуатации в каком-либо виде.
Даже повторное бурение в 1990-х годах, которое подтвердило предыдущее открытие, не изменило этого положения дел. Только в 2000 году началось строительство системы централизованного теплоснабжения. В 2008 году были построены термальные ванны, а благодаря тому, что подземная вода оказалась высокоминерализованной, Унеюв получил статус оздоровительного курорта.
Термальные ванны Унеюв
Комплекс бассейнов расположен за городом на левом берегу реки Варта, между мостом и епископским замком. Его трудно не заметить, поскольку здание довольно большое и оборудовано горками, которые хорошо видны со стороны дороги. Перед бассейнами есть бесплатная автостоянка.
Посетители, наслаждающиеся преимуществами горячей воды, могут провести время на двух уровнях. Открытые бассейны располагались на первом этаже (из-за высокой температуры воды они были открыты даже зимой)!), состоящий из джакузи, массажного бассейна, рассольного бассейна с гротом, детского бассейна, искусственной реки, двух горок и углубленного бассейна (глубина около 1,8 метра — остальные бассейны, кроме детского, имеют глубину около 1,2 метра).
На первом этаже находится ресторан (пребывание в нем не засчитывается в оплаченное время) и зона сауны за дополнительную плату. В нем туристы могут воспользоваться паровой и ароматической баней, двумя видами сауны, снежным гротом, бассейном с рассолом, ледяным бассейном, рассольной выпускной башней или санарием.
Цены в термальных ваннах
Текущий прайс-лист доступен на официальном сайте.
Памятники
Рыцарский замок
Прямо на выходе с моста находится характерное здание с фахверковым этажом. Это термальные ванны кастеляна, где посетители могут принять пенную ванну (включая шоколадную или пивную), увидеть реконструкцию камеры пыток, попробовать мед или посмотреть на смотровую башню. В связи с ремонтом Рыцарский кастеллум временно закрыт, хотя его владельцы обещают открыть его в ближайшее время.
Мельничная усадьба
К югу от моста находится мельничная ферма, которая представляет собой небольшой музей под открытым небом с усадьбой, двумя ветряными мельницами, животноводческим корпусом, коттеджем и амбаром. Посетители могут пообедать в местном ресторане, а школьные группы могут приобрести экскурсию с гидом.
Епископский замок и парк
Он был возведен в готическом стиле и, хотя много раз перестраивался, сохранил большую часть своего первоначального характера. Уже в середине 15 века стены были укреплены и добавлены башни, а в 16 веке к крепости были добавлены первые жилые элементы.
Затем была создана замковая часовня. В 17 веке по приказу примаса Польши замок был превращен в резиденцию в стиле барокко.
Во время правления епископов в замке находилась тюрьма (в Унеюве содержались еретики, а также скульптор Ганс Брандт, не выполнивший поручения капитула) и казна (перевезена в Унеюв во время Тринадцатилетней войны, возможно, опасаясь контратаки тевтонских рыцарей). Последняя значительная реконструкция была проведена представителями семьи Толль, которые создали в Унеюве летнюю резиденцию и разбили значительный ландшафтный парк.
С межвоенного периода замок использовался как гостиница (с небольшим перерывом на хранение зерна в сталинскую эпоху). Его посещение возможно только организованными группами, индивидуальные туристы могут войти в башню, откуда открывается вид на Унеюв и окрестности. Билет на башню стоит 5 злотых.
У крепости есть свой призрак — белая женщина. Неизвестно, кем она была при жизни: по одним источникам она была баронессой Толлой, по другим — Унейкой (женщиной, которая должна была спасти сокровища епископов, вытаскивая разбойников на болота).
Коллегиальная церковь Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Флориана
Несомненно, стоит увидеть эту красивую церковь, которая относится к средним векам. Первое упоминание о храме относится к 12 веку, однако он был разрушен рыцарями Тевтонского ордена.
Ярославом Богорией Скотницким здесь был возведен новый храм из камня, которым мы можем любоваться сегодня (слегка измененный после нескольких реконструкций). Несмотря на то, что церковь была сожжена во время Второй мировой войны, ее интерьер сохранил несколько интересных памятников. Характер этого места подчеркивают картины в стиле модерн, которые в течение многих лет были скрыты под слоем штукатурки.
Но самым интересным является саркофаг XVII века блаженного Богумила, святого покровителя города. Богумил (иногда его несколько преувеличенно называют святым) — одна из самых загадочных фигур польского средневековья.
Историки расходятся во мнениях практически по всем вопросам, связанным с его жизнью. Он был активен в XII веке и, возможно, был епископом Познани, а затем Гнезно (некоторые отождествляют его с архиепископом Петром).
Согласно более поздней легенде, иерарх устал от политических разборок, покинул свой пост и поселился в скиту близ Доброво. Церковь Святого Флориана находится в деревне Святого Флориана, где он умер и где его могила прославилась чудесами и стала местом паломничества (согласно записям коллегиальной церкви, это было очень популярное место паломничества еще в позднем средневековье).
Все указывало на то, что Богумил вскоре будет провозглашен блаженным. К сожалению, книга с записями чудес была одолжена шляхтичем Станиславом Глембоцким и сгорела вместе с его усадьбой.
Несмотря на попытки восстановить его и опубликовать в печати, возобновления судебного процесса пришлось ждать до 1908 года. В 1925 году Папа Пий XI разрешил культ Богумила.
Зофия Коссак-Щука оставила литературный рассказ о почитании бывшего епископа в одном из своих рассказов из сборника "Szaleńcy Boży" ("Безумцы Бога"). Убежденность в святости святого покровителя Унеюва в XVII веке была настолько сильна, что, не дожидаясь решения Ватикана, было приказано изготовить резной реликварий и перевезти тело из Доброво в Унеюв. Саркофаг-реликварий находится в часовне в левом нефе церкви.
Как добраться до Унеюва?
До Унеюва можно добраться на автобусе из Лодзи. Есть PKS (меньше рейсов, отправление со станции Лодзь Фабричная) и частные перевозчики (больше рейсов — ок. пятнадцать по будням и несколько по воскресеньям, отправляются от остановки "Лютомирская/Заходня").
Туристы на автомобиле могут добраться до Унеюва по национальной дороге 72 из Лодзи или по автомагистрали А2 из Варшавы (съезд на Вартковице и Домби). Термальные ванны расположены прямо рядом с замком на левом берегу реки Варта. К нему можно пройти по двум мостам — один для пешеходов, другой для автомобилистов (национальная дорога 72).