Верона (итал. Верона) — город, расположенный на реке Адидже, может похвастаться более чем 2000-летней историей, многочисленными памятниками и восхитительной кухней. Это было признано организацией ЮНЕСКО, которая включила город целиком в список Всемирного наследия.
Верона расположена на северо-востоке Италии, в административном регионе Венето.
В нашем путеводителе мы описали различные достопримечательности, тематические маршруты и интересные места Вероны. Тем не менее, мы начнем с представления некоторой полезной практической информации.
- Как посетить Верону? Краткий обзор города
- Веронская карта: способ дешево посетить Верону
- Верона: достопримечательности, памятники, тематические маршруты. Что посмотреть?
- Кастельвеккио: художественный музей в готическом замке и укрепленный мост
- Амфитеатр и площадь Бра
- Виа Маццини: представительная торговая улица
- Площадь Пьяцца делле Эрбе
- Дома Маццанти: Verona urbs picta
- Торре дей Ламберти: панорамный вид на старый город
- Площадь Пьяцца дей Синьори и Данте в Вероне
- Арка Скалигере: готические гробницы бывших правителей Вероны
- По следам Ромео и Джульетты
- Дом и балкон Джулии
- Дом Ромео
- Гробница Джульетты и музей фресок
- Памятник Ромео и Джульетте
- По следам древней Вероны
- Театр и археологический музей
- Арена
- Следы древних городских стен
- Museo Lapidario Maffeiano
- Арка Гави
- Порта Борсари
- Porta Leoni (Львиные ворота)
- Понте Пьетра
- По следам древних церквей
- Церковь Святого Петра. Зенон
- Кафедральный собор
- Памятники вокруг собора
- Церковь Святого Лаврентия. Церковь Анастасии
- Церковь Св. Фермо
- Церковь Святого Фермо. Церковь Святого Георгия — еще одна из тщательно охраняемых тайн Вероны
- Chiesa delle Santa Teuteria e Tosca: самая старая церковь в регионе
- Терраса в замке Сан-Пьетро: лучшая точка обзора для панорамного вида на старый город
- Giardino Giusti: сады эпохи Возрождения за рекой
- Несколько слов о холме Св. Питер
- Прогулка вдоль реки Адидже
- По следам городских укреплений
- Что поесть в Вероне? Краткое знакомство с местной кухней
- Верона: практическая информация
- Общественный транспорт
- Как добраться до Вероны?
- Прибытие на поезде
- Прибытие на автомобиле: где припарковаться в Вероне?
Как посетить Верону? Краткий обзор города
Верона — город-мечта, который можно открыть для себя пешком. Большинство достопримечательностей и памятников можно найти в небольшом районе Читта Антика и его ближайших окрестностях. Città Antica приблизительно совпадает с районом древней Вероны и имеет форму полуострова, окруженного с трех сторон серпантином реки Адидже.
Планировка исторического старого города не слишком отличается от других укрепленных итальянских городов. Из-за нехватки места здания тесные, а улицы узкие.
На восточной стороне Адидже возвышается холм Св. Собор Святого Петра. Его стратегическое расположение ценилось с незапамятных времен.
Самые известные достопримечательности на вершине холма — это смотровая терраса крепости Сан-Пьетро, руины римского театра (включая музей) и сады Джусти.
Заслуживает внимания район Сан-Дзено, который развивался вокруг базилики Сан-Дзено Маджоре, построенной за стенами города. По воскресеньям на огромной площади перед храмом организуется рынок антиквариата, а в другие дни туристов, прогуливающихся по району, ожидает неспешная атмосфера и многочисленные образцы исторических зданий.
И сколько времени лучше всего планировать на посещение Вероны? При хорошем плане, за два полных дня мы должны увидеть большинство памятников исторического центра и посетить самые важные музеи.
Однако если вы хотите пройти по маршруту древних укреплений и лучше узнать холм Святого Петра, вы можете посетить Верону. Собор Святого Петра лучше добавить к поездке как минимум один день.
Веронская карта: способ дешево посетить Верону
состояние на март 2021 года
Посещение итальянских городов не всегда дешево. Иногда даже приобретение туристической карты может сильно опустошить ваш кошелек. К счастью, власти Вероны придумали действительно экономичную карту, которая гарантирует бесплатный вход в большинство основных достопримечательностей и позволяет бесплатно пользоваться общественным транспортом.
ФОТО: 1. Палаццо делла Раджионе и башня Торре дей Ламберти; 2. Памятник Данте — площадь Пьяцца деи Синьори.
Карта Verona Card выпускается в двух вариантах: 24-часовой за 20 евро и 48-часовой за 25 евро. Вы пройдете с ним практически по всем достопримечательностям, которые мы описали. Исключение составляют сады Giardino Giusti (где предоставляется скидка 50%) и экскурсия в библиотеку главы (без скидки).
Читайте также: Карта Вероны: обзор официальной туристической карты
ФОТО: 1. Porta Leoni — Львиные ворота и древние руины под мостовой; 2. Скульптура Джульетты (перед домом Джульетты).
Верона: достопримечательности, памятники, тематические маршруты. Что посмотреть?
Кастельвеккио: художественный музей в готическом замке и укрепленный мост
Кастельвеккио, или просто Старый замок, — это готическая крепость XIV века, построенная на берегу реки Адидже Кангранде II делла Скала. Этот правитель стал известен как деспот, заботившийся только о собственном кармане, и за время своего короткого правления получил прозвище Бешеный пес, а его подданные с радостью отрубили бы ему голову.
Кроме того, учитывая, что соседние державы (особенно Милан и Венецианская республика) с недоверием относились к действиям семьи Скала, семья Скала оказалась в незавидном положении.
Желая защитить себя от всех врагов, Кангранде II построил монументальную крепость, которая была защищена как со стороны города, так и снаружи. Кроме того, он приказал построить мост в исключительном распоряжении правящей семьи, по которому он и его свита могли быстро покинуть город. В конце концов его лишил жизни родной брат, но основанная им крепость осталась самым большим пережитком былого могущества семьи Скалигери.
Замок Кастельвеччо несколько раз перестраивался на протяжении веков, а в начале 19 века войска Наполеона даже лишили его всех башен. Амбициозный проект по восстановлению здания в его первоначальном готическом виде был осуществлен в первой половине 20-го века. Одним из восстановленных памятников стала Часовая башня (Torre dell'Orologio).
Здание получило значительные повреждения во время Второй мировой войны. После окончания войны приступили к восстановлению моста, который сегодня нелегко узнать — немцы снесли его почти полностью. Мост открыт для посещения, и мы можем даже прогуляться по его тиру (но лучше не сходить с ума, так как на нем нет ограждений).
Реконструкция самого замка началась только в 1960-х годах. Архитектор Карло Скарпа был ответственен за проект преобразования здания в музей, сохранив при этом его готический характер, и результаты его усилий восхищают и сегодня.
Расположенный сегодня в замке, Музей Кастельвеккио является самым важным художественным музеем Вероны. Посетители могут насладиться : картинные галереи, наполненные картинами и фресками местных мастеров, галерея скульптур, оригинальные дворцовые фрески, конные памятники, взятые из знаменитых гробниц семьи делла Скала, доспехи, оружие. Помимо посещения музейных залов, мы также сможем войти в стены и осмотреть реконструированную башню.
Даже если вы не планируете посещать музей, стоит взглянуть на внутренний двор замка и прогуляться по мосту.
Подробнее об истории замка и коллекции, выставленной в его стенах, вы можете прочитать в нашей статье Кастельвеккьо в Вероне: художественный музей в готическом замке.
Не пропустите в этом районе: На площади, прилегающей к замку, находится восстановленная римская арка Гавиуса, о которой мы писали подробнее в разделе о древних памятниках.
Амфитеатр и площадь Бра
Римский амфитеатр, известный местным жителям как Арена ди Верона, является одним из величайших символов города. Здание сохранилось в таком хорошем состоянии (фактически, "только" утрачено) внешнее кольцо фасада), что сегодня здесь проходят многочисленные оперные представления и концерты.
В течение дня амфитеатр открыт для посетителей. Внутри, однако, вы не найдете никаких выставок или экспозиций. Вместо этого вы сможете прогуляться по трибунам, пройтись по коридорам и постоять на арене.
Подробнее о посещении этого памятника читайте в нашей статье Амфитеатр Вероны: визит на античную арену
Амфитеатр стоит на оживленной площади Бра, окруженной многочисленными кафе и ресторанами. Совсем рядом находится музей Лапидарио Маффеано (мы упоминали о нем в разделе о древней Вероне).
Пока вы там, стоит заглянуть в Ворота Бра (итал. Portoni della Bra), на котором в конце XIX века были установлены часы.
Если предположить, что Ромео существовал на самом деле, то, вероятно, именно здесь он покинул город, направляясь в Мантую. Аналогично интерпретируют его и власти Веронезе, которые установили на воротах табличку с цитатой из пьесы Шекспира.
Не упустите возможность побывать в этом районе! Рядом с амфитеатром скрывается менее известный остаток древней Вероны. На небольшой площади Piazzetta Mura Galliano можно увидеть остатки древней оборонительной стены, включенной в стены более поздних зданий.
Виа Маццини: представительная торговая улица
Виа Мадзини — одна из самых представительных улиц старого города. По всей его длине расположены многочисленные магазины брендовой одежды. С точки зрения туриста, ищущего историческую атмосферу или интересную архитектуру, здесь довольно мало интересного — одним из немногих исключений является неоклассическая Лоджия Арведи 1816 года.
Виа Мадзини соединяет две самые известные площади города: Пьяцца Бра и Пьяцца делле Эрб. Часть улицы была проложена в римские времена, а остальная часть возникла после сноса группы средневековых зданий.
Площадь Пьяцца делле Эрбе
Пьяцца делле Эрбе. Площадь трав) — самая известная из площадей Вероны, которую без преувеличения можно назвать открытым музеем архитектуры и истории города.
Когда-то здесь находился форум, общественный центр древней Вероны. Собственно, рыночная функция этого места никогда не менялась — после падения империи здесь был устроен рынок, и сейчас большую часть площади занимают ларьки (в основном сувенирные).
В 14 веке, когда городом правила семья делла Скала (Скалиджери), был начат проект по восстановлению площади в ее представительном виде. Пол сделан из материала, взятого из римских руин.
Центр площади украшен фонтаном, основанным в 1368 году Каниньорио делла Скала. Его венчает Веронская Мадонна, скульптура, состоящая из античного торса и прикрепленной к нему средневековой головы.
Позже, ближе к северному концу площади, была возведена колонна с крылатым львом Святого Петра. Церковь Святого Марка, свидетельство венецианского господства в регионе.
В последующие десятилетия и столетия вокруг площади были построены великолепные здания и дворцы. Одним из первых был построен Дом Меркатора, который использовался как резиденция гильдий купцов. Вы увидите его с западной стороны — это низкое кирпичное здание, увенчанное кастеллами.
Восточный фасад образуют дома Маццанти, покрытые росписью, и Палаццо делла Раджионе, о котором мы подробнее писали ниже в этой статье.
На северной стороне находится дворец Маффеи в стиле барокко. Фасад этой резиденции демонстрирует типичное великолепие этого стиля. С верхней части фасада на площадь смотрят статуи шести римских божеств — Геркулеса, Юпитера, Венеры, Меркурия, Аполлона и Минервы.
На площади Пьяцца делле Эрбе также можно увидеть две высокие жилые башни. В прошлом в историческом центре города их могли быть десятки, но до наших дней дошли единичные экземпляры.
Рядом с дворцом Маффеи находится Торре-дель-Гарделло, построенная в 1370 году. На его фасаде были установлены первые общественные часы в Вероне. К сожалению, в 1812 году он был разобран с неизвестной целью (возможно, продан), но следы его до сих пор видны.
Самая известная из башен — Торре дей Ламберти, на вершине которой создана популярная смотровая терраса.
Совет! Помните, что площадь Пьяцца делле Эрбе — одно из самых многолюдных мест в Вероне, но если вы придете сюда рано утром или позже, вас ждет гораздо более спокойная атмосфера.
Дома Маццанти: Verona urbs picta
Здания на восточной стороне площади Пьяцца делле Эрбе известны как дома Маццанти (итал. Case Mazzanti). Их фасады украшены великолепными фресками Альберто Кавалли — уникальным примером ренессансных украшений, которые в прошлом покрывали многочисленные резиденции и дворцы старого города.
Верона эпохи Возрождения была известна как urbs picta, или "город красок". Первые настенные росписи начали появляться уже в конце Средневековья, но их расцвет пришелся на эпоху Возрождения.
Это не всегда были огромные произведения искусства — иногда создавались лишь небольшие фигурки святых или покровителей. По оценкам, до нескольких сотен домов имели даже самую незначительную внешнюю роспись.
Самые великолепные картины, часто покрывающие каждый сантиметр фасада, украшали дома самых богатых семей. Между окнами были написаны монументальные сцены, часто с мифологическими мотивами. В случае с фризами узор тянулся по всей ширине здания.
Совет! Если вы хотите узнать больше о настенной живописи Веронезе, как внешней, так и внутренней, то лучшего места, чем Музей фресок (итал. Museo degli Affreschi).
Это заведение известно в основном благодаря предполагаемой гробнице Джульетты, но именно коллекция фресок является его величайшим сокровищем.
Другие "нарисованные дома": Еще несколько примеров внешнего декора сохранилось в Вероне. Два здания, покрытые росписью, примыкают к древним воротам. Первую можно увидеть на улице Леончино 3 (рядом с Порта Леони), а другую — на площади Ларго Гвидо Гонелла (рядом с Порта Борсари).
Торре дей Ламберти: панорамный вид на старый город
Торре дей Ламберти высотой 84 м — одна из самых известных башен Вероны. Его происхождение восходит к 1172 году. Первоначально это была независимая жилая башня семьи Ламберти, но через некоторое время ее включили в состав дворца Раджоне (Палаццо делла Раджоне), превратив в городскую колокольню.
Хотя происхождение здания романское, в 15 веке оно приобрело некоторые готические черты. Реконструкция была вынужденной из-за повреждений, вызванных ударом молнии в 1403 году.
Наиболее яркой новой особенностью является восьмиугольная мраморная колокольня, венчающая здание. Часы на башне были установлены только в 1798 году.
Сегодня башня Торре дей Ламберти является популярной точкой обзора, откуда открывается панорамный вид на исторический старый город. Билет на башню стоит 8 евро и также дает доступ в Галерею современного искусства (Galleria d'Arte Moderna). По понедельникам, когда галерея закрыта, билет на башню стоит €5. [по состоянию на 2020 год]
На смотровую площадку можно подняться по лестнице (нужно преодолеть 368 ступенек) или на лифте за небольшую дополнительную плату.
Не пропустите! Внутренний двор Палаццо делла Раджионе украшен великолепной лестницей 15 века из красного веронского мрамора, которая ведет в Галерею современного искусства (Galleria d'Arte Moderna), занимающую верхний этаж.
Площадь Пьяцца дей Синьори и Данте в Вероне
Пьяцца дей Синьори — одна из самых великолепных площадей города. Он окружен дворцами, построенными семьей делла Скала и перестроенными позже венецианской администрацией. Название площади происходит от слова signoria, которое использовалось в средневековых итальянских городах для обозначения органа управления городом.
Среди наиболее важных памятников площади стоит упомянуть:
- Палаццо дель Подеста — дворец, занимаемый Подестой, как титуловался самый важный правитель города. В венецианскую эпоху был добавлен монументальный портал, увенчанный львом Святого Петра. Площадь расположена на восточной стороне площади Святого Марка;
- Палаццо делла Раджионе, упомянутый в предыдущем параграфе;
- Палаццо ди Кансиньорио — комплекс, прилегающий к Палаццо делла Раджионе, был построен в середине XIV века. Первоначально он имел вид крепости, о чем напоминает массивная башня того периода. В венецианские времена здание получило новый фасад, спроектированный Микеле Санмичелли. (к юго-востоку от площади);
- Лоджия дель Консильо 1476 года, один из первых образцовых примеров архитектуры эпохи Возрождения во всем регионе Венето (к северо-востоку от площади).
В центре площади Пьяцца дей Синьори стоит статуя Данте, который нашел убежище в Вероне после изгнания из Флоренции. Поэт был гостем при дворе делла Скала в течение семи лет.
В то время он проводил долгие часы в библиотеке капитула, одном из старейших читальных залов в Европе, где он написал части "Божественной комедии". В знаменитой поэме есть упоминания о Вероне, в том числе о Кангранде I, самом знатном правителе из рода делла Скала.
Не пропустите! Площадь Пьяцца дей Синьори примыкает к площади Пьяцца делле Эрбе. Под одной из арок, возвышающихся над проходом, соединяющим две площади, называемым Арко делла Коста, висел…
Ребро кита (или какого-либо доисторического существа). Не совсем ясно, откуда он взялся в Вероне — среди различных теорий нам больше всего нравится та, что его принес один из участников крестового похода. Однако существует распространенное суеверие, что ребро будет висеть до тех пор, пока не упадет на первого проходящего под ним человека с чистым сердцем и совестью.
Арка Скалигере: готические гробницы бывших правителей Вероны
К площади Пьяцца дей Синьори примыкает церковь Санта-Мария Антика (итал. Chiesa Rettoriale di Santa Maria Antica), которая в XIII и XIV веках служила частной часовней правящей семьи делла Скала (также известной как Скалигери) города. На площади, прилегающей к церкви, был создан представительный некрополь под открытым небом, где были возведены готические надгробные памятники, которыми восхищаются до сих пор.
Прежде чем написать несколько слов о самих гробницах, стоит кратко рассказать о семье делла Скала, уже неоднократно упоминавшейся в нашем путеводителе.
Начало их власти было положено Мастино I делла Скала. В 1259 году он был избран на должность подесты, как титуловался самый важный муниципальный чиновник.
Хотя он недолго наслаждался этим положением, он успел начать подготовку к принятию полной власти. Ему помогло то, что он был одним из фаворитов веронцев и даже стал капитаном веронского народа, хотя в то время мало кто представлял, что начнется период безраздельного правления одной династии, который продлится более 150 лет.
Мастино I добился значительных дипломатических успехов и заложил основы зарождающейся державы, но в итоге не снискал особой славы. Он был вероломно убит в проходе дома Маццанти, о чем напоминает мемориальная доска на стене.
В 1311 году Кангранде I взял на себя правление Вероной и внес золотую запись в ее историю. Он организовал великолепный суд, осуществил грандиозные строительные проекты и, кроме того, подчинил себе многие другие города региона, включая Падую, Тревизо и Виченцу.
Он также стал известен как меценат и покровитель искусств. В течение семи лет он принимал Данте, изгнанного из Флоренции, который представлял его как лучшего кандидата на объединение Италии.
Со смертью Кангранде в 1329 году начался медленный упадок династии. Правление семьи Скалиджери окончательно завершилось в 1387 году.
Пора возвращаться в сам некрополь. Она имеет форму небольшой площади, прилегающей к церкви. Он был окружен оградой из кованого железа, перемежаемой колоннами, увенчанными статуями святых.
Над саркофагами возвышаются навесы с конными статуями умерших. Эти работы считаются одними из лучших образцов поздней готики на итальянских землях.
Первая из возведенных гробниц принадлежит самому Кангранде I. Ему еще не придали форму самостоятельного сооружения, но включили непосредственно в фасад церкви. Если вы посмотрите на саркофаг, то заметите, что его поддерживают две собаки.
При этом архитектор намекнул на прозвище правителя, которого называли Великим Псом. На вершине навеса стоит копия конной статуи, изображающей Кангранде с его характерной улыбкой. Оригинал хранится в замке Кастельвеккьо, как и меч, найденный после вскрытия саркофага.
Гораздо более впечатляющими являются гробницы Мастино II и Кансиньорио, которые представляют собой независимые сооружения. Скульптура лошади, венчающая козырек первого здания, также была заменена копией. Вторая гробница, с другой стороны, считается самой романтичной и рыцарской из всех.
Следующие два памятника менее внушительны. Гробница Альберто II вообще не получила балдахина, а саркофаг Иоанна был встроен в стену храма.
В летний сезон некрополь открыт для посещения за небольшую плату. В нерабочие часы и в остальные месяцы мы можем любоваться им только снаружи.
По следам Ромео и Джульетты
За стенами Вероны нет, нет мира, Только пытки, чистилище, сам ад! Следовательно, быть изгнанным — значит быть изгнанным из мира; быть изгнанным из мира
Уильям Шекспир Ромео и Джульетта толпа. Юзеф Пашковский
Вот как Ромео красочно разрешил вопрос о своем изгнании с отцом Лауренти. Трудно не заметить, что Уильям Шекспир очень любил Верону, но не сам город, а его изображение, поскольку сам он, вероятно, никогда не посещал его.
В произведениях английского поэта сцены из Вероны также появляются в комедии "Два веронских джентльмена", и Петручио, один из главных героев "Укрощения строптивой", изображен в виде веронского дворянина.
Знаете ли вы, что? Английский поэт был не первым, кто описал историю этой конкретной пары.
Несколькими десятилетиями ранее их судьба была описана его соотечественником Артуром Бруком, а до него — итальянскими писателями. В 1553 году была опубликована история под названием. "Несчастная любовь двух верных влюбленных Джульетты и Ромео" была опубликована уроженцем Вероны Джерардо Болдиери. Поэтому существует хотя бы тень вероятности того, что местные авторы основывались на устных рассказах о реальных событиях, которые передавались из поколения в поколение.
Хотя в "Ромео и Джульетте" Шекспира нет ни одного упоминания о конкретном месте, было выбрано несколько мест, которые могли бы подойти для этой истории. Еще в 17 веке странники осматривали дом, якобы принадлежавший прародителям семьи Джульетты, а также ее могилу.
Надо сказать, что итальянский город смог превратить популярность драмы в огромный актив для себя. Менее 100 лет назад два здания гробницы были превращены в полноценные туристические достопримечательности, которые и сегодня привлекают толпы посетителей.
Дом и балкон Джулии
Вряд ли найдется много туристов, которые, посещая Верону, не заглянули бы во внутренний двор дома Джульетты, расположенного всего в нескольких шагах от площади Пьяцца делле Эрбе, где под знаменитым балконом неизменно собираются толпы людей.
Многочисленные люди пытаются пробиться к скульптуре, изображающей главного героя драмы, желая… держать правую грудь, которая, согласно суеверию, должна приносить удачу в сердечных делах. Трудно удержаться от соблазна прокомментировать, что в этом мало романтики! Внутренний двор — одно из самых оживленных мест Вероны, но в основном днем, поэтому если вы хотите сделать спокойную фотографию, лучше приходить утром или ближе к вечеру.
Что касается самого Дома Джульетты, то, хотя некоторые его части датируются XIII веком, на протяжении истории он неоднократно расширялся и выполнял различные функции (m.в. отель). Первоначально принадлежал семье Капелло, которая была тесно связана с Капулети. В 1930-е гг. предыдущего века, восстановили готические черты, пристроили балкон (которого изначально не было) и превратили его в туристическую достопримечательность.
Дворец открыт для посещения. Его интерьеры, однако, не предлагают многого — есть несколько комнат, по которым можно пройтись, полных мебели и костюмов из фильма Франко Дзефирелли 1968 года, витрин (m.в. с керамикой) и камины.
Последним пунктом экскурсии является вход на балкон. На весь визит вам потребуется не более 30 минут.
Совет Каждый день на балконе собираются толпы туристов. Если вы не хотите заходить в музей, а просто хотите сфотографироваться, лучше всего приходить утром или позже, когда здесь гораздо тише.
Подробнее: Дом и балкон Джульетты в Вероне
Дом Ромео
Поскольку дом Джульетты был отмечен, как мог пропасть дом Ромео (итал. Casa di Romeo). Однако в данном случае речь идет о частном здании, посетить которое невозможно, о чем будет свидетельствовать табличка на стене и многочисленные надписи, оставленные туристами.
Дом Ромео находится в переулке за гробницами Скалигьери. Тем не менее, здание представляет собой интересный пример готического особняка.
Если вам повезет, вы найдете ворота открытыми и сможете заглянуть во внутренний двор. Конечно, было бы обидно растолстеть здесь издалека, но почему бы не взглянуть, пока вы находитесь в этом районе.
Гробница Джульетты и музей фресок
Другим объектом, связанным с историей знаменитых влюбленных, является гробница Джульетты, которая на самом деле представляет собой пустой саркофаг, выставленный в склепе, расположенном в бывшем францисканском монастыре. Этот комплекс был основан за пределами городских стен и находится немного в стороне от строгого исторического центра.
По сравнению с домом Джульетты, гипотеза, связанная с ее могилой, гораздо более убедительна, хотя и в ней есть важные пробелы. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье Гробница Джульетты в Вероне (Tomba di Giulietta) и Музей фресок.
Сам склеп является лишь одной из частей комплекса, в котором находится Музей фресок. Museo degli Affreschi G.B. Cavalcaselle).
На наш взгляд, это одна из самых интересных достопримечательностей Вероны, и мы можем рекомендовать ее всем, кто интересуется ее историей. В бывших помещениях монастыря хранятся не только фрески, взятые из интерьеров церквей, но и отдельные картины, украшавшие в прошлом внешние стены дворцов!
Внутренний двор бывшего монастыря служит лапидарием средневековых скульптурных элементов, а в подвале выставлены римские амфоры.
Практическая информация:
Гробница Джульетты не является самостоятельной достопримечательностью, и чтобы увидеть ее, необходимо приобрести билет в Музей фресок.
Памятник Ромео и Джульетте
В парке, окружающем небольшую площадь Индепенденца, была представлена скульптура пары влюбленных, выполненная в более современной форме.
Расположение не случайно — сад находится на дороге между домами Джульетты и Ромео. Это также одно из немногих мест в историческом старом городе, где можно отдохнуть в зеленой обстановке.
По следам древней Вероны
Истоки Вероны переплетаются с важным римским торговым маршрутом Via Postumia. Эта дорога, проложенная во II веке p.n.e.
Маршрут протяженностью более 500 км проходил по региону, известному как Приальпийская Галлия. Если посмотреть на современную карту Италии — она начиналась более или менее в Аквилее и заканчивалась около Генуи.
Виа Постумиа пересекала реку Адидже возле холма Святого Лаврентия. Здесь находится собор Святого Петра, в котором по крайней мере с 6 века п.n.e. находилось поселение племени сеноманов. Римляне быстро оценили стратегическое положение холма и к 89 г. по.n.e. основал на нем колонию и воздвиг храм, не сохранившийся до наших дней.
В 49 р.n.e. Верона получила статус муниципия, а ее жители, как граждане приальпийской Галлии, могли называть себя гражданами Рима.
Был начат амбициозный проект по развитию западного берега Адидже — в последующие десятилетия был заложен форум, возведены оборонительные стены (правда, только с двух сторон, поскольку часть города защищалась естественным руслом реки) и построены другие общественные здания. Однако самым впечатляющим зданием был театр, который находился на восточной стороне и занимал склон холма Святого Петра. Питерский.
В конце концов, был создан немаленький и богатый город, который использовал все преимущества своего расположения на важном торговом пути и близости к заморскому миру.
До наших дней сохранилось несколько впечатляющих следов римской истории города. Было бы преувеличением сказать, что исторический старый город — это музей древности под открытым небом, но сторонникам этого периода здесь скучать не придется. Ниже мы кратко опишем некоторые из наиболее важных римских достопримечательностей Вероны.
Театр и археологический музей
С момента возникновения города римский театр был построен на восточной стороне Адидже, на склоне холма Св. Собор Святого Петра.
Из-за повреждений, вызванных землетрясениями и многочисленными наводнениями, здание было заброшено еще в римские времена. После падения империи он медленно исчезал из местного ландшафта, покрываясь все новыми зданиями, пока его полностью не закрыли церкви, монастырь и светские резиденции.
Только в XIX веке веронский купец Андреа Монга купил право на весь склон холма и начал поиски остатков древнего сооружения. Его проект был продолжен в следующем столетии муниципальными властями, в результате чего стали известны первоначальный зрительный зал, части террас и другие руины. В конце концов, кавеа (трибуны) были раскрыты полностью, хотя одно единственное здание сохранилось — церковь Санти Сиро и Либера, которая интригующе контрастирует с древними ступенями.
В настоящее время римский театр является частью археологического музея (Museo Archeologico al Teatro Romano), который был создан в историческом монастыре, возвышающемся над памятником. По нашему мнению, это место должно быть обязательным для посещения всеми любителями старины.
Его обширная коллекция включает в себя : мозаики, скульптуры и произведения из стекла и бронзы. Кстати, с террас комплекса открывается великолепный вид на горизонт старого города.
Подробнее о музее и истории театра вы можете прочитать в нашей статье Римский театр (Teatro Romano) в Вероне.
Арена
Мы уже упоминали об Арене Вероны, возведенной в первом веке. Этот амфитеатр был третьим или четвертым по величине из когда-либо возведенных в пределах современной Италии. Трибуны, коридоры и сама арена сохранились до наших дней.
Памятник открыт для посещения. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашем тексте Амфитеатр Вероны: посещение древней арены.
Следы древних городских стен
Почти ничего не сохранилось от римских укреплений, которые когда-то окружали город. Небольшой его фрагмент, использованный при строительстве более поздних зданий, можно увидеть на крошечной площади Пьяццетта Мура ди Галлиено, которая скрывается прямо за Ареной.
Эти стены относительно молодые. Построенная по инициативе императора Галилея в III веке, она должна была помочь защитить город от возможного вторжения варваров.
Museo Lapidario Maffeiano
В нескольких шагах от амфитеатра находится одна из менее известных достопримечательностей Вероны — музей Лапидарио Маффеано. Основателем музея был уроженец Вероны Франческо Сципион Маффеи, известный писатель и художественный критик, посвятивший львиную долю своей жизни изучению древностей и собиранию антиквариата. В середине 1745 года, желая представить свое наследие всему миру, он основал лапидарий, который является одним из старейших публичных музеев в мире.
Музей существует и по сей день. Коллекция разделена на две части: греческую и этрусско-римскую. Часть коллекции также выставлена во внутреннем дворе.
Среди экспонатов можно увидеть : древние надписи, фрагменты гробниц и памятников, вехи (в том числе с дороги Via Postumia) и различные другие резные каменные элементы.
Совет!
Музей открыт очень недолго, только до 14:00. Если вы хотите посетить его, вы можете купить комбинированный билет с амфитеатром или замком Кастельвеккьо. Музей закрыт по понедельникам. [по состоянию на 2020 год]
Арка Гави
В месте, где Виа Постумиа ответвляется в сторону древней Вероны, примерно в 500 м от городских стен, стояла Арка Гави (Арко дей Гави). Она имела форму триумфальной арки и была свидетельством процветания ее основателей, местной семьи Гавиус. В период своего расцвета ниши здания были украшены многочисленными надписями и скульптурами.
Сооружение было включено в ход новых городских стен после падения Западного Рима и сохранилось до начала XIX века. В эпоху Возрождения он был популярным объектом изучения среди историков и архитекторов, включая самого мастера эпохи Возрождения Андреа Палладио.
Окончательная гибель зданий наступила в наполеоновский период. В 1805 году французская армия снесла памятник, объяснив это необходимостью улучшить въезд в центр города.
К счастью, в 1930-е гг. В 1970-х годах арка Гавиуса была успешно реконструирована с использованием оригинального строительного материала.
Этому способствовали эскизы и заметки вышеупомянутого Палладио. Восстановленная арка стояла на небольшой площади в окрестностях замка Кастельвеккио, совсем недалеко от своего первоначального местоположения.
Порта Борсари
Ворота Борсари (Porta Borsari) служили главным входом для тех, кто прибывал в Верону по улице Виа Постумиа. Его история восходит к первым оборонительным стенам, возведенным между 50 и 40 гг. до н.э.n.e., хотя свою нынешнюю форму он приобрел лишь в следующем столетии.
Первоначально он назывался Порта Йовия, ссылаясь на храм Юпитера в этом районе. Нынешнее название здания относится к средним векам и происходит от имени сборщиков налогов, которые стояли у ворот.
Porta Borsari, расположенная между двумя зданиями, не самая маленькая, но, возможно, удивительно, что сохранился только передний фасад из белого известняка. Раньше он еще имел задний фасад, вестибюль между ними, галереи на верхних этажах и две круглые башни (более 7 м в диаметре), защищавшие его снаружи.
Не пропустите в этом районе! Напротив ворот находится небольшая площадь Ларго Гвидо Гонелла.
В его южной части находится историческое здание с сохранившейся настенной живописью в верхней части фасада. Это один из немногих примеров сплошных фризов, украшавших в прошлом многие резиденции нарисованного города.
Porta Leoni (Львиные ворота)
Porta Leoni — вторые из римских ворот, ведущих в город. Оба входа были построены по одному плану. Львиные ворота, однако, сохранились в гораздо меньшей степени и сейчас занимают менее заметное положение — их фасад, расположенный ниже уровня улицы, обращен к узкой улице.
Первоначальное название ворот неизвестно. Современное прозвище относится к найденному в этом районе саркофагу, украшенному львами.
Прямо у ворот были обнаружены небольшие древние руины.
Понте Пьетра
Датируемый началом I века, п.n.e. Понте Пьетра. Каменный мост) — одна из старейших переправ, возникшая еще во времена Римской империи.
Здание было частью дороги Via Postumia и было построено до основания города.
К сожалению, мало что сохранилось от первоначального строения, которое неоднократно разрушалось наводнениями. Фактически, единственными древними элементами являются каменные основания колонн, видимые со стороны исторического старого города.
Оставшимся кирпичным и каменным элементам не более тысячи лет. Мост был взорван отступающими немцами в конце Второй мировой войны. Он был перестроен в 1957 году с использованием оригинальных элементов.
Со стороны города конец переправы защищен средневековой башней.
По следам древних церквей
Верона славится своими многочисленными романскими (и другими) историческими церквями. Вход на четыре из них осуществляется по билетам. К ним относятся Кафедральный собор, церковь Св.
Церковь Святого Зенона, церковь Св. Фермо и церковь Св. Церковь Анастасии.
Вы можете приобрести отдельные билеты за 3 евро или единый билет на посещение всех церквей всего за 6 евро. После покупки входного билета вы получите аудиогид, а также можете попросить буклет на польском языке. Текущие часы работы смотрите здесь. [По состоянию на 2020 год]
Каждая из церквей выделяется чем-то своим. В одном из них мы находим раскопанные мозаики из раннехристианской базилики, в другом — монументальную романскую крипту, обращенную к нефу, а третий является одним из лучших образцов итальянской готики. В каждом из них вы проведете около 45 минут, поэтому рекомендуется спланировать свой визит так, чтобы успеть посетить все из них.
Ниже мы кратко описали каждый из храмов, вместе с их наиболее характерными элементами/памятниками. Кроме того, мы включили две менее известные церкви, расположенные за пределами основных четырех.
Церковь Святого Петра. Зенон
Базилика Святого Петра. Гробница святого Зенона (итал. Базилика Сан-Дзено Маджоре (Базилика Сан-Дзено Маджоре) является лучшим образцом романской архитектуры в Вероне, а некоторые даже считают ее одной из самых красивых церквей своего периода во всей Италии.
Храм расположен немного в стороне от дороги, за пределами первоначальных городских стен. Здесь нет совпадения — он был возведен на месте захоронения святого Зенона. Крипта посвящена святому Зено, епископу Вероны в 362-380 годах и нынешнему покровителю города.
Первый монастырский комплекс с церковью был построен примерно в 6 веке, но с ростом культа Св. Церковь Святого Зено стала неадекватной. В последующие века он несколько раз расширялся.
В 1117 году в городе произошло землетрясение, разрушившее большую часть комплекса. Вскоре после этого началась длившаяся несколько десятилетий реконструкция, в ходе которой церковь приобрела свой нынешний романский облик.
Если посмотреть на фасад базилики, то сразу бросаются в глаза две башни. Справа находится отдельно стоящая колокольня (итал. кампанила) XII века высотой 63,50 м. Это здание очень стройное и парящее.
Мы встречаем его во многих публикациях, описывающих развитие романской архитектуры. Слева — башня аббатства 13-го века.
Прямо над входным порталом расположена розетка в виде диска счастья, выполненная мастером Бролиото. Боковые стороны портала украшены двумя скульптурными группами начала XII века. Рельефы справа изображают сцены из Ветхого Завета и легенду о Теодорихе, а слева — эпизоды из Нового Завета и поединки между рыцарями и валетами.
Мы начинаем нашу экскурсию по базилике с прогулки по клуатру, который является самой старой частью комплекса. Его украшением является небольшая часовня святых Петра и Павла. Базилика Святого Бенедикта, которая, возможно, датируется временем первого храма.
Попав внутрь церкви, взгляд сразу же притягивается к многочисленным скульптурным украшениям и фрескам. Многие картины были созданы художниками из школы Джотто, который некоторое время работал в Вероне, и многие местные художники черпали у него вдохновение. Во время экскурсии обратите внимание на головы колонн, разделяющих нефы, — каждая из них отличается от других.
Отличительной чертой базилики является крипта, довольно необычно открытая в сторону нефа. Внутри него, в конце апсиды, покоится вскрытая реликвия/тело святого покровителя. Сама крипта датируется 10 веком и сохранила несколько элементов от более ранних построек.
Осматривая храм, не пропустите притвор хозяина Николая, где можно увидеть бронзовую дверь, состоящую из 48 панелей. На каждом из них изображены различные сцены, и они относятся к разным периодам.
Панно со сценами из жизни Христа относятся к 11 веку, а панно с мотивами из Нового Завета — ко второй половине 12 века. Для посетителей имеется мультимедийный экран, знакомящий с каждой из панелей.
В районе!
Район Сан-Дзено — один из самых приятных районов Вероны. В его пределах вы найдете множество тратторий и пабов с высоким рейтингом.
В воскресенье огромная площадь перед базиликой Святого Зенона. Церковь Святого Зенона (на. Piazza San Zeno) превращается в огромный антикварный рынок под открытым небом.
Еще одна достопримечательность района — Галерея Джустиция Веккья, созданная в исторической церкви 14 века, где проводятся бесплатные выставки.
Кафедральный собор
Кафедральный собор Вероны (итал. Cattedrale di Santa Maria Matricolare) не является отдельным зданием, а входит в ансамбль из нескольких взаимосвязанных романских построек (итал.). Complesso della Cattedrale di Verona).
Первый собор был построен на этом месте уже в 4 веке. Его строительство было инициировано Святым Стефаном. Святой Зенон, один из первых епископов и впоследствии святой покровитель города.
Он был построен на остатках римских вилл с тепловыми системами, которые использовались для обогрева нефа.
Однако довольно скоро храм был признан слишком маленьким, и в следующем веке его заменили гораздо более крупным зданием. Раннехристианская структура разрушилась примерно в 7 веке.
Вскоре после этого началось строительство нового собора. Первый этап работ длился с 8-го по 9-й век.
В это время был заложен совершенно новый фундамент, а основная часть церкви была перенесена дальше на юг. В 1117 году в Вероне произошло сильное землетрясение, разрушившее большую часть здания.
Реконструкция, в ходе которой весь комплекс был расширен и наделен романскими чертами, продолжалась еще несколько десятилетий. Его повторное освящение состоялось в 1187 году.
Романский фасад получил два монументальных вестибюля. Первый, называемый более крупным, двухэтажный, был построен около 1139 года. Он выходит на Соборную площадь (итал. Piazza Duomo).
Второй менее впечатляющий, его можно увидеть с улицы Пьета Веккья.
И что ждет нас внутри?
-
церковь св. Собор Святой Елены — храм каноников, впервые построенный в 9 веке и перестроенный в романском стиле после 1117 года. Интерьер здания скрывает остатки обеих раннехристианских построек — фундамент стен, фрагменты апсиды и впечатляющие мозаики были извлечены на свет.
-
Романский баптистерий 1123 года под названием Сан-Джованни-ин-Фонте. Его интерьер украшает великолепная восьмиугольная крестильная купель, считающаяся шедевром романской скульптуры. Авторство чаши, вырезанной из цельного куска мрамора, приписывается мастерской Бриолото.
-
романский атриум св. Собор Святой Марии Матриколаре служит крытым переходом между церковью Каноников (Святой Марии Креста) и собором Святого Иоанна Крестителя. Собор Святой Елены) и сам собор. В этом зале можно увидеть остатки раннехристианской базилики. Интригующим элементом дизайна в комнате является свисающее ребро кита, похожее на арку Arco della Costa, описанную ранее.
-
Кафедральный собор — интерьер собора был полностью перестроен в течение 15/16 веков и утратил большую часть романского декора, хотя среди более новых настенных росписей удалось разглядеть немногочисленные остатки оригинальных фресок. Папа Луций III, умерший в Вероне в 1185 году, был похоронен в церкви.
Памятники вокруг собора
Глава Библиотека
Рядом с собором находится одна из старейших библиотек, которая до сих пор используется в Европе, — Капитолийская библиотека (итал. Biblioteca Capitolare). В его фондах хранятся бесценные рукописи и книги, самые старые из которых относятся к первым векам христианства.
Экскурсии на английском языке проводятся в библиотеке каждую пятницу в 11 часов утра. Более подробную информацию можно найти здесь. [по состоянию на 2020 год]
Романские клуатры: скрытое сокровище Вероны
Комплекс, в котором находится библиотека капитула, скрывает малоизвестное сокровище — великолепные романские клуатры середины 12-го века (по-итальянски "Клойстеры"). Chiostro dei Canonici) с арками, поддерживаемыми парами небольших колонн.
Монастыри были построены на месте ранее существовавшей здесь раннехристианской базилики. Следы древнего храма можно увидеть в раскопанных напольных мозаиках. Проходя по атмосферным коридорам, мы также натыкаемся на фрески и дощечки с надписями.
Клуатры окружают внутренний двор с колодцем. Одна из стен характеризуется двухэтажными аркадами.
Вход в монастыри бесплатный, хотя они несколько скрыты от посторонних глаз. Чтобы попасть к ним, нужно обойти собор слева (начиная от площади Дуомо) — вход находится на узкой улочке.
В клуатрах находится вход в епархиальный музей Museo Canonicale di Verona.
Епископский дворец
Сзади собора стоит дворец епископа. Хотя здание не открыто для посещения, стоит зайти во внутренний двор и взглянуть на видимые украшения.
Церковь Святого Лаврентия. Церковь Анастасии
Церковь Святой Анастасии в Вероне. Анастасия. Basilica di Santa Anastasia) — самая большая церковь в Вероне и один из важнейших образцов готической архитектуры в Италии.
В прошлом в этом районе было две церкви, включая более раннюю церковь Св. Анастасия.
В 1290 году по инициативе доминиканцев и при финансовой поддержке семьи делла Скала на их месте было начато строительство великолепного храма в честь Святого Доминика. Вторая ступа почти на сто лет старше ступы Святого Петра Веронского, местного мученика. Строительные работы продолжались до последних десятилетий 15 века.
В итоге получилась трехнефная церковь, поддерживаемая 12 массивными колоннами из веронского красного мрамора. Все здание было построено из красного кирпича.
Отличительной чертой здания является стройная колокольня высотой 72 метра. Стоит также отметить фасад, который является единственной частью церкви, которая не была окончательно завершена — по первоначальному плану он должен был быть полностью покрыт мрамором.
Хотя церковь официально получила новое название, местные жители не перестали называть ее церковью Святого Петра. Анастасия.
Интерьер скрывает множество великолепных часовен и алтарей, украшенных фресками, картинами и скульптурными элементами. Самой известной настенной росписью является фреска с изображением Святой Анастасии.
Святой Георгий с принцессой. Она появилась благодаря кисти Пизанелло, одного из самых значительных итальянских художников интернациональной готики.
Вы увидите ее на внешней арке у капеллы Пеллегрини. Храм использовался местными рыцарями, о чем напоминает трофей из битвы при Лепанто, висевший в одной из часовен.
При посещении церкви невозможно не заметить две чрезвычайно оригинальные купели для крещения. Более старая из них датируется концом XV века, и на ней изображен горбун, поддерживающий чашу. Согласно суеверию, прикосновение к горбу приносит удачу.
Второй ступа почти на столетие старше. В них также используется мотив фигуры, поддерживающей чашу на спине, но в этом случае скульптура гораздо более реалистична и богата деталями.
Церковь Святой Анастасии в Вероне. Церковь Святой Анастасии примыкает к гораздо меньшей готической церкви, называемой Малой церковью Святой Анастасии. Церковь Святого Фермо в Вероне.
Chiesa di San Giorgetto o San Pietro Martire) с рубежа 13/16 века. Его интерьеры скрывают фрески XIV века, но они редко открываются для публики.
Нам удалось заглянуть внутрь во время одного из местных фестивалей, когда официальная процессия покидала церковь. В средние века здание служило частной часовней для немецкоязычных рыцарей.
Не пропустите! Обе церкви соединены аркой, на которой стоит гробница Гульельмо да Кастельбарко, одного из величайших основателей новой базилики. Памятник имеет форму ковчега, покрытого навесом, и был построен намного раньше, чем гробницы семьи делла Скала, описанные ранее.
Церковь Св. Фермо
Сан-Фермо-Маджоре (итал. Chiesa di San Fermo Maggiore) — двухэтажная романско-готическая церковь, построенная на берегу реки Адидже. Он был построен на том самом месте, где в 305 году были замучены святые Фермо и Рустико.
Здание было построено в два этапа. Во-первых, между 1065 и 1413 годами доминиканцы построили двухэтажную церковь в романском стиле. Они хранили реликвии внизу, а наверху проводились мессы.
В 1261 году комплекс перешел в собственность францисканцев, которые перестроили верхнюю часть в готическом стиле, включая вестибюль. Второй этап работ продолжался примерно до 1350 года.
Фасад здания был построен в середине 14-го века и представляет собой аккуратное сочетание обоих стилей (романского и готического). Слева от входного портала находится небольшая гробница в форме ковчега.
Здесь покоится Авентино Фракасторо, врач и близкий друг Кангранды делла Скала. Обратившись лицом к фасаду, мы можем заглянуть через стекло в клуатр.
Нижняя церковь по форме напоминает крипту из. Главный неф пересекает лес колонн. До наших дней сохранилось несколько фресок, датируемых 12-14 веком.
При посещении нижней части обратите внимание на остатки раннехристианской базилики V века, на полу которой хранились мощи двух святых покровителей. Доминиканцы, желая сохранить их именно там, где они были изначально установлены, снесли ранее существовавшее здание до самого пола.
Верхняя церковь, безусловно, более представительная. Он наполнен великолепными часовнями и алтарями. Над ним возвышается деревянный потолок, украшенный изображениями святых.
Самым важным памятником верхней церкви является мавзолей Бренцони, великолепный образец интернациональной готики. Фрески были украшены молодым Пизанелло.
Не пропустите также несколько скрытый мавзолей Делла Торре. В часовне рядом со ступенями, ведущими в нижнюю церковь, покоятся потомки знаменитого Данте Алигьери.
Церковь Святого Фермо. Церковь Святого Георгия — еще одна из тщательно охраняемых тайн Вероны
Церковь Святого Фермо в Вероне. В 1261 году комплекс перешел в руки францисканцев, которые перестроили верхнюю часть в готическом стиле, включая притвор церкви Св.
Chiesa di San Giorgio in Braida) лежит на противоположном берегу реки, в районе Брайда. Его история восходит к 11 веку и связана с ныне несуществующим бенедиктинским монастырем. Однако свой нынешний вид храм приобрел лишь в эпоху Возрождения, а в XVI веке архитектор Микеле Санмичели покрыл его массивным куполом.
Интерьер церкви содержит множество великолепных картин. Можно даже сказать, что он представляет собой небольшую художественную галерею.
Самым важным произведением искусства является картина Паоло Веронезе, изображающая сцену мученичества святых Петра и Павла. Церковь Святого Георгия, которая висит над главным алтарем.
Прямо над главным входом висит работа Тинторетто с мотивом Крещения Христа. Самые крупные из картин украшают боковые стены хора.
Внутренняя часть купола, спроектированного Санмичели, напоминает римский Пантеон.
Церковь открыта для публики и бесплатна, но редко посещается, поэтому у нас есть возможность посетить ее в тишине и спокойствии.
Chiesa delle Santa Teuteria e Tosca: самая старая церковь в регионе
Небольшая церковь (на самом деле часовня), посвященная двум святым мученикам, является одной из самых старых сохранившихся церквей во всем венецианском регионе. Его история, вероятно, восходит к 5 веку, а самые старые упоминания, найденные в документах источников, относятся к середине 8 века.
Хотя здание было увеличено и расширено в 14 веке, мы все еще можем видеть его раннехристианский план, отсылающий к знаменитому мавзолею Галлы Плацидии в Равенне.
Кьеза делле Санта Теутерия э Тоска примыкает к гораздо более крупной церкви Св. Апостолы (итал. Chiesa dei Santi Apostoli) и вы найдете его на улице Corso Cavour, рядом с воротами Porta Borsari.
Посещение часовни возможно только по субботам. [по состоянию на 2020 год]
Терраса в замке Сан-Пьетро: лучшая точка обзора для панорамного вида на старый город
Вряд ли можно найти лучшее место для обзора панорамы исторического старого города, чем площадь, протянувшаяся вдоль вершины холма Святого Петра. Кастель Сан-Пьетро.
Широкая (и бесплатная) панорамная терраса позволит нам полюбоваться несколькими церковными и светскими башнями. Средневековая Верона была сосредоточена на небольшой территории в пределах городских стен, и довольно скоро каждый свободный клочок пространства был застроен в ней.
Самые богатые жители справлялись с этим ограничением, поднимаясь все выше и выше, строя все более высокие жилые башни. На самом деле, высота башни была хорошим показателем богатства и значимости конкретной семьи.
Сегодня сохранилось лишь несколько из них, но в прежние времена горизонт Вероны формировали около 40 величественных сооружений, самые высокие из которых достигали высоты более 80 метров!.
Как попасть на террасу в замке Сан-Пьетро? У вас есть выбор: подняться по лестнице или воспользоваться канатной дорогой.
Более приятный (и утомительный) вариант — пройтись пешком. Необходимо преодолеть около 230 ступеней. Подъем может занять до 20 минут, а спуск — вдвое меньше.
По пути мы осмотрим руины римского театра. Лестница начинается напротив моста Понте Пьетра. Также мы можем отправиться с улицы Виколо Ботте, прилегающей к театру.
Более удобный вариант — воспользоваться фуникулером, который доставит вас на вершину всего за 90 секунд. Стоимость поездки в одну сторону составляет всего 1 евро. Нижняя станция находится в начале улицы Санто Стефано (адрес: Via Santo Stefano, 6). Фуникулер работает ежедневно (кроме 25 декабря и 1 января) — с апреля по октябрь с 10:00 до 21:00, а в остальные месяцы с 10:00 до 17:00. [2020 статус]
Giardino Giusti: сады эпохи Возрождения за рекой
Прогуливаясь по плотно застроенным улицам исторического старого города, нелегко найти даже самый маленький уголок зелени. Но стоит только пересечь реку, чтобы найти один из величайших секретов Вероны — ренессансные сады Джардино Джусти.
Однако слово "секретный", возможно, немного преувеличено, поскольку сады часто посещали богатые аристократы и великие художники, такие как Моцарт и Гете, который даже посвятил им отрывок в своих мемуарах, написанных во время путешествия по Италии. Однако не все, кто ищет величайшие достопримечательности Вероны, найдут их сразу, и хотя они не очень большие, они скрыты за длинным фасадом, и многие туристы, вероятно, проходят мимо них, не подозревая об этом.
Сады Джардино Джусти и дворец, за которым они были построены, открыты для посетителей. Во время посещения мы увидим симметричные итальянские сады с лабиринтом, поднимемся на террасу с видом на старый город и пройдемся по дворцовым залам, где декор 20-го века сочетается с более старыми настенными и потолочными украшениями.
Подробнее о садах Джардино Джусти вы можете прочитать в нашей статье Джардино Джусти в Вероне: посещение ренессансных садов и прилегающего дворца.
Несколько слов о холме Св. Питер
К востоку от старого города и на противоположном берегу реки Адидже находится холм Святого Лаврентия. Собор Святого Петра стал прообразом современной Вероны.
Именно на этом холме в 6 веке p.n.e. члены сеноманского племени основали свое поселение. Строительство левого берега реки началось только с основания римского муниципалитета или за несколько мгновений до того. Жилой район переместился в новый квартал, а на склоне холма был построен монументальный театр.
После падения империи оборонительные качества холма были оценены по-новому. На его вершине должна была быть построена церковь Святого Петра.
Посещение церкви Святого Петра, в честь которой назван холм, хотя до наших дней от нее не сохранилось никаких следов. Возможно, здесь также находился дворец остготского короля Теодориха Великого, который сделал Верону своей неофициальной столицей.
Первая средневековая крепость на холме Святого Петра. Холм Святого Петра появился в первой половине 10 века.
Его основателем считался король Италии Беренгарий, который, по преданию, был похоронен в его стенах. Это сооружение просуществовало до 1393 года, когда печально известный амбициозный Джан Галеаццо Висконти приказал снести его и построить более внушительное оборонительное сооружение, способное эффективно контролировать и защищать доступ в город.
В 1801 году этот комплекс был разрушен наполеоновскими войсками. В 1852 году здание, стоящее до сих пор, было построено как казарма. Хотя его нельзя посетить, с его террасы открывается прекрасный панорамный вид на исторический старый город.
В районе холма сегодня находится несколько примечательных достопримечательностей. Самые известные из них — Римский театр, о котором мы уже рассказывали, панорамная терраса перед замком Сан-Пьетро и сады Джусти. Туристы, имеющие больше времени и склонностей, могут также осмотреть остатки исторических укреплений (стены, ворота, круглые здания), оборонительные сооружения, церкви и смотровые площадки.
Прогулка вдоль реки Адидже
Если вы хотите увидеть Верону с другой стороны, вы можете прогуляться вдоль реки Адидже, которая протекает через нее. Со своей стороны, мы можем порекомендовать три коротких раздела.
Первая начинается у замка Кастельвеккьо и ведет примерно 300 м в сторону района Сан-Дзено. Во время прогулки мы сможем полюбоваться мостом Скалигеров во всей его красе.
Следующие два начинаются у моста Понте Пьетра. Первая — это короткая речная набережная, протянувшаяся в северном направлении. В теплый день многие жители используют его для отдыха.
Если у вас есть больше времени, вы также можете пройти по тротуару на юг. Во время прогулки нас ожидает приятный вид на горизонт старого города.
В прошлом Верона страдала от многочисленных наводнений, в результате чего городские власти решили поднять берег реки, что потребовало сноса многих дворцов. Еще несколько веков назад фасады зданий были обращены прямо к воде.
По следам городских укреплений
В районе Вероны вы найдете многочисленные остатки оборонительных укреплений, которые помнят различные периоды истории города.
Первые стены были возведены уже в I веке до н.э.n.e.. Однако они окружали не весь муниципий, а только ту часть, которая не примыкала непосредственно к руслу реки.
В последующие века укрепления укреплялись, одновременно расширяя окруженную ими территорию. В III веке, опасаясь вторжения германских племен, их расширение было приказано императором Галиеном. Во время правления остготского короля Теодориха Великого, который избрал Верону своей резиденцией, на другом берегу реки также были возведены стены.
В средневековой Вероне городские укрепления были расширены по меньшей мере дважды. Один раз в 12 веке, когда были укреплены те стены, которые остались со времен Теодориха.
Самый важный строительный проект был осуществлен по инициативе Кангранде делла Скала в первой половине 14 века. К 1325 году были построены высокие стены, массивные и укрепленные множеством башен, ограждавшие не только исторический центр, но и соседний холм Св. Питер.
Эти стены сохранились до 19 века. Тем временем венецианские инженеры приспособили его к новым опасностям, вызванным, прежде всего, распространением артиллерии. В 1920-е гг.
В 16 веке были построены ренессансные бастионы и ворота, спроектированные уважаемым архитектором Микеле Санмичелли.
Многие следы бывших оборонительных сооружений сохранились до наших дней. Ниже мы представили некоторые из них.
- двое ворот (Porta Borsari, Porta Leoni) и участок стены на площади Piazzetta Mura Galliano римских времен;
- трое монументальных ворот, спроектированных Микеле Санмичели: Порта Нуова, Порта Палио и Порта Сан Дзено. Все их можно увидеть в восточной части старого города. Первый из них находится на пути от главного железнодорожного вокзала к центру города.
- Парко делле Мура — городской парк, созданный на месте ренессансного бастиона и хода стен, который простирается между Порта Нуова и Порта Палио;
- средневековые ворота Портони делла Бра, а также участок стены на площади Бра;
- длинный участок стены с башнями времен Кангранде делла Скала, который проходит вдоль Виа С. Зенон в Монте на холме Св. Святого Петра;
- в районе садов Джардино Джусти сохранился фрагмент стен XII века, построенных на фундаменте сооружения времен Теодориха.
- ворота Порта Весково и восстановленный бастион Святого Петра. Здание Магдалины (на. Бастион делле Маддалене), внутри которого находится бесплатная выставка об истории городских укреплений.
Что поесть в Вероне? Краткое знакомство с местной кухней
Для туристов, ранее посещавших только южные регионы Италии, классические веронские блюда могут стать легкой неожиданностью. Среди традиционных блюд здесь лидируют два вида мяса — конина (итал. cavallo) и ослик (wl. асино, ослиное мясо).
Конина, которая в последние десятилетия исчезла из польской кухни, является легким и нежирным мясом. Щипок намного тяжелее и толще.
Среди блюд из макаронных изделий одним из самых популярных является биголи, которое зародилось в регионе Венето и напоминает толстые спагетти. Нередким сопровождением являются ньокки, рис (итал. ризотто, особенно местный сорт Vialone Nano) и полента. Полента — популярное на севере Италии блюдо из кукурузной муки, по консистенции напоминающее густую манную крупу.
Незаменимым сопровождением вечерней трапезы является вино. Провинция Верона может похвастаться многочисленными винодельческими регионами.
Виноградники простираются от границ Ромео и Джульетты до берегов озера Гарда. Жемчужиной среди местных вин является красное Амароне из региона Вальполичелла.
Однако это дорогой напиток (бокал может стоить 8-10 евро), и даже веронцы относятся к нему как к особому случаю. Немного более дешевой заменой может стать вино Рипассо, которое упрощенно можно назвать его бюджетным кузеном.
После краткого вступления стоит упомянуть о некоторых блюдах, которые подают в веронских тратториях и ресторанах.
Мы начинаем с pastissada de caval, которая представляет собой нежное и очень долго готовящееся рагу из конины, маринованной в красном вине (иногда только в Amarone) с морковью, луком и гвоздикой. Это блюдо подается с полентой, которая может прийтись по вкусу не всем.
Согласно традиции, это блюдо восходит к войне между Теодорихом Великим и королем Италии Одокером. Одна из величайших битв произошла в Вероне в 489 году.
В сражении участвовало до десятков тысяч солдат, в том числе много конных, которые пали вместе со своими животными. Победитель стычки, Теодорих, разрешил голодным горожанам съесть своих лошадей, что в те времена почти не практиковалось.
Но мертвые животные слишком долго находились на поле боя и уже начали приобретать неприятный запах, который устраняли, приправляя их вином, травами и луком. С течением времени это блюдо превратилось в кулинарный символ Вероны.
Еще одно блюдо, набирающее популярность, — ризотто амароне. Это очень простое блюдо, которое, однако, выделяется своими уникальными ингредиентами.
Для его приготовления используется вино Амароне, рис Виалоне Нано, сыр Монте Веронезе, сливочное масло и мясной или овощной бульон. Если вы хотите попробовать его, вам придется заказать порцию как минимум для двух человек.
Последнее основное блюдо, которое мы опишем, это bigoli al ragù d'asino. Название кажется сложным, но это просто паста биголи с мясным соусом из ослиного мяса.
Наконец, мы упомянем два сладких угощения. Первый из них — традиционный рождественский торт пандоро. Хотя его можно найти в каждом уголке Италии, не все знают, что он родом из Вероны.
Второй — сладкие пирожные Baci di Romeo (поль. Поцелуй Ромео) и Baci di Giulietta (польск. Поцелуй Джульетты). На вид они совсем неприметные, но внутри очень нежные и интересные на вкус.
Их можно найти в нескольких разновидностях в различных кондитерских Вероны.
Верона: практическая информация
Общественный транспорт
2020
Компания ATV отвечает за городское автобусное сообщение Вероны. Единые билеты действительны в течение 90 минут с момента первого пробивания, стоят €1,30 и позволяют совершать сколько угодно пересадок.
Билеты пробиваются каждый раз, когда вы входите в транспортное средство. Входите в автобус спереди. За мгновение до того, как вы планируете сойти, не забудьте нажать кнопку "стоп".
Билеты продаются в киосках, обозначенных буквой Т (от tabaccheria). В дополнение к единым билетам можно приобрести дневные билеты за 4 евро.
Непосредственно в автобусах установлены торговые автоматы, продающие разовые билеты (без сдачи) за 2 евро. Торговые автоматы принимают монеты и не возвращают сдачу.
Как добраться до Вероны?
Прибытие на поезде
Прибыв в Верону на поезде, мы выходим на станции Verona Porta Nuova, которая находится немного в стороне и примерно в 1,5 км от исторического центра. Прогулка до римской арены займет у нас около 20 минут.
Читателей, интересующихся оборонительной архитектурой, наверняка не смутит тот факт, что по пути они пройдут мимо ренессансных ворот Порта Нуова. Недалеко от станции можно найти и другие следы бывших укреплений.
Прибытие на автомобиле: где припарковаться в Вероне?
Посетители, прибывающие на автомобиле или арендованном автомобиле, должны знать, что большая часть исторического старого города Вероны (от высоты Арены до реки) была объявлена зоной ограниченного движения (ZTL, Zona a traffico limitato). Вы найдете карту с очерченными границами здесь.
И что это на самом деле означает? Если вы въедете в зону ZTL вне разрешенных часов, вы почти наверняка получите как минимум один штраф в размере 98,50 евро (73,60 евро при оплате в течение первых пяти дней).
И почему мы использовали слово по крайней мере? Поскольку вся операция автоматизирована, борта фиксируются камерами, и штраф выписывается за однократный въезд — если вы пересекаете зону дважды, вы получите два штрафа.
Свободный доступ в зону ZTL возможен с понедельника по пятницу с 10:00 до 13:30 и с 16:00 до 18:00, а в выходные и праздничные дни с 10:00 до 13:30. Парковка в зоне ZTL разрешена только в специально отведенном месте и стоит €2 в час (или €1 за 30 минут).
С точки зрения туриста, планирующего активное посещение, это мало что дает, и нам кажется, что ради святого спокойствия лучше избегать исторического центра. Если вы нашли жилье в запретной зоне, вам следует связаться с владельцем жилья и попросить добавить его в систему.
Внимание! Последний раз мы обновляли время въезда в зону ZTL в марте 2021 года. Если вы планируете войти, проверьте часы работы на официальном сайте города в разделе этот адрес.
К счастью, в непосредственной близости от центра есть несколько парковок, хотя большинство из них платные. Самый популярный находится на площади Цитаделла (адрес: Cittadella 4). Плата составляет 18 евро за весь день или 1 евро за каждые 20 минут.
Также рядом с центром есть как минимум три бесплатные автостоянки, но в высокий сезон на них быстро заканчиваются места. Ближайшая к старому городу остановка находится на Porta Palio (адрес: Viale Galliano). Два других работают на Piazzale Guardini и Piazzale Olimpia (автостоянка Stadio).
Более подробный список автостоянок можно найти на официальном сайте города.