Расположенная на вершине мыса Кап-Ферра, вилла Эфрусси де Ротшильд является одной из самых грандиозных аристократических резиденций, когда-либо построенных на Лазурном берегу. Наполненная произведениями искусства и окруженная живописными садами, вилла была построена в первом десятилетии прошлого века, в золотой век эпохи, известной как Belle Époque (польск. прекрасная эпоха), когда побережье Французской Ривьеры стало заполняться виллами, построенными самыми богатыми представителями элиты того времени.
Сегодня роскошная резиденция открыта для посетителей и является одной из самых популярных достопримечательностей Лазурного берега.
История
Вилла была построена по заказу баронессы Беатрис Эфрусси де Ротшильд, которая не только происходила из банковской семьи Ротшильдов, но и в 1883 году вышла замуж за Мориса Эфрусси, другого богатого представителя банковской индустрии. Таким образом, ее средства были неисчерпаемы, и она использовала их для путешествий по миру и приобретения бесценных произведений искусства, таких как картины старых мастеров и редкий фарфор.
В начале двадцатого века Беатрис посетила кузена своего мужа, археолога Теодора Рейнаха, который только что начал строительство чрезвычайно необычной приморской резиденции, известной сегодня как вилла Керилос. Его окрестности настолько понравились баронессе, что она сразу же приобрела значительный участок земли на соседнем мысе Кап-Ферра, который сегодня известен как Полуостров миллиардеров.
В 1904 году она развелась и вскоре после этого начала строительство великолепной резиденции, окруженной комплексом из девяти садов, которое продолжалось до 1912 года. Задание по подготовке проекта нового поместья было возложено на придворного архитектора бельгийского короля Аарона Мессию. Еще одна его работа на Лазурном берегу — вилла Массена, расположенная на Английской набережной в Ницце.
Темой новой собственности должно было стать путешествие на пароходе "Иль-де-Франс", которое баронесса совершила некоторое время назад и которое навсегда запечатлелось в ее сознании. Мало того, что вилла была названа в честь океанского лайнера (Villa Île-de-France), главный сад имеет форму палубы корабля и предлагает вид на море с обеих сторон.
Ежедневно о блаженных минутах, проведенных на борту, ей напоминали тридцать садовников, работавших в поместье, которых она обязана была… в матросской одежде! Изначально часть садов виллы служила также зоопарком, где было место для для фламинго, обезьян или газелей. Однако сегодня, к счастью, от них не осталось и следа.
Роскошный интерьер виллы в стиле неоренессанс украшен мебелью, фарфором, произведениями искусства и украшениями, собранными баронессой на протяжении многих лет.
После смерти аристократки вилла и все ее убранство, в соответствии с ее завещанием, перешли в руки Академии изящных искусств (фр. Académie des Beaux-Arts), часть научного общества Института Франции, а сегодня служит домом-музеем.
Вилла Эфрусси де Ротшильд: туры и практическая информация
Вилла и окружающие ее сады открыты для самостоятельных экскурсий. Мы можем провести экскурсию с бесплатным аудиогидом на английском языке или с помощью приложения, которое нужно установить на ваш телефон (в последнем случае вся экскурсия займет около 90 минут).
Для спокойного посещения лучше всего запланировать от 90 до 120 минут (или больше, если вы хотите подольше посидеть на одной из скамеек в саду и насладиться видом живописной панорамы местности).
Не пропустите! Каждые двадцать минут, считая с каждого полного часа, во Французском (главном) саду начинается живописное шоу фонтанов в сопровождении классической музыки.
Текущие цены на билеты и время работы можно найти на официальном сайте. Цены на въезд не самые низкие, но если вы планируете активное посещение Лазурного берега, стоит обратить внимание на проездной билет Французской Ривьеры, который здесь в почете.
Вилла: архитектура, комнаты, фарфор
Вилла Эфрусси де Ротшильд, которая по своему убранству напоминает королевский дворец или музей и наполнена бесценными памятниками и произведениями искусства. Прогуливаясь по нему, иногда трудно поверить, что баронесса действительно жила здесь или развлекала своих гостей.
Вилла имеет форму дворца неоренессанса в итальянском стиле с двумя этажами. На первом уровне находились представительские комнаты и комнаты, постоянно используемые владельцем, а верхний этаж предназначался для гостей. При посещении второго уровня стоит уделить время просмотру примерно двадцатиминутного фильма об истории особняка.
Фасады
Резиденция имеет два представительных фасада, которые напоминают светскую и священную архитектуру, известную по Венеции и Флоренции.
Северный фасад имеет более эклектичный характер, с ярким вестибюлем в готическом стиле в его центральной части. Южный фасад, обращенный к саду, кажется больше, так как он был предназначен для просмотра с расстояния.
Патио (внутренний двор)
Самым большим и в то же время самым строгим помещением в интерьере виллы является представительный внутренний дворик, окруженный колоннами из веронского мрамора, где баронесса принимала своих гостей. Внутренний двор имеет типично ренессансный характер, с архитектурными деталями, заимствованными из исторических церквей и монастырей.
Большой салон и малый салон
Большой салон, из которого открывается великолепный вид на побережье, является самым роскошным помещением во всей резиденции. Его интерьер наполнен бесценным антиквариатом, включая: потолочные панели работы Джандоменико Тьеполо, ковры времен Людовика XIV и Людовика XV, настенные панели из парижского отеля де Крильон или игровые столы.
Второй комнатой, предназначенной для гостей баронессы, была так называемая "комната для гостей". Маленький салон.
Коллекция французского фарфора из королевской мануфактуры
В столовой и прилегающей к ней комнате представлена одна из самых значительных коллекций французского фарфора, изготовленного на королевской мануфактуре в Севре, действующей с XVIII века.
В следующей комнате, известной как фарфоровая, львиную долю экспонатов составляет фарфор, изготовленный на королевской мануфактуре в Венсенне. Обе фабрики были построены во время правления короля Франции Людовика XV — сначала в 1740 году была открыта Венсенская фабрика, а шестнадцать лет спустя все производство было перенесено на новую мануфактуру в Севре.
Квартиры баронессы
Личные апартаменты баронессы находятся на нижнем уровне. В их число входят:
- Будуар (небольшая комната, используемая для чтения или приема близких) с секретером, ранее принадлежавшим самой Марии Антуанетте;
- спальня с венецианской кроватью, обитой китайским шелком;
- раздевалка;
- ванная комната.
Гостевые комнаты на первом этаже
Комнаты на верхнем этаже предназначались для ночлега гостей виллы. Каждый из них имеет уникальный характер и отличается различными украшениями.
- Голубая спальня, помимо великолепного вида, отличается панелями, напоминающими картины, найденные в Помпеях;
- Гобеленовая комната, как следует из названия, украшена висячими коврами, созданными на королевской мануфактуре (с мотивом Вакха и Ариадны).
- Фарфор, произведенный на Мейсенской мануфактуре, выставлен в Тедди-руме;
- "комната обезьян" Свое прозвище он получил из-за панно и других украшений, изображающих одноименных животных в различных формах;
- Китайский салон с азиатскими предметами, импортированными во Францию с 17 века .
Сады
Девять садов принадлежат вилле — один главный сад и восемь небольших садов. Самый важный из них, наполненный фонтанами французский сад, выполнен в форме корабля и ответвляется прямо от южного фасада резиденции. Каждые двадцать минут, считая от каждого полного часа, в этом саду начинается живописное шоу танцующих фонтанов, сопровождаемое звуками классической музыки.
Остальные восемь садов расположены немного ниже и представляют собой небольшие тематические сады, через которые проложены пешеходные дорожки со скамейками и смотровыми площадками.
К ним относятся:
- Севрский сад, украшенный декорациями, изготовленными на королевской мануфактуре;
- Испанский сад с очаровательным внутренним двориком, окруженным колоннами в коринфском стиле;
- Флорентийский сад с подковообразной лестницей, созданной по образцу архитектуры тосканской столицы;
- каменный сад (лапидарий) с многочисленными декоративными элементами, датируемыми от Средневековья до эпохи Возрождения;
- японский сад;
- Провансальский сад с растениями, произрастающими на юге Франции;
- экзотический сад с суккулентами и великолепными кактусами;
- розарий с более чем сотней видов этих цветов и смотровыми площадками, выходящими на восток и запад.